элективного курса по биологии для 9 класса

«Человек и его здоровье»

учитель биологии Флегонтова Анна Ивановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важное направление модернизации среднего образования - переход к профильному обучению, необходимость которого определена в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Введение предпрофильного обучения направлено на достижение следующих целей:

- обеспечение углубленного изучения профилирующих предметов;

- создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников, для построения индивидуальных образовательных программ;

- установление равного доступа к полноценному образованию равным категориям обучающихся в соответствии с их способностям, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессиональным образованием.

Профильные и элективные курсы - те новые элементы учебного плана, которые должны составить индивидуальную образовательную траекторию для учащихся старших классов и их профилизации. Эти курсы призваны удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности учащихся, помочь ученику сделать ответственный выбор профиля дальнейшего обучения, связанного с определённым видом профессиональной деятельности.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов; рассчитан на 17 часов и реализуется за счёт времени, отводимого на компонент ОУ.

Структура программы складывается из четырёх частей. В первой вводятся общие сведения о специальностях, требующих знания по биологии, об учебных заведениях по этим специальностям. Рассматриваются специальности и учебные заведения по этой специальности, сфера их деятельности. Во второй части рассматриваются зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни. В третьей - теоретические основы биотехнологии и генетики. В четвертой - защита проектов.

ЦЕЛЬ курса:

- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественнонаучного); сориентироваться в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.

ЗАДАЧИ курса:

- формировать у учащихся познавательный интерес к изучению предмета биологии и целостной мировоззренческой позиции в области этой науки;

- формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;

- подкрепить теоретические знания, полученные на уроках биологии, практическими специально-предметными навыками;

- развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья учащихся;

- развивать естественнонаучное мышление учащихся;

- создать условия для развития таких качеств личности, как требовательность к себе, чувство собственного достоинства, коммуникабельность, воспитание нравственного отношения к научно-исследовательскому труду, творческой самореализации и саморазвития учащихся.

Содержание

Раздел 1. Биологические специальности и учебные заведения по этой специальности. (2 часа)

Специальности, требующие знаний по биологии. Учебные заведения по этим специальностям. Биологические специальности и учебные заведения в Республике Саха (Якутия) и РФ по этой специальности. Сфера их деятельности.

Раздел 2. Проблемы здоровья в жизни современного человека и проблема питания.(10 часов)

Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. Питательные вещества; заболевания органов пищеварительной системы. Химический анализ продуктов, расчёт калорийности питания. Значение питания. Пища как важный экологический фактор здоровья. Нормы питания.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Открытие витаминов. Роль витаминов в нашем организме.

Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее. Основные типы современных вакцин. Изобретение вакцин и лечебных сывороток.

Инфекционные болезни и проблемы долголетия. СПИД. ВИЧ-инфицированные люди. Меры профилактики по борьбе со СПИДом

Клонирование людей.

Тканевая совместимость и переливание крови. Донорские традиции в России. Донор и реципиент. Резус-фактор.

Раздел 3. Теоретические основы биотехнологии и генетики. (3 часа)

Теоретические основы биотехнологии. Биотехнология и проблемы, перспективы её развития. Микробиология. Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии.

История развития генетики. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Фенотип и генотип. Законы наследования.

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

Раздел 4. Научно-исследовательский труд учащихся (2 часа)

Правила оформления НИР. Методы биологических и экологических исследований в работе. Общий план изложения научной работы. Методические рекомендации по составлению проектов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения данной программы учащиеся должны

ЗНАТЬ:

Специальности, требующие знаний по биологии.