4. ПРОФИЛАКТИКА ПОСЯГАТЕЛЬСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Исследование обстоятельств, способствующих совершению насильственных посягательств на здоровье и телесную неприкосновенность граждан, позволяет сформулировать некоторые предложения, направленные на их профилактику. В конечном счете они сводятся к устранению социально-негативных факторов, составляющих суть этих обстоятельств, и воздействию на личность, проявляющую психологическую готовность к совершению таких преступлений. С учетом их специфики едва ли решающую роль здесь играют профилактические меры общего характера. Гораздо большое значение для предупреждения этих, как и других преступлений ситуативного характера, имеют меры индивидуальной профилактики.

Разумеется, общие меры, направленные на борьбу с преступностью в целом, устранение социально-негативных факторов и обстоятельств, правовое и нравственное воспитание населения, укрепление законности и правопорядка объективно будут способствовать и предотвращению рассматриваемых преступлений, но эти меры могут составить предмет самостоятельного исследования. Мы считаем необходимым рассмотрение в основном проблем индивидуальной профилактики, мер, направленных на предотвращение криминогенных посягательств на здоровье граждан, и возникновению у конкретных лиц решимости на совершение преступления.

Как уже отмечалось, большинство насильственных посягательств на здоровье граждан и их телесную неприкосновенность совершается на почве межличностных бытовых конфликтов, которые определяют возникновение криминогенных ситуаций. Такие конфликты чаще всего возникают в семье или в других устойчивых микрогруппах.

В связи с этим для предотвращения развития конфликтной ситуации решающее значение имеет предотвращение и устранение самих обстоятельств, вызывающих конфликт, обуславливающих возникновение у лица чувства обиды, ревности, мести, гнева, ущемление каких-то важных интересов субъекта. р азумеется, для этого необходим высокий уровень поведенческой культуры граждан, их нравственно-психологических качеств. Формирование таких качеств личности не носит специфического характера и может быть достигнуто на основе осуществления общих мер по повышению уровня культуры населения.

Поскольку рассматриваемые преступления нередко являются результатом неадекватной оценки тех или иных обстоятельств виновными, серьезное профилактическое воздействие может оказать спокойное разъяснение возникшей ситуации, ее объективного значения, сути обстоятельств, вызвавших конфликт. Это, в част-ности, касается обстоятельств, вызывающих чувство ревности, обиды, представление об ущемлении каких-то личных интересов лица. Такое разъяснение может последовать со стороны самого потенциального потерпевшего, а еще лучше, если оно сделано третьими лицами, которые, с точки зрения субъекта, могут дать объективную оценку происшедшего. В ряде случаев такие действия могут склонить субъекта к добровольному отказу от совершения преступления.

Представляется, что положительную роль в этом плане могли бы сыграть публикации в широкой печати, в популярных изданиях материалов, посвященных анализу типичных конфликтных ситуаций, их сути и значения. Такие ситуации могли бы проигрываться и в популярных телевизионных передачах, таких например, как «Человек и закон». Не всегда конфликтные ситуации возникают спонтанно. В большинстве случаев конфликт зреет постепенно, нарастая и достигая в какой-то момент апогея. В течение всего такого периода психологической подготовки, который может быть более или менее длительным, сохраняются возможности предотвращения преступления не только путем разрядки ситуации, нахождения правомерных средств разрешения конфликта, но и путем вмешательства тех или иных учреждений и лиц.

Опрос заключенных женщин, совершивших такие тяжкие преступления против личности, как убийство и тяжкие телесные повреждения, привел нас к выводу, что совершение большинства этих преступлений могло бы быть предотвращено, если бы конфликтные ситуации в семье в самом их зарождении стали предметом рассмотрения органов власти или органов общественности. Со своей стороны отметим, что наши исследования позволяют сделать вывод о том, что сказанное относится в полной мере и к преступлениям, совершенным мужчинами. Из числа опрошенных нами осужденных 56 % заявили, что преступление можно было предупредить, если бы своевременно вмешались работники полиции, родственники, соседи, знакомые, которые присутствовали в момент конфликта или знали о его нарастании.

Об этом близкие и знакомые могут знать, являясь свидетелями обострения межличностного отношения или присутствия на месте совершения преступления. Их активные действия, своевременное вмешательство может предотвратить правонарушение.

Работникам полиции, прежде всего участковому инспектору, конфликтная ситуация становится известной, как правило, в момент, непосредственно предшествующий совершению преступления, из заявления потенциального потерпевшего (жены, сожительницы. соседей и т.п.) или других лиц. И в этот момент сохраняются еще возможности предотвращения преступного деяния. Реализация этой возможности зависит от эффективности действий работников полиции. Они могут быть различны в различных ситуациях. Здесь необходим дифференцированный подход. В одних случаях достаточно принять меры к примирению, в других – строгое предупреждение о последствиях противоправного поведения и последующий контроль за поведением лица и отношениями в семье, в микрогруппе. Но в ряде случаев возникает необходимость принятия мер административно-правового характера, как-то привлечение лица, допускающего противоправные действия, при наличии к тому оснований, к административной ответственности за мелкое хулиганство и т.п.

