Педагогические факторы

- Представленность идей здоровья и здорового поведения в образовательных стандартах и программах.

- Уровень подготовки работников системы образованиям и его направленность на обеспечение здоровья.

- Обучение и воспитание личностных основ здорового (самосохранительного) поведения.

-Трудовая нагрузка на школьника.

- Уровень психологического риска для развития личности в современном образовательном учреждении.

- Эмоциональное выгорание педагогов в системе образования.

Рассмотрим их более детально.

Представленность идей здоровья и здорового поведения в образовательных стандартах и программах.

В действующих в стране образовательных стандартах и программах идеи здоровья, здорового образа жизни, а также технологии продвижения последнего, обучения здоровому поведению, практически не представлены.

Решение проблемы образования в области индивидуального здоровья в неспециализированных (не связанных с проблемами здоровья человека) вузах преимущественно осуществляется в рамках программы преподавания дисциплины «Физическая культура», фрагментарно в «безопасности жизнедеятельности», «Природопользовании» и «Концепциях современного естествознания» у гуманитариев. Однако, здоровьесберегающая эффективность даже этих единичных курсов, вызывает сомнения у специалистов [27].

Уровень подготовки работников системы образования в сфере здоровья

Система образования должна научить детей, подростков и молодых людей справляться с различными жизненными ситуациями, возникающими проблемами, а не уходить от трудностей через алкоголь, курение и наркотики, сделать правильный выбор в отношении разрушающих здоровье факторов, по-человечески относиться друг к другу и к окружающим.

Ориентация на сохранение и укрепление здоровья требует изменений в содержании школьной программы, применения новых методик обучения и воспитания, а также конструктивного изменения поведения самих педагогов и менеджеров образования.

На сегодняшний день ощущается острая нехватка специально подготовленных педагогических кадров, способных обеспечить решение задачи информирования обучающихся о здоровье, формированию у них самосохранительных установок, обучения здоровому поведению.

Это связано с тем, что в нашей стране образование в сфере здоровья как научно обоснованная система практически отсутствует, хотя такая стратегия могла бы стать прорывом в достижении результатов в сфере охраны здоровья.

Частью решения проблемы подготовки квалифицированных в отношении охраны здоровья педагогических кадров необходимо введение в образовательную подготовку педагогов и менеджеров образования «самосохранительной составляющей», обучив их особенностям воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью в сфере охраны здоровья.

Проблема понимания подобного воспитания – одна из самых сложных в современной научно-педагогической литературе и практике. Классическое понятие сущности проблемы заключается в определении Ушинского (1974), который трактует воспитание как намеренное стремление воспитателя повлиять на воспитуемого. Несмотря на то, что данный процесс является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей, воспитание самосохранения может опираться лишь на личностно-ориентированный (субъект-субъектный) подход к воспитанию, принятый в современной отечественной педагогике. Он обозначен в Законе РФ об образовании и других источниках. Воспитание с позиции данного подхода — процесс сознательно организуемого взаимодействия педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф. 1997). Из данного определения понятия воспитания следует активная деятельность всех субъектов этого процесса, исключается понимание воспитания как одностороннего действия на личность и манипулированию личностью.

Традиционные направления воспитания зависят от целей (умственное, трудовое, физическое, эстетическое и т.п.). Нам представляется актуальным ввести еще одно направление — воспитание основ самосохранения, в том числе самосохранения здоровья. Цель такого воспитания — сформировать индивидуальные основы самосохранения здоровья у детей (обучающихся) и взрослых (самих педагогов).

Под самосохранением понимается модель жизнедеятельности человека, обеспечивающая его физическое здоровье, оптимальное психологическое состояние и социальный статус. Э та модель базируется на личностных характеристиках (ценности, мотивы, установки) и здоровом поведении. Предмет самосохранения определяется, исходя из цели данной деятельности: жизнь, психологическое состояние, статус в системе межличностных отношений и т.д. Формирование модели самосохранения— задача воспитания, поскольку она подвержена влиянию культурных и исторических условий развития личности. Скажем, в аристократической культуре некоторых стран в XVII XVIII веках доблестью и честью считалось участие в дуэлях, войнах, обилие сексуальных связей (Франция, Япония, Россия). Количество «побед» повышало статус мужчин в обществе.

