Наша кнопка

Добрый день, уважаемые дети и родители!

подростковый клуб

«ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ»

В воскресенье 4 октября 2015 г. в 14.00 в трапезной храма св. вмч Георгия Победоносца (пр. Коммунистический 38 б)

11 октября 2015 г.

2009 год

Воспитывать ответственность за здоровье нации

Панькова И.И. Бережницкая О.Н.

Южный федеральный университет

2009 г.

Демографическая ситуация в нашей стране в настоящее время определяется как кризисная. Именно поэтому вопросы демографического развития, роста численности населения (тем более в условиях современной депопуляции) находятся в поле зрения не только научного изучения, но и должны включаться в общеобразовательный процесс. Велика роль учителя географии в освящении важности этой проблемы, в ориентации учащихся на сохранение и укрепление своего здоровья и, как следствие, здоровья будущих поколений России. Однако проблема эта комплексная и требует к себе комплексного подхода. Её решение связано с переосмыслением образовательного идеала, с решением задач сохранения и укрепления такого экзистенциального фактора качества человека как здоровье, которое является интегративной характеристикой личности. Согласно международным правовым нормам понятие «здоровье» включает в себя несколько составляющих, среди которых наиболее значимым является здоровье физическое, психическое, социальное, духовное.

Вопросы воспитания отношения к здоровью как экзистенциальной ценности находиться в рамках научной проблематики факультета психологии Южного Федерального Университета. Им координируется инновационная деятельность по данной тематике ряда школ г. Ростова-на-Дону.

Например, школа №37 г. Ростова-на-Дону с 1995 года функционирует как «Школа экологии детства». Защита интересов ребенка в «Школе экологии детства» предусматривает внимание ко всем этим составляющим понятия здоровья. Но физическое здоровье не может быть самоцелью. Это условие, основание для активной творческой жизни, личностного роста, самосовершенствования. Как показывает анализ ценностных ориентаций детей и родителей на первый план в современной социокультурной ситуации выходят аспекты, связанные с духовно-нравственным и социальным здоровьем.

Основным критерием социального здоровья можно считать эффективность и успешность адаптации человека в обществе, в котором он живет. Социально здоровый человек способен адекватно оценивать время, место, ситуацию, эффективно и активно использовать различные социальные роли, предлагаемые самой жизнью.

Социальное здоровье тесно взаимосвязано с психическим и духовно-нравственным здоровьем. Одним из важных критериев психического здоровья является способность человека к сотрудничеству, позитивное отношение к себе и к окружающим. К факторам, влияющим на психическое здоровье, относятся также личностные особенности человека, определенная иерархия жизненных ценностей и целей.

Критерии духовно-нравственного здоровья связаны со степенью осознанности бытия человеком, со стремлением человека к самосовершенствованию, к осознанному, ответственному, творческому отношению к своей и чужой жизни, с приоритетом таких духовных потребностей, как творчество, любовь, познание, с приобщением к духовным традициям своего народа.

Экзистенциальный потенциал православной культурной традиции, взаимосвязь трихотомийной иерархии: дух-душа-тело с возможностью вертикального трансцендирования человека к надэмпирическому постижению смысла своего бытия даёт российскому образованию духовно-нравственную основу его целостности.

Одна из основных функций культуры — установление иерархии ценностей и смыслов, жизненных ориентиров, а вершинным проявлением этой иерархии является система духовно-нравственных ценностей. Культурная отечественная традиция обладает неисчерпаемым ценностным потенциалом, реализуемым педагогической наукой и практикой лишь отчасти, поэтому нуждающимся в непрестанном переосмыслении и обновлении.

Можно вычленить три основные функции духовно-нравственных ценностей в современном образовательном пространстве: во-первых, это мировоззренческая системообразующая и смыслообразующая функция; во-вторых, указанные ценности являются фактором возвращения в школу живых органических взаимоотношений педагога и учащихся, в-третьих, они являются фактором формирования и сохранения физического, психического и духовного здоровья субъектов образовательного процесса (см. об этой подробнее Панькова И.И. «Педагогика здоровья» 2007 г.).

Утрата ценностных ориентаций в духовно-нравственной сфере ведет к агрессивности, безволию, стремлению к саморазрушению. Чтобы этого не произошло в процесс обучения каждого предмета необходимо привлечение материала, открывающего перспективу влияния на процессы нравственного становления личности, способствующего восстановлению утраченного мировоззренческого, образовательного и воспитательного единства образовательного процесса.

Здоровье подрастающего поколения выступает в качестве одного из важнейших условий, обеспечивающих полноценность процесса образования. Вместе с этим представления о здоровье человека, его образе жизни в настоящее время становятся элементами содержания общего среднего образования. Овладение здоровьесберегающими технологиями — это тот реальный компонент обозначенного направления деятельности школы, с овладения которыми может начинаться работа каждого учителя.

Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть уроков вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т. д. Умение учителем географии выделить и подчеркнуть в большинстве учебных тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. В уроке как в капле воды присутствует все основные компоненты учебного процесса.

