Datalife Engine Demo

Определения и критерии психического здоровья.

автор: Admin | 4-01-2014, 12:31 | Просмотров: 105

Следует отметить, что неоднократные попытки психиатров и психологов дать определение психической нормы так и не увенчались успехом. Еще П.Б.Ганнушкин в статье «Постановка вопроса о границах душевного здоровья» (1908) писал, что «между здоровьем и болезнью нельзя провести никакой определенной грани, что между нормальными и патологическими явлениями …существуют разнообразные и самые многочисленные ступени».

Сейчас в психиатрии под термином «психическое здоровье» понимают «такое состояние психики индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психический функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способности к целенаправленной осмысленной деятельности, адекватные (с учетом этнокультуральных критериев) формы поведения» (Б.С. Положий, 1998).

Н. Сарториус (1983) психическое здоровье определяет как (цит. По С.М.Громбаху, 1988):

• Отсутствие выраженных психических расстройств • Определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах • Состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармония между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности».

Проблему психического здоровья невозможно обсуждать не коснувшись проблемы общего здоровья. Согласно определения ВОЗ, общее здоровье определяется как состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических недостатков, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Основные критерии общего здоровья (по ВОЗ) представлены во вставке 2.1.

Вставка 2.1 Основные критерии общего здоровья(по ВОЗ):

• Структурная и функциональная сохранность органов и систем;

• Свойственная организму индивидуально достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде • Сохранность привычного самочувствия Одной из важнейших составляющих общего здоровья является психическое здоровье, критерии которого представлены во вставке 2.2.

Вставка 2.2 Критерии психического здоровья (по ВОЗ) • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

• чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

• критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

• соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

• способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

• способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;

• способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

2.3. Подходы к определению понятий психической нормы и патологии.

Согласно определения ВОЗ, норма - это этический стандарт, модель поведения или модель, которая рассматривается как желательная, приемлемая или типичная для той или иной культуры. Многие исследователи говорят о принципиальной невозможности дать определение «нормальному поведению», так как в разных культурах и при различных исторических ситуациях критерии психической нормы различны. Особенно часто вопрос о нормативности поведения возникает применительно к употреблению алкоголя и других психоактивных веществ, а также при оценке сексуальной ориентации и сексуальных предпочтений. В качестве примера можна привести ситуацию с клинической, этической и правовой оценкой гомосексуализма. Еще недавно он рассматривался как уголовно наказуемое деяние, затем как болезнь, а сегодня признан допустимой аномалией сексуального предпочтения. В настоящее время ряд психиатрических ассоциаций предлагает изъять «гомосексуализм» из всех классификаций и руководств и расценивать его как крайний вариант нормального сексуального поведения.

Подобные ситуации не единичны. В понятийный аппарат культуральной психиатрии даже введено понятие «конфликт норм». В «Лексиконах психиатрии ВОЗ» (2001) конфликт норм определяется как ситуация, в которой идеальные нормы не совпадают с поведенческими нормами.

Анализ многочисленных исследований, посвященных поиску маркеров «нормального поведения», позволяет выделить ряд подходов к решению этого вопроса: (Б.С.Братусь, 1988;

В.М.Павленко, С.О.Таглин, 1999).

1.Статистический подход. Согласно этому подходу, быть психически нормальным - значит быть «как все», либо соответствовать какому-то количественному стандарту.

Такой подход был характерен для советской психиатрии, в которой отклонение от среднестатистических норм поведения (религиозность, инакомыслие, нестандартная прическа, одежда, увлечения и т.д.) расценивалось как неадекватное поведение. По сути, экспериментально-психологический подход к диагностике психических расстройств также базируется на обнаружении отклонений от среднестатистических показателей и трактовке их как доказательства «ненормальности».

Такой подход принят и в классификации МКБ-10. Особенно показательна рубрика F7 (умственная отсталость), где в основу диагностики кладутся показатели коэффициента интеллекта (IQ). IQ ниже 20 свидетельствует о глубокой умственной отсталости;

20 – 34 - о выраженной умственной отсталости;

35-49 - об умеренной;

50-70- о легкой умственной отсталости. IQ в пределах 70 84 свидетельствует о близком к норме коэффициенте интеллекта, 85-115 – норма, 115-124 – выше нормы;

125-134 – высокий уровень интеллекта, более 135 – гений.

У И.В. Гете IQ был равен 200;

У Ньютона и Вольтера IQ = У Г.Галилея IQ = У Леонардо да Винчи IQ = У И.С.Баха и Ч.Дарвина IQ = У Коперника IQ = 130.

В настоящее время самый высокий коэффициент интеллекта среди жителей планеты, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса у 54-летней Мэрилин Вос Саван. Ее IQ был подсчитан еще в возрасте 10 лет и равен 228! Но, несмотря на то, что Мэрилин является самой умной женщиной планеты, она даже не закончила университет и сейчас ведет колонку в журнале и страничку в Интернете, где отвечает на многочисленные вопросы читателей.

