Здоровье человека и окружающая среда (8-й класс)

Цель: расширить и углубить знания учащихся по проблеме сохранения и укрепления собственного здоровья.

 Образовательные:

  • научиться самостоятельно оценивать особенности развития своего организма, изучив основные методики диагностики и исследования.

 Развиващие:

  • выбирать и применять на практике методы исследования, оформлять теоретические и экспериментальные результаты учебного исследования.
  • работать с различными источниками информации, грамотно их цитировать.
  • вести дискуссию, быть корректными к мнению других, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения;

 Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к своему организму, вести здоровый образ жизни.
  • формировать социально значимые умения беречь собственное здоровье.
  • акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии и биологии.

Оборудование: презентации учащихся: «Вся правда о пищевых добавках», «Фитотерапия, или здоровье без лекарств», «Диеты: польза или вред?»; мультимедийное оборудование.

Метод проектов.

Тип урока. урок – защита исследовательских проектов.

Состояние здоровья школьников является главной задачей, определяющей настоящее и будущее.

Сегодня наш урок будет проходить в виде защиты ваших презентаций на тему «Здоровье человека и окружающая среда».

По данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора в России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 % - 40 % - хронические заболевания.

Устрашающие цифры, не так ли?

Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения в обществе, экологической обстановки, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков, педагогов и родителей.

Сегодня мы поговорим о некоторых аспектах нашего здоровья. Многие плохо представляют, что полезно и что вредно для организма, как предупредить те или иные заболевания. Охрану своего здоровья большинство возлагает на медицину. Но никакие достижения медицинских наук не дадут здоровья, если люди сами не научатся его сохранять.

К факторам, нарушающим здоровье, относятся инфекции, переохлаждение и перегревание организма, неправильное питание и недостаток движения, травмы, употребление алкоголя и курение, различные виды облучения и т. д.

Также причиной нарушения здоровья человека может быть умственное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон и неполноценный отдых.

В нашей беседе сегодня принимают участие: врач-педиатр, журналист газеты «Здоровье», диетолог, химик, биолог, а также ученые – исследователи: Смирнова Мария, Юлмухаметов Дамир, Майер Жанна (учащиеся, выполнявшие исследовательские работы).

Врач–педиатр. Врачи давно убедились, что лекарства растительного и животного происхождения по своей природе ближе к человеческому организму, действие их мягче, они меньше дают побочных реакций по сравнению с синтетическими препаратами. Кроме того они не накапливаются в тканях. Необходимость потребления лекарственных трав возросла сегодня вдвойне, когда нужное средство трудно приобрести в аптеках из-за дефицита, а часто и удорожания. Встает вопрос: «Что же лучше: таблетки или лекарственные растения?».

Ученый – исследователь Майер Жанна: Я смогу ответить на ваш вопрос, так как мы провели исследование на тему: «Фитотерапия, или здоровье без лекарств». Мы считаем, что наша работа актуальна, так как состояние здоровья населения и учащихся является главной задачей, определяющее настоящее и будущее.

Цель проекта. сравнить действие таблеток (химически синтезированных препаратов) и природных веществ растительного происхождения.

Задачи проекта:

1.Провести социологический опрос по данной проблеме

2.Разработать методику «Как правильно лечиться травами»

3.Провести опыт «Синтез ангидрометиленлимоннокислого гексометилентетрамина»

4.Сопоставить и сравнить составляющие химически синтезированных препаратов и растительных лекарственных средств.

В данном исследовании мы сделали вывод относительно проблемы выбора лекарственных препаратов, т.к. в наше время эта проблема стала очень актуальной.

Я предлагаю вашему вниманию свою презентацию. (Приложение 1 )

Использование растений в качестве лекарственных средств пришло в наш век из глубокой древности и до сих пор играет значительную роль в арсенале лекарственных средств современной медицины. Исследования показали, что фитотерапия обладает некоторыми преимуществами по сравнению с синтетическими лекарственными средствами. Одним из основных преимуществ является малая частота побочных явлений. Это можно объяснить тем, что «растительное лекарство» - это целый биогенетически сложившийся комплекс, включающий в себя активно действующие вещества, протеины, эфирные масла, микроэлементы, витамины и многое другое.

