ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Знание психологии пожилых людей, особенностей интеллектуальной и социальной сфер их жизни помогают правильно общаться с ними и осуществлять уход за пожилыми людьми на более качественном уровне. На психологию пожилых людей в частности и на всех остальных в полной мере оказывают воздействие социальные и биологические факторы.

По мере старения происходит постепенное ослабление тормозной и контролирующей функции головного мозга, что приводит к проявлению тех черт характера пожилого человека. которые ранее сдерживались им. Например, с возрастом некоторые становятся злее и агрессивнее, а некоторые, наоборот, впадают в слезливость, грусть. После 70 лет, пожилые люди перестают гнаться за достижением каких-то целей, они живут спокойно, просто проживая свои годы. Причем могут испытывать как разочарование, так и удовлетворение. Если пожилой человек имеет невротический склад личности, то обычно он испытывает разочарование, в силу того, что невротики просто не умеют радоваться жизни и успехам. Для подобного типа личности характерны вечное недовольство окружающей жизнью и своими достижениями в частности. В старости подобные ощущения усиливаются.

В интеллектуальной сфере изменения касаются замедления скорости принятия решений у пожилых людей, могут возникать трудности с получением новых знаний, становится сложно приспособиться к изменившимся жизненным обстоятельствам или появлению в их жизни новых людей. Например, довольно часто при уходе за пожилыми людьми мы сталкиваемся с серьезными проблемами неприятия сиделки. пришедшей в дом. Пожилому человеку действительно очень сложно преодолеть препятствия, на которые в более молодом возрасте даже не обращалось внимание. Для решения такой проблемы требуется время. Пусть сиделка приходит сначала ненадолго, и находится в доме с пожилым человеком вместе с его близкими родственниками. Со временем сиделка и пожилой человек станут близки друг другу, и последний уже более спокойно будет относиться к нахождению сиделки рядом с ним.

Для пожилого человека характерны гипертрофированное восприятие действительности и свое, особенное восприятие времени. Гипертрофированность связана с тем, что жизнь пожилого человека не отличается событийным богатством, именно поэтому каждое произошедшее событие заполняет все его мысли и время. Он начинает его обдумывать, анализировать, иногда приходя к выводам совсем не связанным с реальностью (думаем, многим из нас знакомы надуманные проблемы, страхи, тревожность пожилых людей. не имеющие под собой основания).

Своеобразное ощущение времени пожилого человека связано с присутствием прошлого в его настоящей жизни. Для многих пожилых людей характерна как бы «законсервированность», приводящая к накопительству, стремлению делать запасы, бережливости. Пожилой человек стремится, как бы остановить время, вернуть в него свои духовные и моральные ценности, присущие временам, когда он был молодым и здоровым. Именно с этим связана любовь стариков к воспоминаниям, ведь в этих рассказах они возвращаются к эмоциональным переживаниям своей молодости. Думаем, многие обращали внимание, что в такие моменты взгляд пожилого человека как бы просветляется, сам он ставится оживленным, радостным. Геронтологи, занимающиеся вопросами старения, утверждают, что такие воспоминания вселяют бодрость, изгоняют апатию и очень полезны для пожилых людей. Поэтому для сиделки или социального работника важно ни в коем случае не прерывать пожилого человека. а, наоборот, следует поощрять его к подобному времяпрепровождению.

Некоторые психологи подразделяют старость на несколько типов:

- активная старость. Пенсионеры продолжают участвовать в любых активных и интересных для них действиях, живут полноценной жизнью. Примером могут служить любимые всеми знаменитые артистки: Инна Макарова, Ольга Аросева, Вера Васильева, до сих пор играющие в театрах, и прямо таки излучающих радость и жизнелюбие;

- старость, направленная на занятия, на которые раньше у пожилого человека не было времени: путешествия, изучение языков, овладение разными видами творчества. Пожилые люди. относящиеся к данному типу, отличаются хорошей психологической и социальной приспосабливаемостью, гибкостью, хорошей адаптацией, однако деятельность, в данном случае, направлена только на себя;

- старость, во время которой деятельность направлена на семью. В основном к данному типу относятся женщины. Они занимаются домашней работой, которая не может закончиться никогда, поэтому они находятся в постоянном активном движении. Для здоровья движение – это плюс, а вот с психологической точки зрения, отсутствие направленности на себя, реализацию собственных желаний делает таких людей менее удовлетворенными собственной жизнью, чем пожилые люди. относящиеся к первым двум категориям;

- для четвертого типа характерна зацикленность на собственном здоровье, когда только тема здоровья интересует пожилых людей. только с ней может быть связана всякого рода активность, и только она может приносить моральное удовлетворение. Подобная зацикленность частенько приводит к преувеличению реальных заболеваний, возникновению соответствующей симптоматики, повышенной тревожности;

- старость агрессивная, выраженная в недовольстве окружающим миром. К данному типу относятся критикующие всё и всех пожилые людей, всех поучающие, пишущие бесконечные жалобы и претензии;

- старость-разочарование, когда пожилые люди чувствуют себя глубоко несчастными, одинокими. Обвиняют себя за реальные и мнимые ошибки. Иногда такие состояния приводят к бытовому пьянству, бродяжничеству.

Таким образом, уход за пожилыми людьми. осуществляемый сиделкой или социальным работником обязательно должен учитывать психологические особенности конкретного пожилого человека. реальные проблемы, с которыми он сталкивается каждый день, состояние его здоровья, социальные аспекты его существования. Так сиделка всегда должна обращать внимание на симптомы серьезных заболеваний, наличие алкогольной зависимости или психологических травм, знать особенности общения с пожилыми людьми и применять их на практике, способствовать сохранению оптимистичного взгляда пожилого человека по отношению к себе и окружающему миру.