Кафедра общей гигиены

Раздел: Гигиена детей и подростков

Тема:«Введение в гигиену детей и подростков. Актуальные проблемы современной гигиены детей и подростков»

Время: 2 часа

План лекции:

1. Гигиена детей и подростков как наука. Социальная значимость предмета. Методологические и естественнонаучные основы. Предмет, цели и задачи.

2. Методы исследования в гигиене детей и подростков.

а) здоровье детей и подростков;

б) гигиена деятельности детей и подростков;

г) гигиена питания детей и подростков;

д) медицинское обслуживание детского и подросткового населения.

Составила: старший преподаватель, к. м. н. Банникова Л.П.

1999-2000 учебный год

Гигиена детей и подростков (ГДиП) - это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании человека с гармоничным развитием физических и духовных сил.

Это научная дисциплина и практическая область здравоохранения, которая призвана обосновывать, разрабатывать и осуществлять профилактические мероприятия, направленные на укрепление здоровья подрастающего поколения.

Являясь одним из разделов гигиенической науки, она существенно отличается от всех ее разделов тем, что изучает вопросы здоровья человека в период наиболее интенсивного роста и развития с точки зрения влияния природных и социальных факторов. Оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм.

ГДиП разрабатывает гигиенические нормативы и санитарно-противоэпидемические требования и правила к условиям пребывания и воспитания детей, обосновывает оздоровительные мероприятия, направленных на снижение заболеваемости, совершенствование функциональных возможностей и гармоническое развитие детей и подростков.

Ее деятельность направлена на охрану здоровья в социальном отношении наиболее значимой, а в биологическом - наиболее ранимой части населения, т.к. здоровье подрастающего поколения определяет будущее нации.

Дело в том, что характерной особенностью организма ребенка и подростка является незавершенность развития, пластичность и большая степень подверженности влиянию разнообразных факторов окружающей среды .

Выделение гигиены детей и подростков в самостоятельную профильную гигиеническую дисциплину и врачебную специальность не случайно, ибо дети и подростки составляют, как уже было сказано выше, особый контингент населения: они находятся в своеобразных условиях воспитания и обучения, не совпадающих с условиями профессиональной и общественной жизни взрослых.

Таким образом, ГДиП как отрасль науки. связанная с решением проблем влияния факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие растущего организма, ставит своей целью - обоснование и разработку санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения, комплекса оздоровительных мероприятий, способствующих укреплению здоровья и физического развития детей и подростков.

Объектом изучения данной дисциплины является здоровье детских и подростковых коллективов. длительное время находящихся в своеобразных условиях окружающей среды.

Стадия прогрессивного развития человека состоит из 3 крупных периодов. детского (до 12-13 лет), подросткового (до 16-17 лет) и юношеского (до 20-21 года). Отсюда вытекает, что объект изучения ГДиП - здоровье человека в возрасте до 20-21 года.

Гигиена детей и подростков занимается познанием своего объекта во всех его проявлениях в материальном мире, в течение полного этапа его диалектического развития (здоровый образ жизнедеятельности человека до юношеского возраста), тогда как другие гигиенические дисциплины изучают только отдельные факторы материальной среды, формирующие здоровье человека (гигиена труда - производственную деятельность, коммунальная гигиена - условия среды проживания. гигиена питания - алиментарный фактор).

Таким образом, методологическая структура ГДиП может быть представлена следующей схемой.

Схема 1.

Методологическая структура гигиены детей и подростков.