Протоиерей Николай ЯРОШЕВИЧ, клирик Вознесенского собора г. Йошкар-Олы

Человек в Православии рассматривается как венец творения – вершина всего мироздания, который объединяет в себе духовный и вещественный миры: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Более глубокое учение содержится в христианский антропологии, которая рассматривает человека как трехсоставное существо, состоящее из тела, души и духа 1 .

Взаимоотношения тела, души и духа определяется нравственным состоянием личности. В пример можно привести слова св. Иринея Лионского (II в.): человек с душою и телом не есть полный и совершенный человек, «совершенный же человек состоит из трех – плоти, души и духа, из коих один, т.е. дух спасает и образует, другая, т.е. плоть, соединяется и образуется, а средняя между сими двумя, т.е. душа, тогда, когда следует духу, возвышается им, а когда угождает плоти, ниспадает в земные похотения» 2 .

По отношению к общему здоровью человека эти три состав- ляющие имеют исключительное значение, поэтому сначала необходимо рассмотреть их в отдельности.

Здоровье физическое (тело человека)

В православном понимании тело человека было создано из «праха земного»: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19). И определено его место в этой трехстепенной иерархии. Ему надлежит быть храмом для Духа. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16–17) Отсюда забота о теле хотя и является существенной, но не является главной.

Своей телесной жизнью человек в принципе ничем не от- личается от жизни живых существ. В основном «жизнь» тела сводится к удовлетворению основных инстинктов: жизнепод- держания, самосохранения и полового инстинктов. Но, в отли- чие от животного, у человека остается возможность сдерживать проявления этих инстинктов,– удовлетворяя их потребности, оставаться человеком.

Половой инстинкт в нормальном обществе регулируется целомудренным отношением к своему телу. В Православии он освящается Таинством Венчания, которое с внешней стороны ограничивает его проявления в развязанной форме, помогая сохранить семью и воспитать детей; а с внутренней – половой инстинкт преображается из «мое, хочу и дай» в высшую жертвенную любовь.

Говоря о инстинкте жизнеподдержания, необходимо отметить, что здесь основным принципом является умеренность. В православной жизни взрослый и здоровый человек соблюдает пост, который разделяется на телесный и духовный. Телесный пост сводится к ограничению в питании. Духовный – в удалении от грехов и приближении к Богу 3. Православный пост предусматривает еще и всестороннее воздержание: от житейских развлечений и увеселений, супружеских отношений и проявления страстей. В течение постов в Церкви не совершается Таинство Венчания, а зачатие ребёнка в постное время считается грехом, который накладывает тяжкий отпечаток на его будущее. В прошлом во время поста закрывали увеселительные заведения, в трактирах не продавали спиртное.

Инстинкт самосохранения в наше время у некоторых людей превращается в способ получения некоего удовлетворения и развлечения в ущерб своему здоровью. Просмотр фильмов ужасов, экстремальные ситуации, поиск «подвигов» и т.п.– все это стимулирует постоянный выброс адреналина в кровь, что, в свою очередь, приводит к подавленному состоянию нервной системы и быстрому износу организма.

Действительно, что полезно человеческому организму, так это – закаливание и различные нагрузки и тренировки.

Несколько слов необходимо сказать и об отношении к болезням и врачам. Наиболее полное православное отношение к этому вопросу можно найти в Библии: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышняго врачевание. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38, 1–2; 4; 6–10; 12–14). Лучшие представители древней медицины, причисленные к лику святых, явили особый образ святости – бессребреников и чудотворцев. Они были прославлены не только потому, что очень часто завершали свою жизнь мученической кончиной, но за принятие врачебного призвания как христианского долга милосердия.

Таким образом, «тело» в христианском понимании требует постоянной заботы, для того чтобы оно могло действительно стать «храмом для Духа Божия» (1 Кор. 3, 16–17).

Здоровье душевное

Душа – оживляющая сила любого живого существа и человека, но в человеке она служит еще и связующим звеном между физическим телом и нематериальным духом. Тело в данном случае является как бы инструментом, на котором отображает свою работу душа.

Условно «действия» души можно разделить на три вида: мысли, чувства и желания. Органом тела, где производит свою мыслительною работу душа, является мозг. Центральным органом чувств принято считать сердце. Желания реализуются через волю, которая приводит в движение тело человека. Результаты деятельности нашего ума или чувств оказывают давление на волю, которая также движет телом. Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью органов чувств передает информацию душе, а душа, в зависимости от этого, руководит телом.

