1. Понятие, содержание и значение охраны труда. Основные понятия.

2. Законодательство об охране труда и принципы охраны труда.

3. Право работника на охрану труда, его гарантии и обязанности работодателя по его обеспечению.

4. Организация охраны труда, ее органы.

5. Обеспечение охраны труда. Правила по технике безопасности и производственной санитарии. Система стандартов безопасности труда.

6. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

7. Правила особой охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями.

8. Правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.

1. Понятие, содержание и значение охраны труда. Основные понятия

Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а в ст. 37 закрепляет, что граждане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья.

Охрана труда в широком смысле — это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др. Это широкое понятие охраны труда закреплено в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. “Об Основах Российской Федерации об охране труда” (Российская газета. 1999. № 143) и ст. 209 Кодекса. Поэтому охрану труда каждый изучает в своем аспекте — не только юридические, но и технические, экономические, медицинские вузы. Лишь такое широкое понятие охраны труда способно обеспечить безопасные и здоровые условия труда работников. Если хотя бы один ее компонент нарушен, нарушается вся охрана труда работника. В этом широком смысле охрана труда нужна везде, где трудится человек. Но ст. 2 Закона об охране труда распространяет это понятие более ограниченно — на труд в общественной организации на производстве всех форм собственности, включая труд как работников, так и администрации, членов производственных кооперативов, студентов-практикантов, военнослужащих, привлекаемых к работе на предприятиях, стройках, граждан, отбывающих исправительные работы на предприятиях.

В трудовом праве используется понятие охраны труда в узком смысле — это система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий.

Третий аспект понятия охраны труда (как один из основных принципов трудового права) — обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников.

Институт охраны труда состоит из следующих групп норм, которые тесно взаимосвязаны:

1) нормы — принципы государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда;

2) право работника на охрану труда и его гарантии;

3) нормы организации и обеспечения охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;

4) правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);

5) правила особой охраны труда женщин;

6) правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.

Значение охраны труда многоаспектно. Всесторонняя охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.

Социальное значение охраны труда: а) охраняет жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей; б) способствует их культурно-техническому росту: лишь не чрезмерно усталый от работы в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; в) способствует гуманизации труда.

Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует: а) росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; б) сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования.

Правовое значение охраны труда: а) способствует работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; б) реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; в) является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.

2. Законодательство об охране труда и принципы охраны труда

Охрана труда — важная проблема каждой страны. У нас централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, сочетаются с договорным методом, конкретизирующим этот минимум по социально-партнерским соглашениям, коллективным договорам, а также трудовым договорам (контрактам). Уже КЗоТ 1918 г. закреплял нормы охраны труда.

В настоящее время основными нормативными актами об охране труда являются: Основы законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27); Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. “Об основах охраны труда” заменил ранее действующий Закон РФ 1993 г. “Основы законодательства об охране труда” // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3702; раздел IX Трудового кодекса и его главы 41 и 42, Закон РФ о профсоюзах (ст. 20), а также иные нормативные акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда РФ и специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной труда (Рострудинспекцией, Госгортехнадзором и др.); единые и отраслевые правила по технике безопасности и производственной гигиене труда (многие из которых в целях унификации требований по охране труда взяты в стандарты) система стандартов безопасности труда (ССБТ). Республики и другие субъекты Российской Федерации могут в соответствии с Конституцией, Кодексом и Основами по охране труда издавать свои нормативные акты об охране труда.

Перечень нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в России, принят постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. а рекомендации по планированию мероприятий по охране труда утверждены Минтрудом России 27 февраля 1995 г. (Бюллетень Минтруда РФ. 1995. № 3. С. 27). На них и ориентируются при создании региональных и локальных актов по охране труда.

