Урок ОБЖ "Организм человека. Органы дыхания"

Организм человека. Органы дыхания.

Учитель: Наше путешествие в страну Безопасности продолжается. Наши помощники: Мудрая Сова (она всегда и обо всем знает), Дед-Рифмоед (он всегда и про все сочиняет) и Зайка-Спрошайка (просто очень любопытный) уже здесь и готовы нам помочь. Сегодня мы с вами узнаем об организме человека: из каких различных систем органов он состоит; какую работу выполняет каждая из систем; как осуществляется связь организма с окружающим миром; какой орган является главным и руководит работой всех систем организма.

Мудрая Сова: Сегодня на Земле живет более 6 млрд. человек. Каждый из них уникален по складу личности, поведению, внешности, пропорциям тела, манере двигаться. Даже между идентичными близнецами с их одинаковым генетическим материалом обычно есть некоторые различия. Однако при множестве индивидуальных особенностей тела у всех людей устроены и функционируют примерно одинаково.

Тело каждого из нас состоит из нескольких частей: головы, шеи, туловища, рук и ног. Все они связаны между собой и образуют единое целое – наш организм.

Скелет и мышцы служат для опоры и движения тела. Скелет состоит из костей. К ним прикрепляются мышцы. Все вместе это называется – костно- мышечная система.

Через нос, рот, так называемую дыхательную трубку – трахею и легкие в наш организм поступает воздух. Это дыхательная система.

Пища и вода попадают в организм через органы пищеварения. К ним относятся: ротовая полость (рот и губы), пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник и другие органы.

Переработанные продукты – шлаки в виде жидкости и избыток воды удаляются через почки, мочевой пузырь и другие органы выделения.

Сердце перекачивает по сосудам тела кровь, которая доставляет пищу и воздух ко всем органам тела. Это сердечно-сосудистая система.

Главной системой управляющей всеми органами нашего организма, является нервная система. Она состоит из центра (головной и спинной мозг), множества нервов и органов чувств. Органы чувств –это глаза, уши, нос и язык, а также кожа. Они связывают организм с окружающим миром и помогают ему слышать, видеть, чувствовать вкус и запахи, ощущать жару или холод, а также прикосновение.

Дед-Рифмовед: Что такое наше тело? Что оно умеет делать? Улыбаться и смеяться, Прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки слышат. Воздухом наш носик дышит. Ротик может рассказать. Глазки могут увидать.

Ножки могут быстро бегать. Ручки все умеют делать. Пальчики хватают цепко И сжимают крепко-крепко.

Чтобы быть здоровым телу, Надо нам зарядку делать. Ручки мы поднимем: «Ох!», Сделаем глубокий вдох!

Наклонимся вправо-влево… Гибкое какое тело! И в ладошки вместе: «Хлоп!» И не хмурь красивый лоб!

Потянулись-потянулись… И друг другу улыбнулись. Как владеем мы умело Этим стройным, сильным телом! Стихи можно использовать для физкультминутки

Зайка-Спрошайка: А чем человек отличается от других живых существ?

Учитель: Среди множества живых существ, обитающих на Земле, человек - самое разумное и наиболее продвинутое в своем развитии. Разум открывает нам путь к самопознанию, в том числе и к пониманию того, как устроено наше тело. Давайте поговорим об органах дыхания и их роли в организме человека. При дыхании в организм человека попадает воздух. Без него человек не сможет жить. Что происходит в организме человека, когда мы дышим? Давайте вместе глубоко вдохнем. Выдохнем. Чувствуете, как воздух проходит через рот и нос? Посмотрите, куда дальше идет воздух, который вдохнули. Как вы думаете, как надо правильно дышать – через рот или нос? Чтобы ответить на вопрос правильно, посмотрим что же происходит с воздухом, когда он проходит через нос. Вы знаете, что воздух, которым мы дышим не очень чистый. В нем много пыли и микробов. Чтобы пыль не попадала в легкие, в носу есть специальные ворсинки – так называемы «щеточки», задерживающие пыль. А еще в носу очень много маленьких сосудов, по которым течет кровь. Поэтому когда мы зимой вдыхаем холодный воздух, то он нагревается от этих сосудов, как от батареи отопления. Соблюдайте следующие правила дыхания. 1,2, 3 читать как первое, второе, третье.

1. Старайтесь дышать через нос и больше времени проводить на свежем воздухе. 2. В холодную погоду поменьше разговаривать на улице. 3. Регулярно делать влажную уборку и проветривать помещение в котором вы находитесь. При уборке, соблюдайте меры предосторожности, чтобы не получилось как у девочки из стихотворения.

Дед-Рифмовед: Это кто так мыл полы? На полу полно воды! Это я перестаралась. Кошка вплавь передвигалась. Пёс боялся слезть со стула, Мышка – чуть не утонула. В дверь соседи к нам стучат: -Что за водопад? - кричат. И чего кричать без дела? Я полы помыть хотела.

Зайка-Спрошайка: А почему рот и нос платком, когда кашляешь или чихаешь?

Мудрая Сова: Многие болезни передаются по воздуху вместе с капельками слюны. Поэтому, когда вы простужены, и чихаете, микробы вызывающие болезнь, разлетаются в разные стороны. Если в этом момент человек рядом с вами сделал вдох, то эти микробы могут попасть к нему в организм. Поэтому, когда вы чихаете или кашляете, обязательно прикрывайте рот и нос платком. Это правило хорошего тона.

Учитель: Ребята в заключение подведем итоги. Давайте ответим на вопросы: Какие системы органов различают у человека? Какие органы обеспечивают нам возможность двигаться? Какие органы дают организму возможность усваивать необходимые питательные вещества и воду? Как ты считаешь, от какой системы органов зависит здоровье человека? Подумайте, что может случиться, если в морозный день дышать ртом. Как правильно кашлять и чихать?

Учитель: От правильной и согласованной работы различных систем организма человека зависит наше здоровье и настроение. Будьте здоровы, бережно относитесь к своему организму.

Дед-Рифмовед: Ты должен знать свое тело, Знать и любить. Самое первое дело – В мире с ним жить. Сделай его сильным, Сделай его быстрым. Сделай его, сделай его чистым. Каждую клеточку тела Нужно понять. Пользоваться умело И охранять. Время промчится, ты станешь большим. Будешь всегда стройным и молодым И совершить сможешь жизни своей дело.