Существует мнение, что такой комплекс сформировавшийся в живой клетке, имеет большее сходство с человеческим организмом, чем изолированное, химически чистое действующее вещество, поэтому оно легче ассимилируется и дает меньше побочных эффектов.

Проводя данное исследование, мы пришли к следующим выводам:

1. Получили настоящий лекарственный препарат – уротропин – антисептик для мочевыводящих путей.

2. Рассмотрели его растительный аналог – хвощ полевой, обладающий таким же действием.

3. Несмотря на аналогичное действие, состав оказался различным за исключением лимонной кислоты, присутствующей в обоих препаратах.

4. Синтез препарата оказался долгим и сложным, в то время как отвар из хвоща приготовить под силу каждому.

5. Мы считаем, что все химически синтезированные препараты, принимаемые внутрь, можно заменить их растительными аналогами.

6. Благодаря фармакологии появились многие лекарственные препараты, спасшие людям жизнь

7. Химически синтезированные лекарственные препараты подходят для моментального воздействия или при лечении каких либо серьёзных заболеваний, где лекарство вводятся внутривенно, внутримышечно.

Современная медицина не готова полностью отказаться от таблеток, чтобы это сделать, потребуются десятилетия, а медицина будущего будет рассматривать вопрос о лекарственных средствах на более высоком уровне, разделение между химическим синтезом препаратов и растениями исчезнет, и наука сможет лечить людей в полной гармонии с природой.

На наш взгляд, результаты данного исследования могут быть полезны в вопросах совершенствования фармакологии, разрешения проблемы побочного действия препаратов и значительного научного углубления в вопросе лечения природными компонентами.

Диетолог. Современный стиль жизни диктует свои законы. «Иметь лишний вес так же неприлично, как не чистить зубы по утрам», — внушают нам рекламные ролики и глянцевые журналы. Звезды эстрады и кино на все голоса расхваливают всевозможные диеты, а количество центров, обещающих, что можно похудеть быстро и навсегда, уже трудно пересчитать.

Несмотря ни на что, многие девушки готовы идти на любые жертвы ради хорошей фигуры. Еще одним отрицательным моментом краткосрочных диет является то, что мозг не получает необходимой для его нормального функционирования глюкозы.

По мнению большинства врачей (97%), широко рекламируемые диеты и системы похудения опасны для здоровья, так как исключение каких-либо продуктов приводит к дефициту отдельных питательных веществ, что может стать причиной повышенной хрупкости костей или значительного ослабления иммунитета.

Журналист газеты «Здоровье». Подростковый период является переходным. В это время в организме происходит возрастная перестройка, затрагивающая не только физиологию, но и психику подростка. Всякое вмешательство в этот период во внутренние процессы организма чреваты серьезными последствиями.

Средства массовой информации превозносят достоинства тех или иных диет. Однако они не предупреждают о негативных последствиях их применения, особенно подростками. Между тем диеты сказываются на росте и нормальном развитии подростка, приводят к стрессам, заниженной самооценке, тяжелым заболеваниям, в том числе и к психическим.

Врач-педиатр. Несмотря ни на что, многие девушки и юноши нашей школы готовы идти на любые жертвы ради хорошей фигуры и снижения веса. Как подобрать диету? Поможет ли она или навредит? Я обращаюсь к ученому- исследователю- Смирновой Марии.

Ученый – исследователь Смирнова Мария: Мы работали над темой: «Диеты: польза или вред?». Считаем, что наша работа актуальна, так как она должна привлечь внимание учащихся, которые применяют диеты для похудания. Предлагаем вашему вниманию презентацию нашего проекта. (Приложение 2 )

Цель проекта. выяснить, можно и нужно ли применять диеты, чтобы сбросить лишний вес и обрести идеальную фигуру.

 Задачи проекта:

1. Провести социологический опрос.

2. Провести оценку физического развития учащихся.

3. Провести опыт: «Определить тип телосложения».

4. Провести опыт «Определить идеальный вес».

5. Изучить плюсы и минусы 10 самых популярных диет.

Мы провели социологический опрос для того, чтобы выяснить процент учащихся, которые используют в повседневной жизни диеты. Были опрошены учащиеся трех восьмых, двух девятых и двух одиннадцатых класса.

По результатам социологического опроса наибольший процент применения диет у одиннадцатиклассников. Большинство из них применяют диеты в повседневной жизни. Из них 94% знали о диетах, 43% применяли и 57% не применяли. В восьмых классах применение диет ниже, чем у одиннадцатых классов. Всего знали 58%, применяли 27% и не применяли 73%. В девятых классах знали только 44 %, не применяли 79 % и всего лишь 21 % применяли. Мы считаем, что девятиклассники мало знают о диетах, низкий процент применения диет именно у них, надеемся, что результаты нашей работы помогут им расширить знания о применении диет для сохранения и укрепления здоровья.

Мы пришли к выводам, что средства массовой информации превозносят достоинства тех или иных диет. Однако они не предупреждают о негативных последствиях их применения, особенно подростками. Между тем диеты сказываются на росте и нормальном развитии подростка, приводят к стрессам, заниженной самооценке, к тяжелым заболеваниям, в том числе и к психическим.

Как бы то ни было, именно в подростковый период девочки и юноши начинают истязать себя всевозможными диетами, стремясь стать похожими на известных фотомоделей.

Из бесчисленного множества диет для похудения выбрать подходящую достаточно сложно, т.к. подавляющее большинство популярных и модных диет не имеют строго медицинского обоснования и зачастую могут отрицательно воздействовать на здоровье, если их проводить без врачебного наблюдения.

Другим опасным фактором является увлечение подростков модными молодежными журналами, в которых развивается культ красоты. Именно здесь девочке-подростку навязывается представление об идеальной фигуре.

Причиной, что подростки садятся на диету, может стать перекармливание их в детстве. Врачи-диетологи часто отмечают, что родители кормят своих детей неправильно, включая мучные и жирные блюда.

Определив физическое развитие учащихся, мы пришли к выводу:

У всех учащихся масса тела не соответствует росту. На основании метода и анализа результатов индекса Кетле определили, что четыре девушки и восемь юношей страдают избыточной массой тела.

Для определения типа телосложения мы использовали два метода: измерение запястья в самом узком месте и формулу- деление массы тела на рост и пришли к выводу, что оба метода достоверно определили тип телосложения.

Из 14 человек только трое имеют гиперстеническое телосложение, что говорит о чрезмерной массе (все 14 человек применяли различные диеты).

Несмотря ни на что, многие девушки и нашей школы готовы идти на любые жертвы ради хорошей фигуры. Еще одним отрицательным моментом краткосрочных диет является то, что мозг не получает необходимой для его нормального функционирования глюкозы.

Мы рекомендовали своим участникам эксперимента: широко рекламируемые диеты и системы похудения не применять, так как они опасны для здоровья, что исключение каких-либо продуктов приводит к дефициту отдельных питательных веществ, что может стать причиной повышенной хрупкости костей или значительного ослабления иммунитета.

Подростковый период является переходным. В это время в организме происходит возрастная перестройка, затрагивающая не только физиологию, но и психику подростка. Всякое вмешательство в этот период во внутренние процессы организма чреваты серьезными последствиями.

Химик: В наши дни здоровье людей не всегда связано с генетической наследственностью. Все большие воздействие на здоровье оказывают продукты питания, входящие в ежедневный рацион потребления, а точнее их состав. Потребитель сегодня должен быть бдителен в выборе продуктов питания.

Проблема загрязнения продуктов питания – одна из главных проблем для человечества в настоящее время. Современный рынок питания характеризуется широким диапазоном выбора как в ассортименте, так и в ценовых категориях.

Одна из причин появления некачественных продуктов питания на рынке заключается в том, что в стране пока еще низкий уровень контроля продукции. Большое количество низкокачественных продуктов поступает из-за рубежа.

Как подобрать такие пищевые добавки, которые не будут влиять на здоровье людей. Я думаю, что на этот вопрос ответит наш ученый – исследователь Юлмухаметов Дамир.

Ученый – исследователь Юлмухаметов Дамир: Мы работали над темой: «Вся правда о пищевых добавках» и считаем, что наша работа актуальна, так как она должна привлечь внимание наших учащихся и горожан, которые хотят сохранить и укрепить здоровье. Предлагаем вашему вниманию презентацию проекта. (Приложение 3 )

Цель проекта – выяснить, можно и нужно ли применять пищевые добавки к пище, если человек хочет сохранить и укрепить здоровье.

Задачи проекта:

  1. Выяснить влияние пищевых добавок на здоровье человека.
  2. Выяснить, чем отличаются пищевые добавки природного происхождения от синтетического.
  3. Провести опыт «Содержание природных и синтетических красителей в напитках».
  4. Провести опыт «Исследование ингредиентов кока – колы».

Пищевые добавки — природные, идентичные природным или искусственные вещества, употребляемые как пищевой продукт или обычный компонент пищи.

Мы провели социологический опрос для того, чтобы выявить, сколько учащихся знают о вреде и пользе пищевых добавок. Были опрошены два девятых и два одиннадцатых класса.

1 группа – 14-15 лет

2 группа – 16-17 лет

По результатам социологического опроса было выявлено, что учащиеся знают о пищевых добавках на 96%. О вреде пищевых добавок в I возрастной группе знают на 55%, о пользе на 51%, а во второй группе знают о вреде на 68%, а о пользе – 79%.

Мы считаем, что девятиклассники мало интересуются пищевыми добавками, что результаты нашей работы помогут им больше узнать о вреде и пользе пищевых добавок, что позволит им сохранить и укрепить здоровье.

Опыт. Содержание натуральных и синтетических красителей в напитках.

1. Мы убедились, что в составе напитков присутствуют синтетические красители, которые воздействуют на наш организм весьма сомнительно.

2. При добавлении содового раствора к сливовому компоту темно – вишневый цвет стал фиолетовым, у яблочного сока желтый цвет стал светло-зеленым.

3. Натуральные красители меняют свой цвет на pH среду.

4. Искусственные напитки содержат синтетические красители, которые не меняют цвет напитков: зеленый цвет у газированной воды «Тархун» и желтый цвет у сока «Моя семья» остались без изменения.

Опыт. Исследования ингредиентов кока – колы.

1. Газированная вода кока – кола содержит аспартам Е951, вызывающий депрессию, истощение запасов серотонина в коре головного мозга.

2. Кока - кола содержит активные ингредиенты – фосфорную и лимонную кислоту, которая растворяет ногти, удаляет пятна с раковины и ржавчину.

3. Родители должны запретить кока – колу детям, так как она вредит здоровью.

Проанализировав исследование пищевых добавок, их влияние на здоровье, мы пришли к следующим выводам:

1. Мы убедились, что в составе напитков присутствуют синтетические красители, которые воздействуют на наш организм весьма сомнительно.

2. Натуральные красители не вредят здоровью.

3. Нельзя рисковать и брать незнакомые продукты, где указано много разных Е.

4. Нужно внимательно читать этикетки на продуктах питания.

5. Нужно избегать таких пищевых добавок, как красители, консерванты, загустители, усилители аромата, заменители сахара.

6. Пищевая добавка нитрит натрия Е250 особенно опасна для грудных детей, так как при подогревании продуктов, могут образовываться канцерогенные вещества.

7. Официально запрещены на территории России красители Е121, 123 и консерванты Е216, 217, 240.

8. Надо есть больше овощей, фруктов, рыбы, молока, меньше мучного, сладкого, чипсов, газированных напитков.

Учитель: Здоровье – одна из самых больших жизненных ценностей. Сохраняют и укрепляют здоровье физическая активность и закаливание организма. Они повышают работоспособность, стимулируют защитно-приспособительные реакции организма. Полноценное питание – также одно из основных условий сохранения здоровья. Физическое здоровье в значительной степени зависит от психического состояния человека, от уравновешенности чувств, от своевременного разрешения противоречий, преодоления эмоциональных конфликтов, от формирования гармонических отношений в коллективе между людьми с различными интересами и характерами.

Помните, что каждый из нас от рождения приобретает замечательный подарок – здоровье. Наша задача: сохранить здоровье – залог нормальной жизни для человека. Очень важно научиться управлять своим организмом и укреплять здоровье.