Генеральное трехстороннее социально-партнерское соглашение на 2002—2004 гг. предусматривает создать и укрепить службы охраны труда, а также институт уполномоченных (доверенных) лиц и комиссий (комитетов) по охране труда в организациях независимо от форм собственности, продолжить работу по разработке новых и пересмотру действующих нормативных правовых актов по охране труда. Другие социально-партнерские соглашения различных уровней, а также коллективные договоры, как правило, имеют раздел по охране труда, где предусматриваются различные меры по ее улучшению. Комплексный Федеральный закон “Об основах охраны труда” закрепил основные принципы государственной политики в области охраны труда, право работников на охрану труда в ее широком смысле и гарантии этого права. В нем предусмотрен правовой и экономический механизм обеспечения охраны труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и ответственность за его нарушение. Этот Закон имеет четыре соответствующих главы: общие положения (ст. 1—7), право работников на охрану труда и его гарантии (ст. 8—10), обеспечение охраны труда (ст. 11 — 19), надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда (ст. 20—22). Как видим, основное внимание в нем уделено обеспечению охраны труда, что в настоящее время особенно важно. Статья 11 гл. V данного Закона предусматривает, что охраной труда управляет государство непосредственно через Федеральное Правительство или по его поручению федеральные органы исполнительной власти. Этот Закон закрепил единые принципы и нормы по охране труда, а также впервые (ст. 1) закрепил легально такие понятия, как: условия труда (в смысле охраны труда), вредный и опасный производственные факторы, безопасные условия труда, рабочего места, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, сертификат безопасности и понятие производственной деятельности. Указанные основные положения этого Закона нашли отражение в Трудовом кодексе РФ. Его ст. 209 указывает:

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор — производственной фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор — такой, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Рабочее место — место, в котором работник должен находиться и в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат безопасности — документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.

Следует отметить, что указанные понятия и другие основные Положения, Законы об основах охраны труда целиком перенесены в ТК.

Основные принципы (или направления) государственной политики в области охраны труда закреплены в ст. 4 Основ об охране труда и ст. 210 ТК. По направленности их можно сгруппировать в следующие три группы:

— принципы организации труда;

— принципы экономической политики в охране труда;

— принципы организационные. Принципы организации охраны труда:

1) признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

2) координация деятельности по охране труда с другими областями экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды;

3) установление единых нормативных требований по охране труда для всех производств страны;

4) государственное управление деятельностью по охране труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда;

5) общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов в области охраны труда, осуществляемый работниками через органы профсоюзов и иные уполномоченные ими органы;

6) взаимодействие и сотрудничество органов госуправления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными в разработке и реализации госполитики в области охраны труда;

7) обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

8) установление статистической отчетности об условиях труда и несчастных случаях на производстве.

Принципы экономической государственной политики по охране труда:

1) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующее создание здоровых и безопасных условий труда, внедрение безопасных техники и технологий, средств индивидуальной и коллективной зашиты;

2) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

3) установление компенсаций и льгот за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

4) защита интересов работников, пострадавших от трудового увечья, а также членов их семей.

Организационные принципы охраны труда:

1) подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в вузах и средних учреждениях профтехобразования;

2) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на производстве;

3) распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению охраны условий труда.

К указанным принципам следует добавить и принцип особой защиты от производственных вредностей тех, кто нуждается в такой защите (женщин, подростков, инвалидов). И институт охраны труда в гл. 41 и 42 ТК специальными нормами отражает такую защиту, а также она закреплена в ст. 23, 24, 26 и 27 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

3. Право работника на охрану труда, его гарантии и обязанности работодателя по его обеспечению

Каждый работник имеет право на охрану труда (ст. 37 Конституции РФ, ст. 21 Кодекса и ст. 4 Закона об охране труда).

Право на охрану труда — это право работника, реализуемое в процессе его труда. Неработающий гражданин не может его фактически осуществить, в его правовом статусе это право не реализуется. С поступлением его на работу оно активно реализуется, и обеспечить это право обязан работодатель, его администрация.

Содержание права на охрану труда включает ряд прав (возможностей) работника (как бы право в праве):

1) на безопасное рабочее место, защищенное от воздействия опасных или вредных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

2) на возмещение вреда, если произошло повреждение здоровья работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

3) на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии охраны труда на его рабочем месте, о имеющемся риске повреждения здоровья и принятых мерах по его защите от этого;

4) на отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

5) на обеспечение его бесплатно средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с законодательством за счет работодателя;

6) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;

7) на бесплатную переподготовку за счет работодателя, если приостанавливается или закрывается предприятие, цех, участок либо ликвидируется рабочее место из-за неудовлетворительных условий труда, а также в случае производственной травмы;

8) на проведение инспектирования соответствующими органами условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;

9) на обращение с жалобой в соответствующие органы власти и профсоюзы о неудовлетворительных условиях и охране труда;

10) на участие в проверке и рассмотрении вопросов об улучшении условий и охраны труда.

Первая из указанных возможностей — получить безопасное рабочее место — отражает и требование дифференциации регулирования труда женщин и молодежи.

Раскрытое нами в учебнике содержание права работника, их охраны труда закреплено теперь легально и в ст. 219 Кодекса.