Целесообразным может оказаться и привод лиц, проявляющих склонность к совершению преступления, в органы внутренних дел для соответствующей регистрации и официального предостережения о недопустимости противоправного поведения. т акое предостережение может оказаться более эффективным, чем устное предупреждение. К числу таких мер следует отнести уведомление начальниками органов внутренних дел, руководителей предприятий, учреждений и организаций об антиобщественном поведении их сотрудников для принятия к ним мер общественного воздействия.

Наконец, в случаях, когда есть серьезные опасения совершения лицом насильственного преступления, когда криминогенная ситуация является длящейся, органы внутренних дел должны организовать наблюдение за поведением лица, проявившего склонность к совершению насильственных действий, пока не станет ясно, что он отказался от преступных намерений.

Но в ряде случаев лица дают основания и для уголовно-правового реагирования. Совершению тяжких преступлений против личности нередко предшествует специфическое противоправное поведение виновных, прямо предусмотренное отдельными статьями Особенной части УК РК. Особенно характерно это для насильственных преступлений, совершаемых в сферах быта и досуга.

Это так называемые нормы с двойной превенцией. Они предусматривают ответственность за действия, которые представляют общественную опасность сами по себе, и могут привести к совершению других, более тяжких преступлений. К числу таких следует отнести статью 112 УК РК, предусматривающую ответственность за угрозу убийством, причинением насилия. Угрозы, нередко, предшествуют совершению насильственных преступлений, а нереагирование на них со стороны органов внутренних дел в той или иной мере способствует их совершению. По данным нашего исследования, в 26 % случаев совершению преступления предшествовали угрозы. Как видно из материалов изученных уголовных дел, по крайней мере в 20 % случаев об этом было известно работникам органов внутренних дел, соседям, окружающим. Такое пассивное отношение к угрозам можно проследить и на ряде уголовных дел.

Так, по делу Сарсенбаева А. было установлено, что последний у себя дома, находясь в нетрезвом состоянии, поссорился со своей тещей. Во время ссоры он толкнул ее ногой, после чего она вызвала участкового инспектора полиции, который лишь устно предупредил Сарсенбаева. В этот же вечер Сарсенбаев ударил потерпевшую ногой в бок и сломал ей ребро, причинив тяжкое телесное повреждение. Безусловно, если бы участковым инспектором полиции были приняты надлежащие профилактические меры, преступление не было бы совершено.

Разумеется, не всякая угроза может повлечь возбуждение уголовного дела. Согласно закону угроза влечет уголовную ответственность при наличии достаточных оснований опасаться приведения ее в исполнение. Поэтому все обстоятельства, касающиеся угрозы, должны тщательно выявляться. О ее реальности может свидетельствовать острота конфликта, характер угрозы, действия, ее сопровождающие (приобретение оружия и т.п.), характеристика личности и т.п. В тех случаях, когда у лица, проявившего склонность к совершению насильственных действий, обнаруживается огнестрельное оружие или имеются данные о том, что он хранит охотничье оружие, должны быть приняты меры к его изъятию, а при наличии оснований, предусмотренных в законе, виновный должен быть привлечен к ответственности по статье 251 УК Республики Казахстан.

Важное профилактическое значение имеет своевременное возбуждение и рассмотрение дел частного обвинения, в частности, дел об оскорблении (ст.130 УК РК), клевете (ст.129 УК РК), истязании (ст. 107 УК РК) и нанесении легких телесных повреждений (ст. 105 УК РК). Сама по себе подача заявления в суд потерпевшим по таким делам является серьезным сигналом о возникновении криминогенной ситуации. Поэтому нельзя эти дела рассматривать как малозначительные и второстепенные. Недопустима волокита при их рассмотрении, которая может стать причиной совершения тяжкого преступления. При рассмотрении таких дел суды не долж-ны ограничиваться назначением наказания виновному. Необхо-димо выявлять истинные причины конфликта и принимать меры к его устранению, в частности, путем вынесения частных определений. Такие определения могут выноситься в адрес учреждения, предприятия, где работает, обучается виновный или в адрес учреждения, от которых зависит устранение объективных обстоятельств, вызвавших конфликтную ситуацию (раздел жилища, переселение, ремонт и т.п.).

Судьи при рассмотрении гражданских дел также должны принимать меры к устранению конфликтных ситуаций, предотвращению их обострения. Это необходимо, в частности, делать при рассмотрении бракоразводных дел, дел о судьбе детей при расторжении брака, разделе имущества, жилья, лишении родительских прав и т.п.