Известно, что коэффициент интеллекта крайне вариабелен в различных культурах и его среднестатистическая норма в различных странах различна. Так например, в Германии средний IQ- 125, в Австралии – 130, в Индии – 140.

2.Адаптационный подход. Согласно данному подходу, быть психически нормальным - значит быть социально адаптированным и демонстрировать социально приемлемые и одобряемые стандарты поведения. T. Lidz подчеркивал социокультуральный аспект этого подхода. Он говорил о том, что поведенческие различия в разных социокультурных уловиях и этнических группах отражают эволюцию способов адаптации к ним. Этот подход весьма популярен в американской культуре, где критерий адаптации в обществе играет огромную роль. Ненормальным считается поведение человека, который ничем не выделяется, не хочет быть лучше, зарабатывать больше, придумывать что-то неординарное, шокирующее публику. Именно такой стиль жизни позволяет найти свою нишу в социуме, обеспечивает успех и адаптацию в обществе. Такой подход нашел свое отражение и в диагностических критериях.

Яндекс.Директ

Хотите заняться бизнесом?

Начните свой бизнес. Франшиза без начальных инвестиций. Работайте на себя!

freeberu.ru

Бетономешалки и бетоносмесители Бетономешалки и бетоносмесители в Минске ALTRAD, BELLE 130-400 л.

barm.by

Решили открыть свой бизнес?

У нас есть идеи! - Бизнес. Без инвестиций.

yoam.biz

В американской психиатрии пользуются классификацией DSM-IV, в которой наравне с психопатологической осью в диагностике выделяется и ось социального функционирования. Например, в этой классификации подчеркивается, что не следует ставить диагноз «расстройство личности» человеку с выраженными нарциссическими и параноическими чертами характера в том случае, когда эти черты способствуют благополучию и процветанию этого человека в обществе.

С таким подходом не согласны многие специалисты, которые отстаивают теорию, рассматривающую болезнь, как форму психической адаптации к изменившимся социальным условиям. Примером могут служить неврозы и алкоголизм.

Немецкий врач и социолог И.Бодамер считает, что научно-техническая революция XX века явилась причиной неуклонного возрастания психических и поведенческих расстройств. Технический прогресс оплачен человеческим регрессом и оскудением его гуманного начала.

Польский психиатр и психолог К. Домбровский (1975) считал, что способность всегда приспосабливаться к меняющимся условиям является признаком аструктурной личности без выраженной иерархии потребностей с признаками моральной и эмоциональной незрелости.

3.Психопатологический подход. В соответствии с этим подходом, быть психически нормальным - значит не иметь выраженных психопатологических симптомов.

Этот подход характерен для европейской культуры, где наличие психопатологического симптома (например, галлюцинаций) расценивается, как признак болезни. Такой подход не приемлем для некоторых культур Востока, где видения и галлюцинации рассматриваются как особый дар и благословение духов. Кроме того, такой подход не всегда применим в периоды исторических преобразований, когда наличие психопатологических феноменов в статусе человека теряет свою патологическую значимость. Например, в психиатрии дезориентировка во времени и месте считается признаком психического нарушения. И если бы 15-20 лет тому назад человек нарядился в мундир царской армии и объявил себя дворянином и потомком царствовавшей династии, то это было бы расценено, как признак психического расстройства. Сейчас в постсоветских странах с успехом функционируют дворянские собрания, где собираются сотни «потомков».

4.Гуманистический подход. В отличие от предыдущих подходов, в которых психическое здоровье определяется через нездоровье, а норма – через аномалию, гуманистический подход основан на изучении здоровых и зрелых людей.

Гуманистически ориентированные психологи (Шарлотта Бюлер, Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Эрих Фромм) в отличие от бихевиорально – и психоаналитически ориентированных, подчеркивали роль самосознания и стремления к самосовершенствованию в нормальном развитии личности.

Наиболее полно это направление отражено в гуманистической теории личности Абрахама Маслоу (1908 – 1970). А. Маслоу был убежден, что понять психическое заболевание нельзя, пока не понята психика здорового человека. Он считал, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека, темой, которую нельзя изучить, основываясь только на анализе лиц с психическими отклонениями. Эталоном психического здоровья он считал самоактуализирующихся людей. Характеристики самоактуализации были выявлены им при изучении биографий личностей, с его точки зрения, представляющих «редкий образец психического здоровья» и достигших вершин самоактуализации в своей сфере деятельности. В этот список вошло 48 человек, среди которых были: Томас Джефферсон, Авраам Линкольн, Джейн Адамс, Альберт Эйнштейн, Элеонора Рузвельт и др. (Л. Хьелл, Д.Зиглер, 1997).

Самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики:

1. Более эффективное восприятие реальности. Они воспринимают мир и людей беспристрастно, более объективно и менее эмоционально, чем большинство людей. Они более толерантны к противоречивости и неопределенности, не боятся проблем, не имеющих однозначных решений и нехоженых путей для их постижения.