Гарантии права работника на охрану труда довольно многочисленны. Основная экономическая гарантия данного права — планомерное непрерывное улучшение охраны труда на производстве. Статья 9 Закона об охране труда и ст. 220 ТК закрепляют следующие гарантии права работника на охрану труда:

1) государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

2) условия трудового договора должны соответствовать требованиям охраны труда: компенсации и льготы за тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда;

3) при приостановке работы из-за нарушения законодательства об охране труда за работником сохраняется место работы, (должность) и средний заработок;

4) при приостановке деятельности или закрытии предприятия из-за нарушения охраны труда, что подтверждается органами государственного надзора и контроля, работник обеспечивается рабочим местом в соответствии с действующим законодательством;

5) при ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить его бесплатное обучение новой профессии (специальности) с сохранением на период переподготовки среднего заработка;

6) отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий привлечения к дисциплинарной ответственности.

Нельзя ограничивать гарантии права на охрану труда лишь указанными в ст. 220 Кодекса и в ст. 9 соответствующих Основ. Правовыми гарантиями права работника на охрану труда будут все нормы института охраны труда об ее организации, предупредительном и текущем надзоре за охраной труда, а также обязанности работодателя по обеспечению охраны труда. Глава III этих Основ, названная “Обеспечение охраны труда”, целиком является такими гарантиями.

Запрещается допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж, обучение и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.

Статья 14 указанного Закона довольно широко закрепила обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Эти обязанности закрепляет и ст. 212 Кодекса.

Работодатель обязан обеспечить:

1) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также при использовании применяемых в производстве сырья и материалов;

2) применение средств индивидуальной и коллективной зашиты работников;

3) условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;

4) режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством;

5) приобретение за счет собственных средств и выдачу по установленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (очки, респираторы и т. п.), смывающих и обезвреживающих веществ работникам с вредными и опасными условиями труда, а также с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением;

6) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

7) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах и применением работником средств индивидуальной и коллективной защиты;

8) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

9) инструктирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им средствах индивидуальной защиты и компенсациях;

10) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при их возникновении, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

11) расследование в установленном законодательством порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

13) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Эти и другие обязанности работодателя в то же время означают и права работников на их обеспечение в сфере охраны труда.

4. Организация охраны труда, ее органы

Организация охраны труда включает государственное управление, органы охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет.

Государственное управление охраной труда (ст. 216 Кодекса и ст. 11 Основ об охране труда) заключается в реализации указанных основных направлений государственной политики, разработке нормативных актов в этой области, а также в утверждении требований к средствам производства, технологиям и организации труда, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда работника.

Госуправление охраной труда осуществляет непосредственно Правительство Российской Федерации и по его поручению Минтруд РФ и другие федеральные органы исполнительно власти, а на территории субъектов РФ — федеральные органы и органы субъектов РФ в пределах их полномочий. Распределение полномочий по охране труда между федеральными органами осуществляет Правительство РФ.

В отраслевых министерствах, ведомствах и объединениях предприятий (концерны, ассоциации и др.) создаются службы охраны труда для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации производственной деятельности.

В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, а с численностью 100 и менее работников решение о создании такой службы или введении должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности организации. Если он решит не создавать их, то должен заключить договор со специалистами или организациями об оказании услуг в области охраны труда.

Структуру и численность службы охраны труда в организации определяет работодатель с учетом рекомендаций Минтруда РФ по этому вопросу (ст. 217 ТК).

В организации по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников или профкома для организации работ по охране труда создается комитет (комиссия) по охране труда из представителей работодателя и работников на паритетной основе.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на производстве законом возлагается на работодателя (его администрацию). Статья 212 Трудового кодекса подробно перечисляет обязанности работодателя в области охраны труда. Изучите их тщательно. За нарушение каждой из 20 указанных в ней обязанностей по обеспечению охраны труда работодатель несет ответственность. Основы об охране труда в ст. 23 закрепляют ответственность работодателей и лиц, виновных в нарушении требований охраны труда.

Планирование мер по охране труда и их финансирование должны на каждом производстве осуществлять работодатели. Комплексные планы улучшения условий труда, охраны труда трудовые коллективы одобряют и конкретизируют в коллективных договорах и соглашениях. В них, в частности, указывается, что выделенные на охрану труда средства запрещается использовать на другие цели. Кодекс в ст. 226 предусмотрел порядок финансирования мер по охране труда.

