"Урбанизация и здоровье человека"

Цели и задачи проекта.
  1. Углубить знания об урбанизации, её роли в изменении социальной и биологической структуры человека.
  2. Продолжить экологическое воспитание учащихся, формируя при этом ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
  3. Сформировать умения и навыки применения теоретических знаний в самостоятельной деятельности школьников по изучению и оценке экологического состояния школы и близлежащих районов.
  4. Развивать умения и навыки работы со статистическим материалом, работы учащихся в творческих группах.
  5. Развивать память, творческие способности, логическое мышление.
  6. Прививать исследовательские навыки работы.

Сроки реализации. 26.10.08. – 01.12.10.

Типология проекта. по доминирующей в проекте деятельности – ознакомительно-ориентировочный (информационный). По предметно-содержательной деятельности – межпредметный ( география, экология, валеология, химия, математика).

Обоснование проекта. Тема проекта относится к практическому вопросу и актуальна в повседневной жизни и, вместе с тем, требующая привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний.

Гипотеза. Твое здоровье – здоровье нации.

Ход выполнения проекта

I этап (концептуальный)

  • Выдать задания проекта (практическая работа “Изучение и оценка экологического состояния школы и близлежащих территорий”).
  • Указать, какие показатели нужно собрать для дальнейшего анализа.
  • Сформировать творческие группы по поиску информации и выполнения задания.
  • Подготовить сообщения.

II этап (разработки)

  • Спроектировать структуру урока.
  • Уточнить цели изучения данного блока.
  • Распределить учебный материал по этапам урока.
  • Определить тип урока, объем и уровень усвоения знаний и умений.
  • Уточнение критериев их оценки.

III этап реализация проекта урока)

I. Урбанизация как объективный процесс развития общества. Издержки урбанизации.

II. Проблема здоровья человека в урбанизированной среде:
  1. Загрязнение воздуха.
  2. Проблема чистой воды.
  3. Изменение генофонда.
  4. Действие радиации на организм человека.
  5. Поражение сердца и сосудов человека
  6. Шумовое загрязнение.
  7. Психическое здоровье человека.

III. Охрана городской среды.

Оборудование: химические реактивы, таблицы, схемы, карта Амурской области, исследуемый материал, мультимедийная система.

Домашнее задание. написать сочинение-рассуждение по улучшению экологической ситуации в городе Благовещенске на тему: “Если бы это зависело от меня”.

Литература

  1. С.А.Вьюшкина “Обзорные экологические лекции по биологии”; Благовещенск 1992 г. Стр. 23.
  2. Н.Г.Павлюк “География Амурской области”; Благовещенск. 2005 г.
  3. Государственный доклад “О состоянии окружающей среды Амурской области за 2005 год; Благовещенск. 2006 г.
  4. “Экология России” (книга для учителя); М. “МДС” 1996 г. Стр. 112-119
  5. А.Т.Зверев “Экология” учебник для 10-11 класса; М. “Оникс 21 век”. Стр. 217-221.
  6. Б.М.Миркин “Экология России” учебник для 9-11 классов; М. “Устойчивый мир”. 2000 г. Стр. 10-12; 184-212.
  7. Журнал “Биология в школе” № 1, 3, 5, 7 2001 г. Приложение - журнал в журнале “Учителю экологии” №1-4.

Задания I этапа (концептуального )

Практическая работа: Углубить знания об урбанизации, ее роли в изменении социальной и биологической структуры человека.

Цели и задачи.
  1. Изучить основные загрязнители, которые влияют на здоровье учащихся МОУ ОСОШ № 1.
  2. Дать экологическую оценку состояния школы и близлежащих территорий.
  3. Приобщить учащихся к исследовательской работе.
  4. Закрепить умения определять и анализировать основные источники загрязнения окружающей среды.
  5. Воспитать диалектико-материалистическое мировоззрение путем раскрытия идеи о взаимодействии человека и природы (на краеведческом материале).
  6. Уметь анализировать полученные в результате исследования факты и делать выводы о степени техногенного воздействия на окружающую среду.
Все работы выполняются в три этапа:
  1. Сбор материала.
  2. Математическая обработка данных (решение экологических задач, которые предусматривают рациональный подход и нетрадиционный способ мышления).
  3. Планирование своей деятельности по решению исследуемой проблемы.

Задание № 1 “Выявление химических загрязнителей в снегу”

Промышленные предприятия, транспорт выбрасывают в атмосферу разные химические соединения. Используя данную методику можно выявить в снеговой пробе конкретные химические вещества, которые попадают в снег из атмосферы.

Цель работы. Определить наличие в снегу химические соединения загрязняющего характера; найти взаимосвязь между продуктивностью растений и загрязнением среды; научиться проводить качественные реакции.

Оборудование: Пробоотборники (пластмассовые бутылки с отрезанным дном), емкости для снега, лопатки, воронки, фильтры, блокнот, карандаш, индикаторная бумага, химическая посуда, спиртовка, карандаш по стеклу, стальная булавка, реактивы хлорид бария, ацетат свинца, марганцовокислый калий, нитрат серебра, карбонат аммония, концентрированная кислота, сульфидная соль).

Ход работы.
  1. Взять пять проб снегового фильтрата по 100 мл, отметить номер участка на каждой емкости.
  2. Провести качественные реакции на выявление загрязнителя.
Отчетное задание.
  1. Заполнить таблицу.
  2. Определить участок с наибольшим загрязнением, выявить причины.
  3. Как обезопасить здоровье человека от действия загрязняющих факторов?