Если жизнь тела состоит в удовлетворении инстинктов, то душевные потребности включают в себя удовлетворение сил ума, чувств и воли. Здесь уместно привести цитату из учебника по догматическому богословию: «Душа – низшая духовная сущность, в которой сосредоточено начало чувственных восприятий, влечений, ощущений и рассудочной деятельности. Силами всей души обусловлены научные исследования, произведения искусств. Душевные силы обращены исключительно на устройство земной жизни: познание основано на данных опыта, деятельность имеет целью устроение временного земного быта, чувства возникают из состояний видимых.

Человеческая душа невещественная, является духом, но в низшей своей сущности подобна душе животных. Но душа человека неизмеримо возвышается над душою животного вследствие сочетания с нею духа, содержащего чувство Божества. Низшая мозговая деятельность, свойственная и животным, у человека переходит в рассудок, волю, вкус к изящному.

Одуховление души проявляется в еще более высоких формах при наличии у человека идеальных понятий, целеустремленности, художественного творчества – выражения человеческого гения во всех его видах» 4 .

Отсюда можно сделать вывод, что здоровье души заключается в постоянной «пище» для ума, возвышения чувств и в тренировке силы воли, которая в свою очередь непосредственно отражается на работе тела.

Здоровье духовное

Жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением только телесных и душевных потребностей. Над ними стоит Дух (собственно он и есть личность каждого человека, в которую заложены от Бога таланты и дарования), который всему дает оценку с высшей точки зрения и очень часто выступает в роли судьи души и тела.

Бог сотворил человека по Образу Своему (Быт. 1, 26), поэтому можно выявить следующие свойства Духа: духовность (т.е. нематериальность), бессмертие, разумность (мудрость), словесность и свободу воли (выбора). Особенно проявляются следующие качества Духа:

1. Поиск Бога или искание истины (жажда Бога). Ничем земным наш Дух удовлетвориться не может. Сколько бы земных благ ни было у человека, ему всегда хочется чего-то большего. Эта вечная человеческая неудовлетворенность не находит себе покоя, пока не обретет полного удовлетворения в Боге. К этому живому общению человек всегда стремится сознательно или бессознательно. «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин; V в.) 5 .

2. Совесть – указывает человеку на то, что хорошо и что плохо. Причем не только указывает, но и старается заставить человека исправиться при ошибке. За исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает ее угрызением. Совесть – наш внутренний судья, обязанность которого довести человека до Бога.

3. Страх Божий – это не страх перед наказанием за плохой поступок, но благоговейный трепет перед величием Божиим. Страх своим недостойным поведением оскорбить Бога и потерять связь с Ним. В Священном Писании «страх Божий» называют начальной ступенью в приобретении мудрости (Сир. 1, 15).

Поэтому «здоровье» Духа заключается в поиске Бога, налаживании взаимоотношений и дальнейшем общении с Ним.

«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23).

Взаимоотношения духа, души и тела

Все три составные части человека неразрывно связаны между собой и передают от высших низшим свои свойства. Можно привести небольшие примеры их взаимоотношений, хотя человеку свойственно не обращать внимания на такие «тонкие» особенности каждого из них. Поэтому человек принимает их совокупность как просто выполнение той или иной задачи.

1. Дух как главное среди этих составляющих.

Например, если человек пришел в храм для молитвы, то можно сказать, что Духом он обращается к Богу. Дух в процессе молитвы подчиняет себе Душу, заставляя её думать и пере- живать о Боге; а та, в свою очередь, проявив свой характер, в повиновении удерживает Тело: стоять смирно и выстоять все богослужение. Создав этот строй, бессмертный Дух, обращаясь к Богу, получает полное удовлетворение, блаженство и радость в общении; этим он передает чувство облегчения, целеустремленности и хорошего настроения Душе; ну, а Тело, хотя и испытывает значительную нагрузку и требует отдыха, однако не укоряет за бесцельно проведенное время.

2. Тело как главное среди этих составляющих.

Приведем в пример человека, со слабой волей и преобладающим чувством инстинкта. Скажем, предстоит застолье с большим количеством выпивки и закуски. Тело в процессе еды увлекает за собой Душу, и они уже вдвоем ищут разнообразия на столе и развлечения у стола (хлеба и зрелищ). Дух пока старается стоять на страже этого процесса. Но вот он уже дает тревожные сигналы Душе и Телу, что организм уже насыщен и пора бы завершить трапезу. Через некоторое время в этой борьбе верх одерживает Тело и Дух оказывается в подчинении у последнего. Так как Дух есть Дух, то все свои свойства он пытается удовлетворить посредством Тела. Человек получает состояние неудовлетворенности и жажды и… чаще всего заканчивается тем, что инстинкт самосохранения просто «выключает» человека, погружая его уже бессознательное тело в сон. В результате Тело ощущает полную разбитость и болезненность; Душа – чувство отвращения и неприязни; Дух – чувство пустоты и муки совести.

