Предмет гигиены и экологии человека. Этапы развития. Здоровье населения как интегральный критерий качества среды обитания».

Читайте также:

План лекции:

1. Гигиена как отрасль профилактической медицины. Предмет гигиены и экологии человека. Содержание, связь с другими дисциплинами. Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду. Разделы гигиены и экологии. Методы гигиенических исследований.

2. Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека.

3. Основы экологических знаний в профилактической медицине

4. Понятие «здоровье» и его компоненты.

5. Классификация факторов в системе «здоровье — среда обитания».

6. Экологический фактор риска здоровью населения

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), ее структура, виды деятельности, задачи, функции.

⃰ 1 Гигиена – основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и укрепление здоровья населения.

Основной задачей гигиены является - изучение влияния факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье и трудоспособность человека, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Профилактика – ведущий принцип Российского здравоохранения, и проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, важнейшая обязанность медицинских работников.

Под профилактикой в России - понимают широкую систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, на воспитание здорового молодого поколения, на повышение трудоспособности и увеличение продолжительности активной жизни .

Гигиена имеет тесную связь со всеми лечебными медицинскими дисциплинами, эпидемиологией, экологией, а также с химией, биологией, физикой, математикой и общественными науками.

В гигиене выделяют следующие разделы:

1. Коммунальная гигиена

2. Гигиена питания

3. Гигиена труда

4. Гигиена детей и подростков и др.

В гигиене широко применяются следующие методы гигиенических исследований:

1. Метод санитарного обследования - заключается в обследовании и описании объекта в акте, с указанием сроков исполнения предложений по устранению выявленных недостатков.

2. Лабораторно – инструментальный метод включает различные физические, санитарно-химические, бактериологические исследование пищевых продуктов, воды, почвы, воздуха.

3. Экспериментальный метод включает искусственное воспроизведение различных условий среды и изучение сдвигов в организме животных.

4. Клинический метод – позволяет при наблюдении в больницах или при диспансерном обследовании выявлять в организме изменения. Возникающие под воздействием факторов окружающей среды.

5. Санитарно – статистический метод – позволяет изучать показатели здоровья населения ( измерение роста, окружности грудной клетки, силы мышц и т.д. ), заболеваемости и демографии ( смертность, рождаемость, средняя продолжительность жизни и т. д.).

В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук:

1. Общая – изучает закономерности связи со средой, присущие всем живым организмам.

2. Частная – изучает экологию м/о; животных и т.д.

3. Аутэкология – изучает экологию отдельных особей

4. Демэкология – изучает экологию популяций.

5. Синэкология – изучает экологию сообществ.

6. Морфологическая – изучает закономерности строения органов и организмов в зависимости от условий обитания.

7. Физиологическая – выявляет закономерности физиологических изменений, лежащих в основе адаптации организмов.

8. Биохимическая – изучает молекулярные организмы приспособительных реакций организмов в ответ на изменения среды.

9. Палеоэкологическая – изучает экологические связи вымерших групп организмов.

10. Эволюционная – изучает экологические механизмы эволюции.

11. Геоботаника – изучает закономерности существования фитоценозов.

12. Математическая - создание математических моделей, которые позволяют прогнозировать состояние и поведение популяций и сообществ.

13. Экология человека – изучает воздействие экологических факторов на организм человека и его здоровье.

14. Социальная – изучает взаимоотношения человеческого общества и природы.

В вопросах изучения влияния факторов внешней среды на здоровье человека гигиена особенно тесно взаимодействует с экологической наукой, а точнее с одним из разделов – экологией человека, изучающей законы взаимодействия биосферы и человечества, влияние природной среды на человека и группы людей.

⃰ 2. Исторические основы гигиены сформировались в глубокой древности. Уже в Древней Греции, Риме, Египте, Китае, Индии начинается систематизация и пропаганда здоровых условий и образа жизни человека, питания, физической культуры и предупреждения болезней.

Великий древнегреческий врач Гиппократ, в своих трактатах «О здоровом образе жизни» и «О воздухе, водах и местностях». Изложил наблюдения и рассуждения о влиянии ряда факторов внешней среды на здоровье человека.

Истоки названия дисциплины гигиена находим в словарях греческого и латинского языков: hygienos (греч.) — здоровье, приносящий здоровье; sanitas (лат.) — здоровье.

Оба термина «гигиена» и «санитария» сохранились в современной профилактической медицине. Традиционно термин «гигиена» используется как название гигиенической науки. Термин «санитария» отражает практическую реализацию, надзор за выполнением гигиенических норм и правил.

В древнегреческой мифологии находим еще одно толкование термина «гигиена». У Асклепия (бога врачебного искусства) была дочь Гигиея — богиня здоровья. Она была воспета поэтами, запечатлена живописцами и скульпторами в прекрасных произведениях искусства, где изображалась в виде красивой девушки, державшей в руках чашу, наполненную водой и обвитую змеей.

Греческие писатели – философы Платон и Аристотель в своих произведениях развивали идею Гиппократа о влиянии внешней среды на здоровье людей. Поэтому в Греции, где в начале обращали главное внимание на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, гимнастических играх, закаливании. Стали проводить общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот и т.д.

Наследниками культурных богатств греков являлись, римляне, у которых санитарные мероприятия получили еще большее развитие.

Гордостью Древнего Рима были крупные водопроводы, купальни и бани, но этими благами пользовались далеко не все граждане, так как вода облагалась большим налогом. Памятником городского благоустройства остается система канализации с использованием нечистот для удобрения полей и садов.

Период средних веков (VI – XIV) характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Постоянные войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий.