Самосохранение здоровья — деятельность индивида (группы), направленная на обеспечение защиты, оптимального состояния и (или) улучшения собственного здоровья (цели самосохранительной деятельности). Объектом самосохранения является здоровье в целом, представленное в виде модели, присущей данному социуму. Предметом самосохранения здоровья могут быть избраны как системные диспозиции, так и отдельные характеристики физического, психического или социального здоровья. Иными словами, самосохранение здоровья и самосохранительная деятельность в связи со здоровьем могут рассматриваться как синонимы.

Основами самосохранительной деятельности (ССД) являются характеристики личности, которые определяют ее характер и направленность: иерархия ценностей, структура мотивов и потребностей, система установок и диспозиций, ответственность и степень рефлексии за действия по отношению к собственному здоровью. Они служат факторами самосохранительной деятельности и могут являться предметом воспитания.

Под воспитанием основ самосохранения здоровья понимается процесс педагогического взаимодействия, направленный на организацию и стимулирование активной самосохранительной деятельности человека по овладению им системными диспозициями, стратегиями и навыками поведения, способствующими здоровью.

Предлагаемое понятие исходит из фундаментальной категории педагогики «воспитание», а также междисциплинарных понятий «здоровье» и «самосохранение». Однако «воспитание основ самосохранения здоровья» отличается от понятия «валеологическая культура», поскольку последнее предполагает, цитируя одного из авторитетных ученых в области валеологии Э.Н. Вайнера, «знание человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих» (2005) — то есть знания и умения. Результатом же воспитания основ самосохранения у человека станут не только знания и умения, но и личностные характеристики и поведенческие особенности, которые обеспечивают сохранение здоровья.

Отличается воспитание основ самосохранения здоровья и от валеологического воспитания в русле п едагогической валеологии. Последняяизучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития (Апанасенко Г.Л. 1999; Брехман И.И. 1990; Вайнер Э.Н. 2005). Эта отрасль валеологии динамично развивалась в последние годы XX века, так как у ее приверженцев возникла иллюзия быстрых достижений по оздоровлению человека при относительной «дешевизне» введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе. Однако слабая методологическая база валеологии как научного направления, отсутствие собственных научных и практических методов привели к трансформации и противоречиям ее собственных базовых установок (так, материалистическое и натуралистическое представление о человеке в трудах В.П. Казначеева (1993, 1997) и В.В. Колбанова (1998) никак не сочетается с теософским пониманием человека в работах Л.Г. Татарниковой (1996) и заявлением о божественной природе человека авторов известного учебника по валеологии — Г.Л. Билич и Л.В. Назаровой (1998). В статье «Мировоззренческий и научный статус валеологии», получившей широкий отклик у научной общественности, философы Л.В. Фесенкова и А.Т. Шаталов писали, что введение мировоззренческих установок оккультизма в концептуальное поле валеологии, которое в корне изменило характер валеологической теории с материалистического на пантеистический, выстроили оккультный образ человека и магический образ мира и дискредитировали валеологию как науку (2009).

Отсутствие единой теории здоровья, хаос в теоретических представлениях и изменение базовых установок валеологии делают невозможным использование современными педагогами валеологического научного аппарата и валеологических программ воспитания детей и молодежи.

Воспитание основ самосохранения здоровья тесно связано с обучением, на котором базируется уровень собственно медицинской педагогики, обучающей индивида поведению, предотвращающему заболевания. Однако воспитание самосохранения здоровья выходит за пределы медицинской педагогики, поскольку последняя ориентирована преимущественно на обучение больных людей. Воспитание самосохранения здоровья как педагогический процесс ориентировано не на получение знаний о болезни, а на изменения личностных и поведенческих характеристик, которые обусловливают здоровье.