Необходимо заметить, что человек, который живет как животное – одними инстинктами, никогда не получит полного удовлетворения от сна, еды, алкоголя, телесной близости и т.п. потому что ему постоянно всего этого будет мало.

3. Душа как главное среди этих составляющих.

Такой жизнью чаще всего живет большая часть нашего населения. Для осмысления своей жизни человек в этом состоянии избирает себе определенную земную цель (учеба, работа, приобретение вещей и т.п.) и стремится к её исполнению. На этом пути возможны состояния взлета души и падения «тела». Достигнув своей мечты, человек пребывает в некоем состоянии блаженства и радости, но эта радость быстро проходит. Человек чувствует некоторую опустошенность; невольно звучит вопрос: «а что дальше?». Жизнь в таком состоянии полна стрессов и разочарований. Человек никак не может «успокоиться» и постоянно находится в процессе поиска, порой бросаясь в крайности.

Таким образом, у слабого человека, который живет одними инстинктами, тело подчиняет себе дух и душу и мучает последних. Человек, живя только душевной жизнью, иногда удерживает в повиновении тело, но никак не может успокоиться и жить по слову Евангелия – в радости («Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16). Духовный человек своим состоянием получает безграничную помощь от Бога во всех сторонах своей жизни.

Пагубные привычки и преодоление страстей

При крещении человек получает «залог благодати», который он обязан взрастить, чтобы не быть младенцем в вере, но восходить от силы в силу, стать «мужем совершенным» в благодати и познании Сына Божия (Еф. 4, 13). В этом росте человек постоянно стоит перед выбором между добром и злом. Его духовная сторона зовет к Богу и совершенству; душевная сторона хочет приспособиться к более выгодным и комфортным условиям жизни, а тело – отдохнуть и расслабиться (как в басне И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак»). На протяжении всей жизни человек постоянно находится перед выбором: кому уступить и что сделать в первую очередь. И не всегда этот выбор является правильным. Христианский опыт жизни указывает на основные «болезни» (по православному – грехи) тела, души и духа.

Для начала необходимо отметить, что не сразу человек начинает совершать те или иные дурные поступки. Сначала в его сознании ярко рисуется привлекательный образ предполагаемого греховного действия. В работу включаются все три составляющие человека: совесть выносит приговор, хорошо это или плохо; душа оценивает это со стороны чувств и возможности совершения, ну, а тело, если это касается его стороны, вообще не обращает на первые два никакого внимания. Происходит некая борьба, исход которой зависит от нравственного состояния личности.

Если человек не отвергает с гневом (гнев – величайший дар Бога человеку для борьбы с греховными помыслами) этот образ, то приходит состояние «желания», когда я еще и не решаюсь совершить это, но оно мне уже все больше и больше нравится. Потом происходит состояние «пленения» – решимость исполнить то действие, которое противно моей совести. Пленительный образ для меня стал настолько желанным, что я ему уже не сопротивляюсь. За этим обычно следует совершение греха.

Если человек не останавливается, то эта болезнь прогрессирует, и он (как бессовестный) совершает все по привычке, не имея возможности оценить правильность поступка. Потом возникает состояние страсти, когда человек делает все, чтобы создать обстановку и совершить грех. В этом состоянии он не способен ненавидеть свой грех, а, наоборот, любит его, наслаждается им и ненавидит тех, кто мешает ему его совершить. Преподобный Исаак Сирин (VII в.) сравнивает подобного грешника с псом, который лижет пилу, пьянея от собственной крови.

Слово страсть славянского происхождения и переводится как «страдание и болезнь» 6. Преп. Иоанн Лествичник описывает 8 основных страстей, которые можно условно поделить на телесные (чревоугодие и блуд); душевные (гнев, сребролюбие, печаль); духовные (уныние, тщеславие и гордость).

К здоровому образу жизни

В христианстве здоровый образ жизни начинается с правильного отношения к себе: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Любить себя – значит работать над собой, чтобы стать совершенным и уподобляться Богу (Лев.

11, 44). Здесь необходимо выстроить правильное взаимоотношение в самом себе: дух должен быть в общении с Богом, душа под управлением духа, и тело – в подчинении у обоих. На этом пути человек познает свои недостатки и страсти. Возникающую вследствие этого борьбу можно описать в виде лестницы, по которой движется человек: или ступенька вверх или шаг вниз. Основные этапы этого пути указаны Христом в Нагорной проповеди (Мф. 5–7), из которых можно отметить:

1) смирение (нищета духовная – осознание положения, в котором находишься), 2) плач о грехах (раскаяние), 3) кротость (мудрость), 4) стремление к правде (святости), 5) милосердие ко всем, 6) чистота душевная (видение Бога), 7) мир духовный и примирение враждующих, 8) мужество в гонениях за благочестивую жизнь (правду), 9) мученичество (в прямом и переносном смысле) за Христа.

