Теоретические основы формирования психического здоровья студентов на занятиях физической культурой

Аннотация:

Определена социокультурная составляющая дефиниции «психическое здоровье». Проанализированы теоретические подходы к толкованиям понятий «здоровье» и «психическое здоровье»: философский, педагогический, психологический, медицинский. Выделен социальный аспект данных дефиниций. Обоснована взаимосвязь психического здоровья с физическим. Проанализировано влияние психического здоровья на будущий профессиональный успех. Определены пути формирования психического здоровья студенческой молодежи на занятиях физической культурой. Предложено внедрение альтернативных оздоровительных методик для эффективного формирования психического здоровья; создание банка данных о деятельности объединений оздоровительной тематики: фитнес-центры, бассейны, катки, тренажерные залы.

Ключевые слова: здоровье, психика, личность, студент, общество.

Введение.

В современных условиях глобальной информатизации, повышенного темпа жизни, задачей высших учебных заведений становится не только обучение, но и формирование здоровой личности. Молодым специалистам важно правильно применять свои знания на практике, эффективно реализоваться в обществе. Формирование психического здоровья у студентов в процессе занятий физической культурой является залогом будущего успешного применения полученных знания на практике, компетентного функционирования на рынке труда.

Формирование психического здоровья студенческой молодежи, безусловно, сложная социальная проблема. Исследование А.Голобородько, О.Дубогай, Л.Сущенко по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья студентов помогают определить комплексное отношение к проблеме здорового существования, но психическое здоровье как составляющая здорового образа жизни требует детального теоретического исследования с целью понимания содержательного компонента этого понятия и разработки эффективных способов его формирования.

Исследование выполняется в рамках темы «Теоретические основы и методические условия развития физического и психологического потенциала студентов» (утверждена ученым советом университета, протокол № 6 от 28 января 2013 г.)

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель статьи - проанализировать теоретические подходы к толкованиям понятий «здоровье» и «психическое здоровье», определить способы формирования психического здоровья на занятиях физической культурой.

Результаты исследования.

Существуют различные теоретические подходы к трактовке понятия «здоровье»: философский, педагогический, психологический, медицинский. При этом большинство современных авторов: философов, педагогов, психологов (С. Горбунова, В.А. Казначеев, О.Д. Михилев, И.А.Федь) единодушны лишь в одном: сейчас отсутствует единое, признано, научно обоснованное понятие «психическое здоровье» [4]. По данным Е.Г.Булич, И.В. Муравова существует около сотни трактовок понятия «здоровье» [6]. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье - это полное изобилие при условии полного удовлетворения всех потребностей.

Оригинальный вклад в развитие теоретического аспекта исследования проблемы делает китайская философия здоровья, основывается на принципах взаимодействия сил ян и инь. Полное внутреннее равновесие этих сил и наличие жизненной энергии обеспечивают физическое и психическое здоровье людей в гармонии с окружающей средой. Древнейшая существующая система здравоохранения, наследие древней Индии - Аюрведа - Ayurveda (Ayuh: Life, Veda: Science). Ее название буквально переводится как «Наука жизни», характеризуется как гармония всего со всем. Она была признана Всемирной организацией здравоохранения как эффективная система альтернативной медицины [15].

Статус гармонично развитой личности у древних греков выдвигал к красоте человека высокие требования - совершенство физических внешних форм (пропорций телосложения, цвета кожи, состояния волос, привлекательности лица), наличие таких качеств человека, как смелость и сила, благородство и доброта, ловкость и выносливость, способность к творческой умственной деятельности, постоянной помощи людям, устойчивое положительное эмоциональное состояние - на все это обращали внимание при формировании гармонично развитой, то есть физически, психически, социально, духовно здоровой личности.

Обязательное для эллинов сочетание красоты и доброты обусловлено эстетико-нравственным идеалом калокагатии (от греческих слов «красота» и «доброта»). Очень важно понимать, что древнегреческая (эллинская) калокагатия - это только одновременное сочетание благородства личности с красотой поступков и физическим совершенством тела человека. Рассуждения о калокагатии встречаются у многих историков и философов, среди них - Аристотель, Геродот, Ксенофонт, Платон. Калокагатия - своеобразное гармоничное сочетание качеств в одном человеке, наличие у него идеальных жизненных проявлений. Буквальный перевод этого слова означает: человек хороший, достойный, способный достичь поставленной цели, выполнить свои обязательства перед людьми и заслуживает награды за свою деятельность среди людей [17].

По В.Франклу, «. экзистенциальный вакуум -форма проявления душевного нездоровья» [12, 80]. Он подчеркивает, что здоровье - это не наличие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, природой и самим собой. Б. Ананьев пишет, что «. здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрастную устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации» [3, 27].

Современные исследователи считают, что здоровье сегодня становится неизбежной общечеловеческой ценностью и постепенно превращается в значимый показатель и одновременно, в необходимую предпосылку прогресса социальной системы в целом и личности в частности [1, 7, 1, 18]. Понимание здоровья как состояния равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и условиями среды предложено академиком В.Петленко. Он определяет, что «. в социальном смысле здоровье - это процесс сохранения и развития психических, биологических, физиологических функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедеятельности» [9, 44]. По нашему мнению, в этом определении подчеркивается, что здоровье человека это не только индивидуальная, но и социальная ценность.

Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характерный отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности [14]. Интеллектуальное здоровье проявляется в саногенном (оздоравливающем) мышлении, постоянном интересе к новой информации, способности управлять качеством своих мыслей, постоянном развитии креативности, направленной на улучшение условий жизни.

Весьма важным является способность студентов объективно оценивать свое психическое и физическое состояние и принимать меры по его улучшению.

Существует еще более стойкое предубеждение, когда речь заходит о взаимосвязи духовных вопросов с физическим здоровьем. Однако, еще достаточно мало научных доказательств напрямую подтверждающих прямое влияние психического состояния здоровья на физическое. Такое положение дел можно объяснить несколькими причинами. Прежде всего, важно отметить тот факт, что очень трудно подыскать приемлемые критерии измерения факторов влияния. Наука тяготеет к тому, чтобы факторы, относящиеся к рассматриваемой проблеме, были подсчитаны и приведены в соответствие с объективными условиями, но это не так просто осуществить, когда имеешь дело с психическими составляющими. Никто не смог пока однозначно установить, какие именно факторы психической жизни следует учитывать при подготовке профессионалов гуманитарного направления.

Существование психически здоровой личности в обществе предопределяет духовный аспект развития молодого специалиста во взаимосвязи с постоянным физическим совершенствованием.

Развитие у студентов навыков самопознания, самосознания, поиска знаний, поведенческих установок, навыков общения и коммуникации, планирования и постановки цели, а также контролирования образа жизни будет способствовать их самореализации в профессиональной сфере.

В обществе, нацеленном на будущее, система образования призвана обеспечивать психическое и физическое развитие каждого человека. О качестве образования можно судить по состоянию общественного сознания, состоянию здоровья и образу жизни различных возрастных групп, особенно молодежи.

На основе теоретического анализа предложим способы формирования психического здоровья на занятиях физической культурой:

  • пробуждение интереса к основам физической культуры, введением в первой части занятия мотивирующих бесед, информационных блоков объясняющих значимость физических упражнений на психическую сферу;
  • уменьшать разрыв между физическим и психическим развитием студентов, организовывать обсуждение влияния на здоровье человека альтернативных оздоровительных практик, например, таких как: цигун, йога, сан-дао, тансегрити, фалунь дафа и др.;
  • предоставлять студентам информационную помощь: методическую, организационную, техническую, правовую, психологическую по вопросам физического и психического самосовершенствования;
  • создание банка данных о деятельности объединений оздоровительной тематики: фитнес-центры, бассейны, катки, тренажерные залы и и др.

Перспектива дальнейших исследований заключается в более глубоком изучении проблемы формирования психического здоровья студентов.

Выводы.

Таким образом, формирование у студентов психического здоровья является одной из важнейших задач высшего учебного заведения по подготовке высококвалифицированных специалистов как гармонически развитых личностей способных эффективно функционировать в XXI веке.

Литература

  1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды / К.А. Абульханова. - М. Московский психолого-социальный институт; Воронеж, Изд-во НПО "МО-ДЭК". - 1999. - 224 с.
  2. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. Человек и общество / Н.М. Амосов. - М. ООО "Издательство АСТ"; Д. Сталкер. -2002. - 464 с.
  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб. Питер. -2001. - 272 с.
  4. Дубогай А.Д. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни школьников младших классов: Дис. докт. пед. наук. - К.- 1991. - 374 с.
  5. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи / М.С. Каган. - Л. Политиздат. -1991. - 384 с.
  6. Климова В.К. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Здоровье человека и профилактика заболеваний / В.К. Климова. Учеб. пособие. Под ред. В.П. Зайцева. - Белгород, БелГТАСМ. - 1998. - С. 5 - 12.
  7. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. - М. Изд. центр "Академия". -2000. - 176 с.
  8. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под. ред. П.Р.Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. - М. Педагогика. - 1985. - 240 с.
  9. Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. - Л. Медицина. - 1982. - С. 44.
  10. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под.ред. Г.С. Никифорова. - СПб. Питер. - 2003. - 607 с.
  11. Сущенко Л.П. Здоровий спосіб життя людини. Довідкові матеріали. – Запоріжжя, ЗДУ. –1999. – 324 с.
  12. Франкл В. Человек в поисках смысла / В.Франкл. - М. Прогресс. - 1990. - 367 с.
  13. Ahmed P. Colker A. Coelho G. Toword a new definition of health // Toword a new definition of health. Psychosocial dimension. New-York - London. - 1979. -pp.12.
  14. Bruno F.J. Dictionary of Key Words in Psychology. London. - 1986. - pp.23.
  15. Dryden W. Individual therapy: a handbook. - London: Open University Press. - 1990. - 344 p.
  16. Erickson, E.H. Identity and the life cycle. // Psychological Issues. - 1959. -pp. 18-164.
  17. Health and Health Behaviour among Young People. WHO Policy Series: Health policy for children and adolescents Issue 1. International Report / Editor C.Currie, K.Hurrelmann, W.Settertobulte, R.Smith, J.Todd. - Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe, 2000. - 132 p.
  18. Korb M. Gorrel J. De Riet V.V. Gestalt therapy: practice and theory. York, Pergamon Press. - 1989. - 169 p.
  19. Maslow, A.H. Motivation and personality. - New York, Harper. - 1954. - 456 p.
  20. Whitehead M. Counting the human costs: opportunities for and barriers to promoting health. // Economic change, social welfare and health in Europe. WHO, Copenhagen. - 1994, pp. 59-75.