Вспышки оспы, холеры, тифов, массовое распространение проказы, кожных, венерических и глазных болезней были характерным явлением для того времени. Пандемия чумы в XIV в. известная под названием «черной смерти», унесла около 25 млн. человек.

Однако многие средневековые врачи высказывали ценные мысли в отношении гигиены. Мировую известность получило произведение выдающегося таджикского врача и философа Абу Али Ибн Сины (Авиценны) «Канон медицины», изданное в XI в.

Эпоха возрождения (XV – XVI в.) характеризуется некоторым оживлением интереса к гигиене, в частности к профессиональной гигиене. Научный тракт итальянского врача Рамаццини о болезнях ремесленников (1700) является первым сочинением в этой области.

История гигиены как самостоятельной научной дисциплины начинается в 60 —70-е гг. XIX в. когда в Западной Европе и России появляются первые кафедры гигиены при университетах.

В 1865 г. выдающийся немецкий ученый, врач Макс Петтенкофер возглавил кафедру гигиены в Мюнхенском университете. Он явился основоположником экспериментальной гигиены, поскольку обосновал методологию изучения факторов среды обитания с позиции их влияния на здоровье человека. М. Петтенкофер творчески использовал методы естественных наук (химии, физики) для гигиенического исследования и нормирования повседневно воздействующих на человека параметров воздуха, почвы и воды. Он и его ученики разработали многочисленные методы лабораторных исследований в гигиене.

Отечественная гигиена в значительной мере развивалась самобытным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе. Например, общественный водопровод в Новгороде существовал в XI в. замощение улиц в Пскове произошло в XII в. тогда как в Западной Европе эти мероприятия были осуществлены на 300 лет позднее.

Приоритет создания и формирования гигиенической науки в России принадлежит Алексею Петровичу Доброславину и Федору Федоровичу Эрисману.

Первая самостоятельная кафедра гигиены в России была организована в 1871 г. в Военно – медицинской академии в Петербурге А.П. Доброславиным (1842 – 1889). Он известен своими трудами в различных областях гигиены, создал первый российский учебник по гигиене и журнал «Здоровье», первую гигиеническую экспериментальную лабораторию. Велика заслуга А. П. Доброславина в практической реализации профилактической медицины. Он основал и был бессменным руководителем первой в России городской санитарной станции, Петербургского и губернского земства.

В 1882 г. была создана кафедра гигиены в Московском университете и ее возглавил Ф.Ф. Эрисман. Широкой известностью пользуются его труды по школьной, профессиональной гигиене и гигиене питания. С именем и делами Ф. Ф. Эрисмана связан расцвет земской профилактической медицины, в рамках которой земские врачи проводили значительную работу по изучению санитарного состояния различных уездов, обследование земских, церковно-приходских учебных заведений и школ разных ведомств.

В Москве Ф.Ф. Эрисман создал гигиеническую лабораторию. Сейчас это Научно-исследовательский институт, который носит его имя. Под его руководством строились новые здания и клиники медицинского факультета на Новодевичьем поле, где у гигиенического корпуса стоит памятник ему.

В 20-е годы XX столетия в Советской России гигиеническая наука и практика интенсивно развивалась. Происходит дифференциация гигиенических знаний с выделением специальных дисциплин: социальная гигиена и организация здравоохранения, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, несколько позже военная и радиационная гигиена.

В создание и формирование отдельных отраслей гигиенической науки большой вклад внесли советские гигиенисты: Н .А. Семашко — первый нарком здравоохранения, А. И. Сысин, А. А. Летавет, Г. В. Хлопин, А. В. Мольков, В. А. Рязанов, Ф. Г. Кротков, С. Н. Черкинский, В. А. Покровский, С. М. Громбах и др.

В 1922 г. был принят декрет Совета народных комиссаров «О санитарных органах республики», который определил государственный характер их действий. Основные задачи и функции санитарной службы были связаны с профилактикой эпидемий и инфекционных заболеваний, проводился предупредительный и текущий санитарный надзор за предприятиями промышленности, коммунального хозяйства, лечебно-профилактическими учреждениями, объектами питания, образовательными учреждениями и пр.

В 1991 г. был принят Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который существенно изменил содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора в России.

С 1999 г. первичная медицинская профилактика регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно закону санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — это такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Реализация профилактических мероприятий проводится через государственный санитарно-эпидемиологический надзор, т.е. деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Для этого в России функционирует санитарно-эпидемиологическая служба: органы и организации, действующие в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

⃰3 Экология — наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

Подобно всем другим областям знания экология развивалась с давних времен. В трудах Гиппократа, Аристотеля и других древнегреческих философов содержатся сведения явно экологического характера. Основы современных постулатов экологических знаний впервые прослеживаются в работе Роберта Мальтуса (1789) об опасности перенаселения планеты Земля и в труде Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859).

Само же определение науки дал в 1868 г. немецкий биолог Эрнст Геккель (1834—1919). В книгах «Всеобщая морфология организмов» и «Естественная история происхождения» он предложил название «экология» для одной из отраслей зоологии, изучающей целостность взаимоотношений между всеми видами живых существ и окружающей их органической и неорганической средой.

Слово «экология» образовано от греческого «oikos», что значит «дом» или «жилище». В буквальном смысле слова экология — это наука об организмах «у себя дома». Определение предмета экологии дает Н.Уэбстер: «Предмет экологии — это совокупность или структура связей между организмами и их средой». При рассмотрении взаимоотношений человека с окружающей средой имеют в виду и влияние этих взаимоотношений на все экологические системы.

Основные законы экологии популярно сформулированы американским экологом Б. Коммонером: