Понятие основы медицинских знаний

Каждый сознательный человек в целях сохранения своего здоровья и соблюдения здорового образа жизни должен владеть основами медицинских знаний. К сожалению, следует признать, что в обычной общеобразовательной школе эти знания даются на чрезвычайно примитивном уровне в курсе валеологии или биологии. Таким образом, более обстоятельное изучение основ медицинских знаний возможно в средних и высших учебных заведениях различного профиля. Для того чтобы понять, что такое основы медицинских знаний, необходимо дать определение медицины как науки.

Медицина — это одна из древнейших отраслей знаний о строении и функции человеческого организма, профилактике и лечении заболеваний.

Она возникла еще в период первобытнообщинного строя, т.к. приходилось оказывать помощь пострадавшим, изыскивать различные способы лечения болезней. Затем появилась особая каста людей - врачевателей: цирюльники, жрецы, врачи. За многие тысячелетия накоплен огромный опыт врачебной деятельности и сложилась стройная система медицинского образования. С учетом сказанного, можно дать следующее определение понятию медицина.

Медицина — это комплекс научных знаний и практических действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека, лечение и предупреждение заболеваний и травм.

Основы медицинских знаний — это комплексное понятие, включающее наиболее важные аспекты строения человеческого организма, функционирования отдельных его органов и систем и применение этих знаний в повседневной жизни в целях соблюдения нормального режима труда и отдыха, необходимых санитарно-гигиенических правил для предупреждения заболеваний организма и умения оказывать само- и взаимопомощь при травмах, повреждениях и неотложных состояниях.

Исходя из понятия «основы медицинских знаний» можно сделать вывод, что оно затрагивает аспекты таких медицинских дисциплин как анатомия человека, физиология, гигиена и оказание неотложной помощи пострадавшим. Рассмотрим задачи и возможности каждой из указанных дисциплин.

Анатомия — это наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиций развития, функциональных возможностей и постоянного взаимодействия с внешней средой.

Название науки анатомия человека происходит от греч. anatemno, что означает рассекаю, расчленяю. (Если вдуматься в смысл слова, то станет понятно, что в основу названия дисциплины положен этот метод исследования. Именно данный метод позволил изучить строение внутренних органов человеческого организма.)

Необходимо отметить, что целостный человеческий организм представляет собой очень сложную живую биологическую систему. В связи с этим его изучение должно идти от простого к сложному — от органов и систем органов к целостному организму.

Только обобщив весь изученный материал по анатомии и физиологии систем органов, можно создать представление о человеческом организме как единой целостной структуре.

При изучении анатомии человека следует разделять индивидуальную изменчивость (вариантов нормы) и аномалии развития.

Индивидуальная изменчивость предусматривает отклонения от наиболее часто встречающихся среднестатистических показателей нормы, не отражающиеся на функциональных возможностях органов и систем органов: например, рост, форма и размеры головы, окружности живота, длины конечностей и т.д. Аномалии (уродства) — это такие отклонения в развитии, которые искажают внешний облик человека и приводят к функциональным нарушениям, например: «заячья губа» — зияющая щель в области верхней губы, недоразвитие конечностей и т.д.

В связи с вышесказанным возникает вопрос, что же такое норма?

Норма — это тот оптимальный интервал в строении организма, в пределах которого он остается здоровым и в полном объеме выполняет положенные функции.

Следовательно, среднестатистические показатели каких—то параметров являются лишь серединой диапазона нормы. Диапазон нормы включает интервал от min до mах.

Например, среднестатистический среднеарифметический показатель роста у мужчин 172 см. Диапазон нормы находится в интервале от 149 до 195 см.

Строение органов и систем органов человеческого организма определяется прежде всего генетическими факторами, передаваемыми по наследству от родителей. Существенно изменяется структура при функциональных нагрузках, поэтому человек, особенно в молодом возрасте, когда происходит становление структуры органов, должен заниматься физкультурой и спортом, создавая тем самым оптимальную индивидуальную форму и строение организма. Кроме того, нормальное строение организма определяется отсутствием воздействий вредных факторов окружающей внешней среды (механических — давление, вибрация, шум; физических — температура, ионизирующее излучение; химических — различные химические соединения, алкоголь, наркотические вещества и т.д.).

Физиология — это наука о функциях живых биологических систем (отдельных клеток, органов, систем органов и целостного организма), о процессах, протекающих в них и механизмах их регуляции.

Прежде всего необходимо отметить, что невозможно себе представить в живом организме ни одной структуры, которая не выполняла бы какую—либо функцию. Взаимодействие специфически функционирующих структур создает новое качество — функциональный процесс. Примером может служить деятельность пищеварительной системы, в составе которой каждый орган, благодаря особенностям строения, выполняет строго определенную функцию. Однако, совместная деятельность всех органов пищеварительной системы обеспечивает единый процесс пищеварения.

Для понимания функций живой биологической системы необходимо знать принципы ее строения, понимать происходящие в ней процессы и механизмы их регуляции. Важными аспектами изучения функциональных процессов являются: обмен веществ в клетке, способность реагировать на различные раздражения и т.д.; в тканях — специфические функции каждой ткани (опорные, секреторные, трофические и т.д.); в органах - специфические функции, присущие конкретному органу; в системах органов — взаимосвязанные процессы функционирования органов; в целостном организме — взаимосвязанные процессы систем органов.

Гигиена — это наука о сохранении здоровья человека, правильной организации его быта, труда и отдыха.

Для сознательного соблюдения гигиенических правил каждому человеку необходимо знать основы анатомии и физиологии своего организма. Соблюдение правил личной гигиены, соблюдение нормативов физических нагрузок соответственно определенным возрастным периодам, норм закаливания и тренировок, грамотного сбалансированного питания и т.д. способствует сохранению и укреплению здоровья человека, его гармоничному физическому и психическому развитию.

Таким образом, анатомия, физиология и гигиена составляют теоретическую основу медицинских знаний. Основные задачи этих наук -сформировать комплексное представление о своем собственном организме, усвоить полезные гигиенические советы, овладеть приемами закаливания и тренировки, уберечь организм человека от воздействия болезнетворных микроорганизмов и создать наиболее благоприятные условия для сохранения здоровья и работоспособности.

Анатомия – наука о внешнем и внутреннем строение организма.

Анатомия – наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиции развития, функциональных возможностей и постоянного взаимодействия с внешней средой.

ANATEMNO - (греч. слово. расчленяю, рассекаю)

Норма – тот оптимальный интервал строение организма, в пределах которого он остается здоровым и в полном объеме выполняет положенные функции.

Аномалии – это такие отклонения в развитии, которые искажают внешний облик человека и приводят к функциональным нарушениям.

Физиология – наука о функциях органов и закономерностях их развития.

Физиологические процессы:

· Обмен веществ в клетке.

· Способность реагировать на различные раздражения.

· Специфические функции конкретного органа.

Гигиена – наука о сохранении здоровья человека, правильной организации его быта, труда и отдыха.

Гигиена – это наука о сохранении и укреплении здоровья.

Основные задачи этих наук – сформировать комплексное представление о своем собственном организме, усвоить полезные гигиенические советы, уберечь организм от воздействия болезнетворных микроорганизмов и создать наиболее благоприятные условия для сохранения здоровья и работоспособности.

Анатомия, физиология и гигиена в содружестве с медециной в настоящее время достигли больших успехов:

1. увеличение средней продолжительности жизни до 70 лет.

2. создана современная аппаратура для исследования процессов протекающих в организме человека.

3. разработаны экспресс методы для диагностики многих заболеваний, а также прививки и вакцины.

4. проводятся регулярные, массовые обследования населения.

5. открыта сеть оздоровительных учреждений.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующая его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких – либо наследственных заболеваний.

Объективные показатели здоровья.

1. Антропометрический (размеры тела и органов соответствующего возраста)

2. Клинический (давление, температура, ритмы сердца)

3. Физиологический (реакции организма)

4. Биохимический (анализы).

Группы здоровья.

I. Дети и подростки с нормальным развитием и нормальными функциями организма. (7 – 14%)

II. Здоровые дети, но имеют сниженный иммунитет. ( болеют ОРЗ, 40%)

III. Дети и подростки болеют хроническими заболеваниями, состоят в спецгруппе ( 28 – 30%)

IV. Дети и подростки болеют хроническими заболеваниями освобождены от дополнительных нагрузок (2 -5%)

V. Дети не посещают школы и находятся на домашнем обучении. (0-1%)