Совершенство в здоровом образе жизни невозможно без покаяния как осознания своих ошибок. Само покаяние делится на 4 ступени: 1 – сознание своих грехов и степени их тяжести на душе; 2 – сокрушение или печаль о совершенных поступках; желание впредь не совершать их; 3 – решимость исправиться;

4 – исповедь перед духовником (священником), имеющим власть прощать и разрешать грехи.

Так, постепенно очищаясь от болезней души и тела, человек приходит к здоровому образу жизни.

В заключение о здоровом образе жизни хотелось бы привести слова святого праведного Алексея Мечева († 1923 г.): «Принуждай себя вставать рано и в определенное время. Без особенной причины не спи более семи часов. Как скоро пробудишься от сна, тотчас вознеси мысль свою к Богу… Немедленно встань с постели, оденься и не позволяй себе долго нежиться на мягкой постели и оставаться неодетым. Потом немедленно начни молитвы утренние; преклонив колена, молись тихо, внимательно, благоговейно… После сего займись делами твоими, и все занятия и дела твои будут во славу Божию… Исполняй все тяжкое для тебя, как епитимию за грехи твои — в духе послушания и смирения… Если же остается время перед обедом, то рассмотри, как ты исполнил то, на что решился поутру…

Никогда не оставляй молитвы перед обедом и во время его представляй, что Иисус обедает с тобой; удели от своего стола и нищим… Бодрствуй тщательно над самим собой, над чувствами, помышлениями, движениями сердца и страстями; ничего не почитай маловажным, когда дело идет о твоем спасении вечном… Не думай приобрести какую-либо добродетель без скорби и болезней души.

И на малое время не оставайся в праздности, а пребудь всегда в трудах и занятиях. Ибо нетрудящийся недостоин имени человека и непременно погибнет. Во время тяготы душевной или охлаждения к молитве и ко всем благочестивым занятиям не оставляй дел благочестия… Более слушай, нежели говори: во многоглаголании не спасешься от греха. Убегай даже от самых малых грехов, ибо неудаляющийся от малых непременно впадет в большие и тяжкие… Будь искренен и прост сердцем; с любовью принимай наставления, увещания и обличения от других, хотя бы ты был и очень мудр… Чего не хочешь себе, того не делай другому, и чего себе от других желаешь, то прежде сам сделай другим.

Во время ужина вспоминай о последней вечере Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он удостоил тебя вечери небесной…

Прежде, нежели ляжешь спать, испытай твою совесть, проси света к познанию грехов твоих, размышляй о них, проси прощения в них, обещай исправление, определив ясно и точно, в чем именно и как ты думаешь исправить себя. Представляй постель как бы гробом твоим и одеяло как бы саваном. Сделав крестное знамение и облобызав крест, который на себе носишь, усни под защитою Пастыря…

Если не можешь спать или бодрствуешь среди ночи, то… молись за находящихся ночью в тяжких болезнях и смертном томлении, за страждущих и усопших и моли Господа, да не по- кроет тебя вечная тьма…

Во время болезни прежде всего возложи упование твое на Бога… Всячески воздерживайся от ропота и раздражительности, так обыкновенных во время болезни…

Каждый год и каждый месяц делай строгое испытание твоей совести. Исповедуйся и приобщайся Святых Тайн как можно чаще… Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобою» 7 .

Примечания

1 «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 23).

2 Конспект лекций по догматическому богословию. Россия. 1993. С. 123.

3 «Польза от истинного поста превелика. Пост тело освежает, очищает, покоряет его душе, дает отдых органам тела и вообще способствует нашему здоровью: пост во многих случаях есть самое верное и самое дешевое лекарство, указанное нам и природой. Главная же его сила в обуздании непокорного тела и страстей. Как конь обуздывается уздой, так и тело наше постом. Душа же, наоборот, по слову св. Иоанна Златоустого, от поста укрепляется, делается способной на подвиги. Таким образом, пост полезен для здоровья тела и души. Вот потому-то так прославляет пост святая Церковь: «Пришел пост, мать целомудрия, обличитель греха и покровитель покаяния, образ жизни ангелов и спасение человеков» (Понедельник 1-й седмицы Великого поста). От святой купели и до гроба. М. 1994. С. 83.

4 Конспект лекций по догматическому богословию. Россия. 1993. С. 124–125.

5 Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. Jordanville, U.S.A. 1987. С. 127.

6 Церковно-славянский словарь. М. 2000. С. 160.

7 Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алек- сея Мечева. М. 2000. С. 9–13.