Элективный курс по биологии (5 класс) на тему:

Курс предназначен для учащихся девятых классов. Он основан на общеобразовательных предметах, призван удовлетворить индивиду­альные образовательные интересы, потреб­ности и склонности девятиклассников, т. к. в нём сделан акцент на наиболее современных направ­лениях в науке, которыми выступают, в частности, молекулярная биология, молеку­лярная генетика.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Факультатив «Генетика и здоровье человека».

17часов, (0,5 часа в неделю).

Пояснительная записка.

Генетика представляет собой одну из основных, наиболее

увлекательных и вместе с тем сложных наук, входящих в биологию.

Её место среди биологических наук и особый   интерес к ней определяются тем, что она в тесном контакте с другими естественными науками приближает нас к реальной возможности управления основными свойствами организмов, в том   числе и человеческого организма. Изучая закономерности наследственности и изменчивости, она позволяет заглянуть в некоторые тайны нашего организма. Вместе с тем, знание закономерностей генетики имеет практическое значение для каждого человека и особенно для тех, у кого в семье были какие- либо генетические отклонения.

Генетика, изучая закономерности наследственности и изменчивости,

раскрывает огромные возможности в области медицины, лечения и

что очень важно, предупреждения наследственных заболеваний.

Курс предназначен для учащихся девятых классов. Он основан на общеобразовательных предметах, призван удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности девятиклассников, т. к. в нём сделан акцент на наиболее современных направлениях в науке, которыми выступают, в частности, молекулярная биология, молекулярная генетика.

Целью  курса является более глубокое знакомство учащихся с                    основными законами наследственности и изменчивости и их

применением в медицине и здравоохранении.

Задачи  курса:

- расширить знания учащихся о человеке как биосоциальном

существе;

- познакомить с типами мутаций и их последствиями для здоровья

человека;

- формировать умения:

работать с дополнительной литературой и вести элементарные исследования.

Формы и методы контроля знаний и умений:                                                   - устная проверка знаний;                                                                                                      - письменные работы в виде схем, развёрнутых ответов на отдельные вопросы;                 - различные тестовые задания;                                                                             -  решение задач;                                                                                                                          - составление родословных.

Методы  отслеживания познавательного интереса:                                                                                     - устный опрос,                                                                                                                                       - анкетирование учащихся,                                                                                                       - активность учащихся при выполнении разнообразных заданий.

Программа курса

I. Введение (1 ч).

Понятие о генетике, предмете исследования, задачах. Краткая история её становления. Ведущие генетики мира.

II. Законы наследственности (9 ч).

Г. Мендель- основоположник генетики, как науки. Наследственность- одно из основных свойств организмов. Методы исследования закономерностей наследственности. Законы Г. Менделя. Дискретность (прерывистость) материальных структур, ответственных за передачу врождённых признаков.

Гены и их локусы.

Работы Бэтсона  и Пеннета. Т. Морган и его открытие. Плодовая мушка дрозофила как объект генетики. Закон сцепления. Теория кроссинговера. Группы сцепления.

Сцепленное с полом наследование. Один или два пола: что лучше?

Механизм определения пола у разных организмов. Гомогаметность и гетерогаметность. Статистика рождения мальчиков и девочек, её генетическое обоснование. Дальнейшее изменение соотношения численности полов.

Резус- фактор, закономерности его передачи по наследству, значение для будущего ребёнка.

Мутации, их природа и классификация. Генные, хромосомные и геномные мутации.

Структурные перестройки хромосом: дупликации, делеции, инверсии, транслокации.

Геномные мутации. Полиплоидия: анеуплоидия и аллоплоидия, их сущность и роль в жизни организма. Синдромы человека как пример анеуплоидии.

Признаки, определяемые полом. Признаки, ограниченные полом. Болезни только для мужчин.

III. Методы изучения наследственности человека (5 ч.)

Двойственная природа человека. Методы изучения человека: близнецовый, генеалогический, цитогенетический и другие. Символика для составления родословных. Близнецы однояйцевые и разнояйцевые. Популяционный метод изучения человека.

IV. Итоговое занятие (2 ч.)

Родословная моей семьи. Родословные политиков, артистов, государственных деятелей.

Тематическое планирование курса

1. Введение (диалектика у истоков жизни.)

2. Наследственность квантуется, как всякое вещество и энергия.

3. Закономерности наследования признаков у человека.

4.  Могут ли от блондинов родиться брюнеты?

5.   Хромосомное определение пола и сцепленное с полом наследование.

6. Резус - фактор и здоровье.                                                                    |