Предупредительный надзор за охраной труда в отличие от текущего (в процессе труда) называется так потому, что осуществляется еще до пуска в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов. В предупредительный надзор входит прием в эксплуатацию промышленных зданий, машин, станков, технологических процессов (ст. 215 ТК). К предупредительному надзору относится и вводный предварительный при приеме на работу инструктаж работников по технике безопасности и производственной санитарии. По срокам и содержанию инструктаж согласно ГОСТ 12.0.004-90 “Системы стандартов безопасности труда” бывает:

а) вводный со всеми работниками при их приеме на работу, а также со студентами и учащимися-практикантами, с лицами, командированными на данное производство;

б) первичный на рабочем месте;

в) повторный, если требуют обстоятельства;

г) внеплановый при изменении правил охраны труда технологического процесса и т. д. а также при несчастных случаях, если в акте о нем указано на это;

д) целевой при работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и т.д.

Администрация обязана проводить все виды инструктажа.

Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить техническую учебу, инструктаж, проверку знаний, правил и инструкций по охране труда в сроки и порядке, установленных для определенных видов работ, профессий (ст. 225 ТК).

В предупредительный надзор входит также обязательный предварительный медицинский осмотр при приеме работников на вредные, опасные и тяжелые условия труда, а также на работы, связанные с движением транспорта, а при приеме лиц моложе 18 лет — на любую работу. Далее эти категории работников проходят периодический медицинский осмотр в интересах сохранения их здоровья (а лица до 21 года — ежегодный) для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений и др. (как указывалось ранее в трудовом договоре) проходят такие медосмотры в целях охраны здоровья граждан, или обслуживаемых, предупреждения и распространения инфекционных заболеваний.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления в отдельных организациях могут быть введены дополнительные условия и показания к проведению медицинского осмотра.

На отдельных видах деятельности работники проходят не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, психиатрическое освидетельствование (ст. 213 ТК).

Хотя основная обязанность по обеспечению каждому работнику безопасных и здоровых условий труда, выполнению требований охраны труда лежит на работодателе, работники тем не менее также имеют определенные обязанности в области охраны труда (ст. 214 ТК).

Работник обязан:

— соблюдать требования охраны труда, предусмотренные для него трудовым законодательством, инструкциями и правилами охраны труда;

— правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

— проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры;

— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж, стажировку на рабочем месте, проверку знаний техники безопасности и требований охраны труда;

— немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессиональною заболевания.

5. Обеспечение охраны труда. Правила по технике безопасности и производственной санитарии. Система стандартов безопасности труда

Обеспечить охрану труда всех работников производства обязан работодатель, его администрация. Каждый руководитель участка, подразделения произведена отвечает за создание безопасных и здоровых условий труда на каждом рабочем месте вверенного ему участка.

В соответствии с законодательством работодатель обязан, как ранее указывалось, обеспечить безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых на производстве материалов, сырья, инструментов, правильное применение средств коллективной и индивидуальной защиты от производственных вредностей; при возникновении аварийных случаев принять все необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников, включая оказание первой помощи пострадавшим.

Администрация на каждом участке работ обязана обеспечить контроль за уровнем воздействия на здоровье работников опасных или вредных факторов данного производства, проверять знание всеми работниками правил, норм по технике безопасности и производственной санитарии, соблюдение ими инструкций по охране труда.

Если вредные и тяжелые условия труда стали согласно медицинскому заключению противопоказаны работнику, то работодатель обязан с ею согласия перевести работника на более легкую работу. Если работник получил производственную травму и в связи с этим нуждается в переводе на более легкую работу, то такой перевод осуществляется работодателем, ответственным за повреждение его здоровья, с сохранением не ниже его средней заработной платы.

Требования об обеспечении здоровых и безопасных условий труда для работников, предъявляемые к работодателю, предусмотрены ст. 212, 220—223 Кодекса и содержатся в обязательных для администрации единых межотраслевых и отраслевых правилах по технике безопасности и производственной санитарии. Многие из этих правил включены в государственные стандарты, имеется довольно широкая система стандартов безопасности труда (ССБТ), обязательных для всех работодателей. Межотраслевые правила и стандарты утверждены на те виды работ, которые применяются в различных отраслях народного хозяйства (газосварочные, слесарные, токарные и т. д.), а отраслевые — на виды работ конкретных отраслей (машиностроения, химическая, угольная, текстильная и т. д.).