Понятие здоровья в настоящее время в педагогике, педагогической антропологии, валеологии, медицинской социологии, медицине несколько отличаются друг от друга. Из уже упомянутого междисциплинарного определения понятия здоровья, провозглашенного в Уставе (Конституции) ВОЗ от 1948 г. и других документах ВОЗ явствует, что здоровье трактуется, во-первых, как динамическое состояние, построенное на многозначной взаимосвязи физических (биологических), психологических (душевных) и социальных факторов. И во-вторых, что здоровье — не абстрактное состояние, не самоцель, а средство достижения цели жизнедеятельности человека. то есть функциональный ресурс, «позволяющий людям жить индивидуально неповторимой и продуктивной в социальном и экономическом отношениях жизнью, иметь индивидуально неповторимый и продуктивный в социальном и экономическом отношениях образ жизни» (там же).

Иными словами, здоровье – это позитивная концепция, в которой за основу берутся социальные, личностные, а также физические возможности человека (Оттавская хартия укрепления здоровья ВОЗ, Женева, 1986 г.).

Укрепление здоровья для отдельного индивида— процесс, позволяющий ему усилить контроль за определяющими факторами (детерминантами) своего индивидуального здоровья и, таким образом, улучшить его. В Оттавской хартии определяются три основные стратегии укрепления здоровья:

· защита, активное отстаивание здоровья для создания основных, наиболее существенных условий для здоровья;

· предоставление всем людям возможности достичь и реализовать полностью свой потенциал здоровья;

· и осуществление посредничества между различными интересами в обществе для обеспечения и достижения здоровья.

Эти стратегии поддерживаются и обеспечиваются несколькими направлениями первоочередной, приоритетной деятельности педагогов, которые должны найти свое воплощение и в процессе воспитания самосохранения у обучающихся. В частности, «…создание благоприятных условий и факторов для здоровья; усиление общественной активности, деятельности на коммунально-общинном уровне в интересах здоровья; развитие персональных навыков и умений; изменение отношения к здоровью и поведения в отношении здоровья явно связаны с целями и задачами данного процесса (Глоссарий терминов по укреплению здоровья ВОЗ, 1986 г.).

Конечно, понятие «укрепление здоровья» употребляемое в системе образования, имеет некоторые отличия о принятого ВОЗ, поскольку там под это понятие попадает в сущности любая мера, предпринятая индивидуумом, независимо от фактического или субъективно воспринимаемого состояния здоровья, с целью укрепления, защиты или поддержания здоровья (при этом объективная эффективность такого поведения с точки зрения цели в расчет не берется). Педагогический смысл понятия «укрепление здоровья» заключается в овладении обучающимися в процессе воспитания стратегиями и навыками самосохранительной деятельности, способствующими достижению здоровья и (или) улучшению качества жизни, а также в ориентации на здоровый образ жизни .

И здесь неминуемо встает вопрос об овладении педагогами технологией воспитания личностных основ самосохранения у детей и молодежи. Педагогическая технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение; logos — слово, учение)— система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединение единой концептуальной основы, целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников (Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике - М. 2004 с. 73).

В современной педагогической литературе описаны десятки вариантов классификации технологий воспитания: В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Ф.А. Мустаева, Л.Е. Никитина, И.П. Подласый, Г.К. Селевко. Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике и занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям педагога, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д. В любом случае технологический алгоритм воспитательного воздействия определяет цель, предмет и содержание, а также средства и методы воспитания.

Цикл воспитательной деятельности состоит из системы действий по реализации процесса воспитания. Он включает в себя следующие этапы:

· психолого-педагогическая диагностика обучающихся и определение задач воспитания;

· планирование воспитательной деятельности (определение содержания, выбор методов, форм);

· организация и реализация педагогического взаимодействия;

· оценка результатов педагогического взаимодействия обучаемых и педагогов.

Рассмотрим более подробно предмет и содержание воспитания самосохранения.

Содержание воспитания основ самосохранения составляют научные факты, понятия, принципы и правила организации здорового образа жизни (информированность о здоровье); методы предупреждения разных заболеваний; модели самосохранительной деятельности для снижения риска или упреждения многих заболеваний вследствие конституциональной и наследственной предрасположенности; способы предотвращения рецидивов заболевания; формирование диспозиций и установок к самосохранительной деятельности, развитие потребности и мотивации к самосохранению; индивидуальной ответственности за ЗОЖ.