В качестве иллюстрации как воплощается на практике идея здоровьесберегающего образования, приведем нашу разработку урока географии.

Курс « География: население и хозяйство России » (9 класс)

Тема урока: Непосредственное влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Учебник: А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России, §7, с.31

Цели: Познакомить учащихся с непосредственным влиянием природных условий (климатических, геохимических, биохимических) на жизнь человека, его здоровье. Дать понятие «рекреация». Совершенствовать умение анализировать карты, вести диалог.

Учебно–наглядный комплекс: Карты России — физическая, климатическая, природных зон; картины разных территорий России с антропогенным ландшафтом (горный аул, станица в степи, стойбище в тундре).

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1) Повторение терминов и понятий (написаны на доске): природные условия, виды отношений человека с природой, культура, адаптация и ее виды, виды биологической адаптации, внебиологическая адаптация, непосредственное и опосредованное воздействие природы на организм человека.

2) Фронтальная работа по принципу «Я знаю, что …». Учащиеся по очереди или по желанию дают определение (ученики демонстрируют знания по данной теме).

3) Ответы на вопросы (каждый вопрос отпечатан на отдельном листе, лист перевернут, ученик отвечает на любой попавшийся вопрос):

- Чем природные условия отличаются от природных ресурсов?

(Природные условия — это та часть природы, которая влияет на жизнь и деятельность человека, но не участвует в производстве материальных благ.)

- Что относят к природным условиям? (Климат, рельеф, воды, горные породы, природные зоны.)

- Какие природные условия можно считать благоприятными для проживания человека? (Теплый климат, наличие пищи и пресной воды, защита места проживания от нападения извне.)

- Какие природные ресурсы находят практическое использование? (Минеральные, биологические, водные и т. д.)

- В чем заключается эстетическое значение природы? (Источник вдохновения.)

- Вспомните музыкальные произведения, произведения живописи о природе. (Например, И. Левитан (живопись пейзажа), П.И. Чайковский «Времена года», И.Тургенев, М.Пришвин и т.д.)

- Кто из русских писателей и поэтов дал вал описание природы России?

- Кто из русских художников, с вашей точки зрения, наиболее эмоционально выразил красоту России?

- В чем заключается познавательное отношение человека к природе? (Природа всегда была объектом познания ее законов.)

- Вспомните ученых, которые посвятили свою жизнь изучению природы.

- Как адаптация влияет на здоровье человека?

- Вы переехали жить из средней полосы России в Заполярье. Как может адаптироваться ваш организм?

- Приведите примеры адаптации у жителей Севера (ненцы, чукчи). Приведите примеры адаптации у жителей жарких районов. (Примеры могут быть связаны с цветом кожи, скоростью обмена вещества и энергии).

- Приведите два примера индивидуальной биологической адаптации человека.

- При переезде с юга на север (смена природных условий в районе проживания) сколько длится снижение иммунной системы организма человека? (Первые полгода.)

- В каком возрасте адаптация организма идет наиболее трудно? (В пожилом.)

- Через какое время при проживании в зоне Севера истощается организм человека? (Через 10 - 15 лет.)

- Приведите примеры внебиологической адаптации человека: в пище, в домашнем хозяйстве, в религии, в одежде, в красоте (жилище, скот, культурные растения и др.).

- Приведите примеры приспособления человека к окружающей среде через одежду и характер жилища. (Чум коренных жителей Севера( ненцы, эвенки, чукчи) сделан из сшитых оленьих шкур, которые не продуваются; объем чума небольшой — лучше удерживается тепло и меньше идет топлива для подогрева, чем, например, в таежной избе, как правило, двухэтажной.)

III. Изучение нового материала

Вопрос на доске: «Как влияют климатические, геохимические, биологические условия на организм человека?»

Изучение нового материала организовано в группах.

Каждая группа получает карточку с заданием, готовится, распределив вопросы и затем обсудив в группе результат работы. Группа готовит общий ответ по вопросу.

Группа №1

Задание:

Выясните, как на здоровье человека влияют климатические условия. Отвечая, используйте текст учебника (учебник А.И. Алексеева, В.В. Николиной, §7, с.31) и дополнительный материал.

Вопросы:

1. Как на здоровье человека влияют климатические условия Заполярья (г. Норильск, г. Воркута), условия Подмосковья (зона смешанных лесов), горный климат (высокогорья Кавказа)?

2. Найдите влияние (положительное и отрицательное) на здоровье человека в каждом из перечисленных регионов России и в своей местности.

3. Определите влияние на здоровье человека количества солнечной радиации, температуры воздуха летом и зимой, относительной влажности воздуха, скорости ветра, степени изменчивости погоды, амплитуды температур зимы и лета.

Отчет группы может быть таким:

«Климатические условия на территории России различны. Самые неблагоприятные условия в Заполярье, там наименьшее количество солнечной радиации в году. Это может вызвать заболевания цингой, рахитом. Климат Заполярья зимой — экстремальный (опасен для здоровья и жизни человека), т.к. велико неблагоприятное влияние низких температур при сильном ветре. При температуре воздуха даже -10ºC и сильном ветре возможны обморожения кожи. Зимой опасно и переохлаждение организма. Низкие температуры воздуха при его высокой относительной влажности тяжелее переносятся организмом человека. В Москве -20ºC переносится тяжелее, чем в Сибири -30ºC.