Государственные стандарты безопасности труда утверждаются Госстандартом России и Минстроем России.

Предприятия, учреждения, организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ, разработанные на основе ССБТ и типовых инструкций, и особенно если это новый вид работ, не предусмотренный правилами санитарии.

Перечень актов по охране труда с указанием утверждающего их органа утвержден постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. №937 (Российская газета, 1994, 27 авг.).

Техника безопасности предохраняет работников от производственных травм, а производственная санитария или гигиена труда — от профессиональных и иных заболеваний. Иногда в правилах и стандартах о технике безопасности и гигиене труда говорится нераздельно. Тем не менее это — разные понятия и их надо различать.

Техника безопасности — это не только оборудование, станки, технологии, безопасные для работника, но и правильная расстановка станков, безопасность производственных материалов, сырья, защитные средства при их опасности, как коллективные, так и индивидуальные (маски, противогазы, очки, респираторы, защитные перчатки и т.д.), профилактические средства на вредных условиях труда (бесплатное молоко или витаминный набор на горячих работах, подсоленная газированная вода, чтобы организм работника не обезвоживался и не обессоливался).

В производственную санитарию входит состояние воздушной среды, освещение, выдача бесплатной специальной одежды, мыла или смывающих веществ на грязных работах, оборудование бытовых помещений. Порядок и нормы выдачи молока, спецпитания, мыла, спецодежды (и сроки ее носки), защитных средств устанавливается администрацией производства по согласованию с профкомом. Это также находит отражение в коллективных договорах.

В целях охраны здоровья обслуживаемого данным производством населения работники общественного питания, пищевой промышленности, лечебно-профилактических и детских учреждений, водопроводных сооружений и некоторых других производств проходят предварительный и периодический медицинский осмотр. Все эти медосмотры проводятся за счет работодателя, и он обязан их организовать.

Работники обязаны соблюдать все инструкции по охране труда и установленные требования обращения с машинами и механизмами. Трудовые коллективы контролируют соблюдение правил и инструкций по охране труда всеми работниками.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 485 установлено проведение обязательней сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты. Ее организация и проведение возложены на Минтруд России совместно с федеральными органами надзора, другими заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти. Эта сертификация устанавливает соответствие рабочих мест, средств производства и других средств требованиям охраны труда и государственных стандартов по технике безопасности и производственной санитарии.

На некоторых предприятиях в целях предупреждения производственных травм, повышения ответственности работников за соблюдение ими правил и инструкций по охране труда применяются различные меры. Например, ежемесячная оценка работников по соблюдению ими производственной, технологической дисциплины и инструкций по технике безопасности, охране труда; некоторые организации вводят отрывные талоны предупреждений, которые вклеены в личные книжки по технике безопасности. На производствах с вредными или опасными условиями труда организуют для работников бассейны, фитобары, комнаты отдыха и проводят другие профилактические меры по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда. Но, к сожалению, в целом по стране травматизм на производстве не снижается, а растет.

6. Расследование и учет несчастных случаев на производстве

Расследование и учет несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя. Она с участием представителей профкома, а в установленных законодательством случаях — с участием представителей и других органов обязана в течение трех суток произвести расследование причин и учет несчастного случая. По требованию потерпевшего администрация обязана выдать ему заверенную копию акта о несчастном случае не позднее трех дней после окончания расследования. При отказе в этом или несогласии с актом пострадавший вправе обратиться в профком, постановление которого обязательно для администрации.

Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 (СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1595), распространяющимся на все производства, предусмотрено, что расследованию и учету подлежат все несчастные случаи, происшедшие на производстве, т. е. при выполнении трудовых обязанностей или совершении действии в интересах производства, в пути на работу и с работы на транспорте производства, на территории предприятия, включая перерывы, во время субботника, оказания шефской помощи предприятием, при авариях на производственных объектах, оборудовании, на транспортном средстве, или территории вахтового поселка во время сменного отдыха, на личном транспорте в рабочее время, если есть распоряжение администрации о праве его использования для служебных поездок в рабочее время. Теперь ТК также подробно перенес в ст. 227 основные положения этого акта.

Несчастный случай в быту или на непроизводственном транспорте не расследуется, он может быть оформлен актом произвольной формы. В акте обязательно указывается причина несчастного случая. К несчастным случаям относятся и острые профессиональные заболевания, ожоги, тепловые удары, стихийные бедствия, заболевания от контакта с животными, насекомыми. Если профессиональное заболевание получено от длительного влияния неблагоприятных производственных факторов, то оно тоже расследуется. Его диагноз устанавливает медицинский орган.

Согласно разделу IV Инструкции “О порядке применения положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний”, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967, расследование каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления) проводится комиссией по приказу, работодателя с момента получения извещения об установлении заключительного диагноза: незамедлительно (групповое, со смертельным исходом, особо опасные инфекции); в течение 24 часов — при получении предупредительного диагноза острого профессионального заболевания; в течение 10 суток — диагноза хронического профессионального заболевания. Комиссия подробно указывает, как проводится расследование, и составляет акт о нем.

Не учитываются как несчастные случаи на производстве самоубийства, естественная смерть, травмы от преступных действий самого работника (но от опьянения и действий, связанных с опьянением, несчастные случаи на производстве учитываются). Когда из-за несчастного случая потеряно рабочее время не менее одного рабочего дня, то он оформляется специальным актом (форма Н-1) в двух экземплярах: один находится у пострадавшего (его семьи), другой хранится на производстве в течение 45 лет. Несчастные случаи групповые или с тяжелым исходом могут расследовать с участием представителей Рострудинспекции и прокуратуры. Акты по форме Н-1 учитываются в специальном журнале о несчастных случаях на производстве.

Как ранее указывалось, в КЗоТе была лишь одна ст. 147 посвящена расследованию и учету несчастных случаев на производстве, а в Основах об охране труда нет ни одной самостоятельной статьи об этом. ТК данному вопросу посвящает целых пять больших статей (ст. 227—231), указывая: в ст. 227 — какие случаи подлежат расследованию; в ст. 228 — обязанности работодателя при несчастном случае на производстве; в ст. 229 — порядок их расследования; в ст. 230 — оформление материалов расследования. Хочется отметить, что ст. 228 и 229 — очень громоздкие (одна — на четырех, другая — на трех страницах). Ведь ТК — не инструкция, поэтому не должен содержать такие большие статьи. Для этого есть другие акты (инструкции, положения). И лишь ст. 231 ТК о рассмотрении разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве соответствует Кодексу. В то же время в разделе X “Охрана труда” ни в одной статье ничего не говорится об особой охране труда некоторых категорий работников, а ст. 224 указывает лишь обязанности работодателя соблюдать законодательство по охране труда, установленное для отдельных категорий работников.

7. Правила особой охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями

Особая охрана труда женщин — устанавливаемая специальными нормами (в дополнение к общим нормам охраны труда) система правовых мероприятий, обеспечивающая с учетом физиологических особенностей женского организма, его материнской функции безопасность условий работы для организма матери (будущей матери) и ее потомства.

Создание особой охраны труда женщин — важнейшая социальная проблема для всех стран. Ряд международных конвенций МОТ предусматривает ее создание в каждой стране. Особая охрана труда женщин является значительной частью всей системы охраны материнства и детства, семьи, находящейся согласно ст. 38 Конституции РФ под защитой государства.

Содержание особой охраны труда женщин включает следующие меры.

1. Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме нефизических работ или по санитарно-бытовому обслуживанию (ст. 253 ТК). Перечень таких запрещенных для женщин работ медицински обоснован и включает более 500 видов различных работ. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 (СЗ РФ. 2000. № 10. Ст. 1130). Кодекс предусматривает, что такой перечень утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Запрещается обучение и прием на работу женщин в качестве трактористок, машинистов, водителями грузовых автомашин, а также привлечение женщин детородного возраста (до 35 лет) к выполнению операций в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве, связанных с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств (ст. 2.1 и 2.3 постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. “О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе” // Ведомости РСФСР. 1990. № 24. Ст. 287).

3. Запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей на работе, превышающих установленные для них предельные нормы. Так, постановлением Правительства РФ от б февраля 1993 г. № 105 (Бюллетень Минтруда РФ. 1993. №4. С. 40—41) установлена для всех производств России предельная норма подъема и перемещения женщиной тяжестей, включая тару и упаковку — не более 10 кг (до 2 раз в час), а при постоянном подъеме и перемещении — до 7 кг.

Повышенная особая охрана труда женщин при активном материнстве (беременности, рождении и уходе за малолетними детьми) включает следующие правовые меры.

1. Беременным женщинам запрещаются ночные, сверхурочные работы, работы в выходные, нерабочие праздничные дни и командировки (ст. 259 ТК). Если женщина отказывается от запрещенных для нее работ, то это не может квалифицироваться как нарушение трудовой дисциплины.

