Зарубежный дайджест

Психиатрия. Психология

  • От чего люди болеют

Психосоматические заболевания, наиболее частые в наше время, не случайность, а след­ствие незнания, невежества или не­внимания к своему здоровью.

Болезнь — расплата за легкомыс­ лие, необдуманные поступки, когда люди крепки задним умом и не ду­ мают о последствиях. Болезнь — рас­плата за глупость и упорство в глу­пости, за самонадеянность и высоко­мерие, за переоценку себя при недо­оценке других людей, обстоятельств, препятствий и сложности жизни. Болезнь угрожает тому, кто идет по пути, ведущему в тупик, кто следует ложным целям и ценностям, кто стре­мится не туда и не за тем, выбирает не то и живет не так.

Болезнь — следствие искаженно­ го, больного образа жизни. Это рас­плата за гонку, спешку, суету, когда стрелка часов превращается в хлыст. Страх не успеть, страх нечто упустить — ложный страх. Понятен страх за ребенка, естествен страх на войне, но ложен страх, порожденный суетой сует, ложными ценностями. Мудре­цы и на улице выделяются тем, что в спешащей толпе шествуют величест­венно и неторопливо. Дикое живот­ное, если оно не затравлено, пора­жает благородной неспешностью сво­их движений и действий. Спешащий человек затравлен, если даже соци­ально благополучен. Вечно спешащий не будет здоров, его жизнь не будет долгой и полноценной. Мудрый пла­нирует свой день, свою жизнь таким образом, чтобы не торопиться, что­бы успевать неспешно.

Болезнь — расплата за притязания, превышающие возможности человека. Люди переоценивают свои силы. Это одна из самых частых причин психо­соматических заболеваний. Попытка поднять непосильный груз кончается "психосоматической грыжей". "Пси­хосоматическим СПИДом" является мода. Человек надрывается в погоне за модным, престижным. Речь, есте­ственно, идет о чрезмерном. Все, что можно охарактеризовать как чрезмер­ное, сокращает жизнь. Люди различ­ны по своим психофизическим дан­ным. И каждому — свое. Тот, кто сла­бее способностями, талантом, силой, должен компенсировать это в воз­можном, доступном, отказываясь от невозможного. Однако медлительный состязается с быстрым от природы, т. е. на "поле" быстрого; слабый бо­рется с сильным как раз на том по­прище, на котором он слаб, а силь­ный — силен. Мужчина со слабой половой конституцией домогается любви женщины с сильной половой конституцией, заведомо обрекая себя на неудачу, унижения и муки ревнос­ти. Обделенный талантом всю жизнь доказывает, что он талантлив. Кар­лик борется с великаном, а малый ко­рабль отправляется в большое плава­ние.

Болезнь — расплата за волюнта­ ризм, когда рассудок подавляет в че­ловеке его врожденную сущность, ин­стинкты и темперамент, эмоции, чув­ство достоинства и личную свободу. Волюнтарист выигрывает социально, но, насилуя себя, подавляя влечения своего сердца, свою натуру, проигры­вает в здоровье.

Болезнь — расплата за чрезмерные, непосильные для данного человека страсти, когда живут только сердцем, игнорируя доводы рассудка, и, опять-таки надрываясь, громоздят ошибку на ошибку, проблему на проблему, когда воюют большой кровью, а по­беда — пиррова.

Болезнь — расплата за проступки против совести, чести и достоинства, плата за подлость и жизнь во лжи, за трусость, за подавленный праведный гнев и протест, за пассивное, а тем более активное участие в неправед­ном.

Болезньрасплата за терпение в том, что не должно и невозможно тер­ петь, когда "ради детей" живут с не­навистным супругом или супругой, когда раболепно подчиняются на ра­боте недостойному, когда любят, но не борются за любовь, когда страст­но чего-то хотят всю жизнь, но так и не решаются добиться желаемого.

Болезнь — расплата за вечную не­ удовлетворенность, когда человек не способен достичь того, что может принести удовлетворение, и не спо­ собен отказаться от недосягаемого. И если не удовлетворен работой, семей­ными отношениями, своим социаль­ным статусом, достигнутым — дер­зай, меняй, действуй или откажись от желаемого, измени отношение к тому, что тебя не удовлетворяет, но не пребывай в страдании.

Болезнь — расплата за вечный страх, за жизнь под дамокловым ме­ чом, когда не соответствуют должнос­ти, месту и времени, когда удержи­вают то, чего не удержать, когда жи­вут нечестно и страдают от неотвра­тимости возмездия, когда собирают урожай на чужом поле.

Гарбузов В. И. Человек — жизнь — здоровье. - СПб. 1995. — 429 с.