В Подмосковье более короткие зимы, более длинное и теплое лето, большее количество суммарной солнечной радиации, а значит здесь наиболее благоприятные климатические условия. Полярная ночь отсутствует. Сильные ветры бывают редко. Перепады атмосферного давления часты. Повышенная влажность воздуха зимой неблагоприятна для человека (из-за содержания в воздухе льдинок усиливается действие мороза).Показатели солнечной радиации в горах высокие. Здесь можно получить ожоги кожи. Пониженное атмосферное давление и низкое содержание кислорода в атмосферном воздухе вызывают кислородное голодание, головокружение».

Группа № 2

Задание:

Выясните, как влияют геохимические условия на организм человека. Отвечая, используйте текст учебника (учебник А.И. Алексеева,§7, с. 31-32) и дополнительный материал.

Вопросы:

1. Каким образом действуют на организм человека элементы, содержащиеся в окружающей среде? Как влияет на организм человека недостаток фтора, йода и др. элементов.

2. Почему в настоящее время действие геохимических условий снизилось? Как можно избежать влияния на организм человека недостатка йода в окружающей среде?

3. Из-за антропогенного влияния в некоторых районах России ухудшилась геохимическая обстановка. Почему?

4. Какие химические элементы содержатся в окружающей среде (рассмотрите свою местность) в избытке или недостатке?

Группа № 3

Задание:

Выясните влияние биотических условий на организм человека. При ответе используйте текст учебника (А.И.Алексеев,§7, с.32) и дополнительный материал.

Вопросы:

1. Какие растения и животные представляют опасность для человека, почему? Какие из них встречаются в вашей местности?

2. Какие животные мешают находиться человеку на открытом воздухе, и нужно ли уничтожать всех вредных для людей животных?

Группа № 4

Задание:

Разработайте «Кодекс туриста» (6-7правил поведения человека в природе с целью ее сохранения). Предлагаемые правила нужно объяснить.

Например:

Охрана природы - нужная и важная обязанность каждого человека.

1. Огонь- главный враг леса, не оставляйте непотушенных костров! Костер нужно засыпать землей или залить водой до полного исчезновения пламени.

2. Не загрязняйте природу! Не бросайте мусор в родники, реки, озера! Не мойте транспортные средства в реках и озерах!

3. Образовавшийся во время похода в лесу мусор обожгите на костре и вместе с пакетами закопайте в специальной яме, закрыв сверху дерном.

4. Не рубите деревья, не ломайте кустарники!

5. Берегите животных, не беспокойте их. Не разоряйте птичьи гнезда! Не разрушайте муравейники!

6. Не рвите огромные букеты цветов. Человек выбирает самые крупные и красивые экземпляры растений, поэтому они могут скоро исчезнуть.

После подготовки группа обсуждает свой отчет и определяет делегата. Отчет заслушивают все учащиеся класса в течение 4–7минут.

IV. Закрепление

- Как влияют на организм человека климатические условия? Назовите положительные факторы и отрицательные.

- Назовите животных, которые являются переносчиками геморрагической лихорадки? (Мыши.)

- Какую опасность несут лесные клещи? (Клещевой энцефалит.)

- К чему приводит недостаток йода в организме? (К ослаблению умственной деятельности, заболеваниям щитовидной железы — зоб.)

- Может ли человек изменить влияние природных условий на здоровье, жизнь человека? (Человек может изменить влияние геохимических условий на здоровье, добавляя в воду, в пищу недостающие элементы. Например, при недостатке йода, люди добавляют в пищу йодированную соль.)

- Что означает «рекреация»? (Рекреация — восстановление израсходованных в процессе труда и развитие физических, духовных сил человека.)

- В художественных произведениях каких писателей и поэтов показано отношение человека к природе? (Е.А. Евтушенко, В.П. Астафьева, Ф.А. Абрамова и др.)

V. Домашнее задание

По учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной: §7, читать (ответить на вопросы для самооценки с. 32).

Опережающее задание:

Подготовьте сообщения на тему «Природные условия и жилище человека», «Природные условия и одежда», «Природные условия и пища человека»

1. Алексеев А.И. Николина В.В. География: население и хозяйство России. 9 кл. – М. Просвещение, 2005 год. С. 333.

2. Сиротин В.И. География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6–11 кл. – М. Дрофа, 2002 год. С. 256.

3. Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 класс: Методическое пособие. – СПб. Паритет, 2001 год. С. 256.

Начиная опытно-экспериментальную работу с оздоровительных методик и здоровьесберегающих технологий, коллектив «школы экологии детства» осознал необходимость перехода на следующий уровень — переход к анализу проблем смыслопорождения в образовательном процессе, способов воспитания ответственности за свое здоровье, а, следовательно, здоровье нации.

*Статья публиковалась в журнале «География в школе» (ВАК), №9, 2009 г.