Привлечение к ночному труду, сверхурочным работам, работам в выходные, нерабочие праздничные дни и направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (детей-инвалидов до 16 лет), возможно только с их согласия и при условии, что это ей не запрещено медицинскими рекомендациями 1. И если женщина отказывается от сверхурочной работы или командировки, то такой отказ не является нарушением трудовой дисциплины. Данные льготы распространяются и на отцов, опекунов и попечителей, воспитывающих ребенка без матери.

2. Беременные женщины и женщины, имеющие детей до 12 лет, не должны привлекаться и к дежурствам на производстве после окончания рабочего дня в выходные и праздничные дни (постановление ВЦСПС от 2 апреля 1954 г. // Бюллетень ВЦСПС, 1954, № 8).

3. Беременным женщинам по медицинским показаниям снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на более легкую работу с сохранением прежнего среднего заработка. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине более легкой работы она подлежит освобождению от работы с сохранение среднего заработка за все пропущенные из-за этого рабочие дни за счет средств работодателя.

В сельской местности запрещено использовать труд беременных женщин с момента установления беременности в растениеводстве и животноводстве. Они должны быть переведены на другую работу или освобождены от работы с сохранением среднего заработка. Беременным и кормящим матерям сельхозпроизводства должны бесплатно выдавать продукты питания, производимые данным хозяйством, по нормам, устанавливаемым трудовым коллективом.

Средний заработок при переводе беременной женщины или имеющей ребенка до 1,5 лет исчисляется за последние шесть месяцев.

4. Женщины, имеющие детей до 1,5 лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением прежнего заработка до достижения ребенком возраста 1,5 лет.

Женщинам, имеющим детей до 1,5 лет, предоставляются помимо общих перерывов дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии двух детей такого возраста — перерыв не менее часа. Эти перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку. Сроки и порядок их предоставления устанавливает администрация по согласованию с профкомом с учетом пожеланий матери. Средний заработок здесь определяется за два последних месяца.

5. Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за инвалидами с детства до 18 лет и ребенком-инвалидом предоставляется по письменному его заявлению четыре дополнительных выходных дня в месяц с оплатой дневного заработка за счет средств социального страхования.

Женщинам, трудящимся в сельской местности, по их желанию предоставляется один дополнительный выходной в месяц без сохранения заработной платы (ст. 262 ТК).

Таким образом, законодатель учитывает и социальную материнскую (родительскую) роль по воспитанию малолетних детей, и работу женщин в сельской местности, а также на Крайнем Севере, т. е. появились новые основания дифференциации правового регулирования труда женщин, которые первые два КЗоТа (1918 и 1922 гг.) не содержали.

Лицам с семейными обязанностями по коллективным договорам могут предоставляться и другие льготы сверх установленных трудовым законодательством.

Коллективными договорами, соглашениями могут предусматриваться и другие повышенные специальные меры по охране труда женщин.

О гарантиях при приеме на работу и увольнении беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3 лет (одинокой матери — до 14 лет), было сказано в теме о трудовом договоре.

Вес гарантии и льготы, предоставляемые женщине по материнству, распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

В ТК специальные нормы о труде женщин, большинство из которых относятся к институту охраны труда, содержится в разделе 12 главы 39. Здесь в основном сохранены трудовые льготы для беременных. Для матерей же, имеющих маленьких детей, они значительно снижены. Так, снят запрет увольнения по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, одинокой матери или одинокого отца, имеющего ребенка в возрасте до 14 лет. Следовательно, эта категория слабо защищенных матерей и отцов лишается существенной гарантии, которые они имели ранее по ст. 170 КЗоТ РФ.

Эта же категория матерей и отцов лишается ТК и всех имевшихся у них гарантий по режиму рабочего времени в соответствии со ст. 162 и 163 КЗоТ РФ. Так, ст. 257 ТК предусматривает, что их можно посылать в командировки, привлекать к сверхурочной, ночной работе, к pa6oтe в выходные и праздничные дни только с их письменного согласия. Это значительно ухудшает по сравнению с КЗоТ положение родителей, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов, что нельзя одобрить.

8. Правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью

Особая охрана труда молодежи — это система специальных норм (в дополнение к общим), предоставляющих молодежи (особенно подросткам до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, защите от тяжелых, вредных и опасных условий труда, которая позволяет молодежи безопасно для организма, психики трудится и сочетать работу на производстве с продолжением образования.