2. Приятие себя, других и природы. Эти люди принимают себя такими, какие они есть. Для них не характерно выраженное чувство вины, стыда и тревоги. Они самодостаточны и получают удовольствие от жизни во всех ее проявлениях (духовных, физиологических и пр.). Они могут переносить слабости других и не боятся их силы.

3. Непосредственность, простота и естественность. В их поведении отсутствует искусственность, они искренны и просты. Но если что-то затрагивает их представления, идеи, мировоззренческие установки, они, не колеблясь, отклоняют социальные нормы реагирования в подобной ситуации.

4. Центрированность на проблеме. Эти люди посвящают себя решению какой-то задачи без остатка. Для них второстепенными кажутся бытовые проблемы. Их интересуют больше вопросы философии и этики. А. Маслоу сравнивал поглощенность работой этих людей с любовным романом:

«работа и человек, кажется, предназначены друг для друга…человек и его работа подходят друг к другу и принадлежат друг другу, как ключ и замок».

5. Независимость: потребность в уединении. Это самодостаточные личности, тщательно оберегающие свой внутренний мир от суеты. Они могут наслаждаться богатством дружбы с такими же самоактуализирующими людьми, которых, как правило, очень мало. Они независимы и любят уединение.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения.Эти люди считают только себя ответственными за свою судьбу. Они настолько сильны и уверены, что им не нужны социальные поощрения в виде популярности, наград, почестей. Они считают, что лучше оставаться самим собой.

7. Свежесть восприятия. Они открыты для новых впечатлений и переживаний. Как дети, радуются восходу солнца, радуге, пению птиц, хотя переживают это в сотый раз. Каждый день полон для них не рутиной, а захватывающими и удивительными событиями.

8. Вершинные, или мистические переживания. Эти люди могут испытывать экстатические состояния (подобные кульминационным моментам любви) в периоды творчества, озарения, открытия или слияния с природой.

9. Общественный интерес ко всему происходящему в мире.

10. Глубокие межличностные отношения, особенно с подобными себе людьми.

11. Демократический характер. Они уважают людей вне зависимости от должности, расы, религии и прочих показателей социального статуса.Они не проявляют стремления к превосходству и авторитаризму.

12. Разграничение средств и целей. При достижении целей они придерживаются определенных нравственных и этических норм.

13. Философское чувство юмора.

14. Креативность.Способность к творчеству не только в сфере избранной специальности, но и во всех других областях. Маслоу говорил, что «в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии».

15. Сопротивление окультуриванию. Самоактуализирующиеся личности обладают автономностью и уверенностью в себе. В связи с этим их мышление и поведение не поддаются социальному и культурному влиянию.Они могут разделять культуральные ценности, связанные с незначительными для них вещами (мода, питание, манера общения и т.д.), но проявляют чрезвычайную независимость суждений при решении вопросов, непосредственно затрагивающих их ценности и правила.

Как в психиатрии, так и в психологии данный подход имеет много оппонентов, прежде всего из-за субъективизма при выборке когорты лиц, признанных А.Маслоу самоактуализирующимися или идеально психически здоровыми людьми. Но несмотря на это, многие исследователи пришли к выводу, что «эти великолепные образцы психически здоровых людей напоминают нам, что потенциал психологического роста человечества гораздо выше, чем тот, которого мы достигли». Cледуя принципам гуманистического подхода, ряд психологов считает эталоном психической нормы французского писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери (1900-1944).

5.Культурально-релятивистический подход.

С момента издания Р.Бенедикт работы «Антропология и анормальное» (1934) сторонники культурного релятивизма предлагают считать нормальным все то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. В культуральной психиатрии выделяются понятия поведенческой и ранговой нормы. Согласно определения ВОЗ поведенческая норма – это актуальное, обычное или модельное поведение, наблюдаемое в культуральной группе. Ранговая норма – это идеальные нормы поведения, ожидаемые от лиц, имеющих особую социальную роль и статус (например, духовенство, педагоги, врачи, судьи);

обычно более строгие и альтруистические, чем нормы, предполагаемые для других людей.

Быть психически здоровым и психически больным в разных культурах означает разный психический статус человека. Более того, даже в одной стране, но в разные исторические периоды, которые сопровождаются сменой менталитета населения, понятие о психической норме и патологии меняется. Такой подход к проблеме способствовал накоплению интересных и зачастую необъяснимых для человека западной культуры фактов из жизни традиционных обществ и созданию этнопсихиатрии.

В настоящее время большинство исследователей склоняются к мнению о том, что бессмысленно рассматривать психопатологию в отрыве от культуры. Но между сторонниками универсалистского и релятивистского подходов ведутся дискуссии о степени влияния культуры на различные аспекты психических и поведенческих расстройств. Транскультуральные исследования, проводимые под эгидой ВОЗ позволили выделить ряд «универсальных психических расстройств», то есть расстройств, которые во всех культурах проявляются одинаковыми симптомами.