Содержание особой охраны труда молодежи включает следующие специальные правовые мероприятия.

1. Запрещено применять труд молодежи в возрасте до 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда на подземных работах и на работах, которые могут причинить вред их профессиональному развитию (ст. 265 ТК и ст. 10 Основ об охране труда). Перечень таких работ утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Этот медицински обоснованный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 (СЗ РФ. 2000. № 10. Ст. 113).

Помимо работ, указанных в списке, несовершеннолетние (до 18 лет) не привлекаются также к работам вахтовым методом, работам, связанным с производством, хранением и торговлей спиртными напитками. С ними нельзя заключать договоры о полной материальной ответственности и о работе по совместительству.

2. Не допускается прием на работу лиц, моложе 16 лет. Допускается прием 14-летних учащихся школ и ПТУ, но с согласия одного из родителей (лиц, их заменяющих) для работы в свободное от учебы время.

3. Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра. В дальнейшем лица до достижения 18 лет ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (ст. 266 ТК).

4. Несовершеннолетние (до 18 лет) работники в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условии труда имеют трудовые льготы (ст. 174 КЗоТ).

5. Для несовершеннолетних работников ограничен вес переноски и передвижения тяжестей на работе: предельная норма — 3 кг для юношей 14 и 15 лег, 4 кг — 16, 17 лет, а для девушек — на 1 кг меньше, если перенос постоянно в течение смены, а если в течение не более 1/3 рабочей смены, то нормы увеличиваются более чем в 2 раза соответственно, но они ниже прежних. Подростки до 18 лет не должны выполнять работы только по переносу и передвижению тяжестей. Предельные указанные нормы установлены постановлением Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. (Бюллетень Минтруда РФ. 1999. № 7).

6. Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенное рабочее время с оплатой как за полное, облегченный режим труда; запрещается привлекать лиц до 18 лет на ночные, сверхурочные работы, работы в выходные и праздничные нерабочие дни, а также к командировкам (ст. 268 ТК), кроме творческих работников театров и др.

7. Для рабочих моложе 18 лет нормы выработки уменьшаются пропорционально сокращенной продолжительности их рабочего времени (ст. 270 ТК).

8. Для несовершеннолетних установлен удлиненный 31 календарных дней очередной отпуск, предоставляемый в летнее время или (по их желанию) в любое время года (ст. 267 ТК).

9. Для предприятий, учреждений, организаций установлена бронь (квота) приема молодежи на работу и профессиональное обучение на производстве; отказ в приеме направленным по брони (квоте) запрещается и может быть обжалован в судебном порядке.

10. Ограничено увольнение работников моложе 18 лет по инициативе администрации, о чем было сказано в теме “Трудовой договор”.

Российское трудовое законодательство предусматривает облегченные условия труда и для лиц с пониженной трудоспособностью по состоянию здоровья (инвалидам) или по возрасту (пенсионерам). Так, работодателям рекомендуется применять труд инвалидов, пенсионеров по возрасту и лиц с пониженной трудоспособностью в форме посильного для них труда, надомного труда, особенно для тех, кто плохо ходит, а также использовать активнее их труд с неполным рабочим временем. Где возможно, организуются специальные цеха, участки и даже специализированные предприятия, например для слепых, глухих.

Для предприятий устанавливается квота приема инвалидов на работу. Прием инвалида, направленного в счет квоты, обязателен, иначе работодатель будет выплачивать фонду занятости определенные суммы. Для инвалидов I и II группы установлено сокращенное рабочее время в 35 часов в неделю. Их нельзя привлекать к ночным, сверхурочным работам, к работам в выходные дня без их на то согласия и если МСЭК не запрещены эти работы.

Глава 41 Проекта ТК, названная “Особенности регулирования труда работников моложе восемнадцати лет”, в основном перечисляет имеющиеся ныне у несовершеннолетних работников трудовые льготы, кроме обязанности работодателя доплачивать им за сокращенное рабочее время. Статья 271 Кодекса предусматривает, что работодатель может (а не обязан, как было по КЗоТ) производить им доплаты за счет собственных средств за сокращенное время.

Что же касается инвалидов, то ТК никаких особенностей регулирования их труда не устанавливает.

Таким образом, Трудовой кодекс не улучшил против КЗоТ, а несколько ухудшил не только положение работающих родителей, имеющих малолетних детей, детей-инвалидов, но и несовершеннолетних работников и работников-инвалидов, лиц с пониженной трудоспособностью, лишив их ранее имевшихся трудовых льгот.