В ряде случаев быстрое и оперативное решение судом этих во-просов может разблокировать конфликт и предотвратить его обострение. Вместе с тем волокита в разрешении этих вопросов – не-обоснованный отказ в расторжении брака, когда нет перспектив сохранения семьи, могут сами по себе привести к обострению конфликтной ситуации.

Разумеется, устранению конфликтной ситуации могут способствовать и общественные организации, когда к ним поступают сигналы о неблагополучной ситуации в семье, об антиобщественном поведении членов коллектива.

Здесь следует обратить особое внимание на роль такого специфического для Казахстана института, каким являются советы старейшин. Их авторитет среди населения очень высок, и он должен быть использован для профилактики бытовых преступлений. Они могут и должны, используя специфические для них средства, принимать меры для примирения конфликтующих, предотвращения насильственных действий, контроля за поведением лиц, склонных к их совершению.

Как уже отмечалось, рассматриваемые преступления нередко совершаются лицами, находящимися в состоянии опьянения или в отношении лиц, которые находятся в таком состоянии.

Борьба с пьянством и алкоголизмом сама по себе содействует профилактике бытовых насильственных преступлений. Общие меры борьбы с этим антисоциальным явлением выходят за рамки настоящей работы и составляют предмет самостоятельных исследований. Здесь мы лишь хотим отметить некоторые особенности профилактики рассматриваемых преступлений, когда их совершение связано с пьянством и алкоголизмом.

Что касается хронических алкоголиков, проявляющих склонность к насильственным действиям, к созданию конфликтных ситуаций, они по общему правилу должны направляться на принудительное лечение. Их поведение должно контролироваться органами внутренних дел в тех случаях, когда они проходят лечение амбулаторно или по тем или иным причинам не лечатся.

Для предотвращения преступлений лицами, находящимися в состоянии опьянения, или в отношении таких лиц, основное значение имеет пресечение конфликтов, возникающих на почве пьянства. Лица, находящиеся в состоянии опьянения в общественных местах, проявляющие агрессивность, конфликтность, должны задерживаться органами внутренних дел и направляться в вытрезвитель, к ним должны приниматься предусмотренные законом меры административного взыскания. Это предотвратит как совершение ими преступления, так и виктимное поведение, в результате которого они сами могут оказаться в положении потерпевших. Представляется, что в случаях получения сообщения органами внутренних дел о том, что те или иные лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, проявляют склонность к насилию в семье, в отношении соседей и т.п. они должны доставляться в органы внутренних дел, а это предотвратит совершение ими преступлений.

Профилактика преступлений на индивидуальном уровне предполагает учет индивидуальных особенностей личности, в частнос-ти, психопатологических ее особенностей, влияющих на принятие решений в конфликтной ситуации. Преступность нельзя отрывать от людей, от личности человека и ее позиции. Следует принимать во внимание все болезни человеческого организма и, особенно, явления умственной и психической недоразвитости. Проведенное нами изучение лиц, совершивших насильственные посягательства на личность, дает основание поддержать это предложение. Организацию работы по профилактике преступлений лиц, имеющих аномалии, следует, на наш взгляд, возложить на органы внутренних дел. Именно они должны выявлять таких лиц на основе имеющихся данных об их поведении, прежде всего, по месту жительства, а также и по месту работы. Изучение их индивидуальных особенностей, их образа жизни, характера психических отклонений, влияние этих отклонений на поведение лица, прогнозирование его поступков в тех или иных ситуациях возможно только с участием специалистов-психиатров. В связи с этим возникает необходимость в освидетельствовании таких лиц.

Все это дает основание поддержать предложения о психиатрическом освидетельствовании не только при наличии подозрения на острое психическое расстройство или необходимости активного лечения, но и тогда, когда психические нарушения ярко не выражены и не требуют активного лечения. Следует также поддержать высказанные в литературе предложения о создании невропатолого-психиатрических консультаций, которые осуществляли бы профилактику в отношении лиц с психическими аномалиями.

Эти консультации могли бы также проводить разъяснительно-консультационную работу в семьях таких лиц, среди их близких с целью предотвращения возникновения ситуаций, в которых их психические особенности могли бы приобрести криминогенную направленность.

Важным направлением профилактики является предотвращение виктимного поведения граждан, выступающего нередко в качестве повода совершения преступления. При возникновении криминогенной ситуации в семье, микрогруппе работники органов внутренних дел, представители общественности, лица, присутствующие при конфликте, должны стремиться, прежде всего, нейтрализовать источник конфликта, пресечь поведение лиц, провоцирующих совершение преступления, разъяснить им возможные последствия их проведения.

Участковые инспекторы полиции должны по возможности выявлять лиц, склонных к виктимному поведению, особенно провоцирующих других на совершение преступления, проводить с ними разъяснительную работу, а при наличии к тому оснований, применять к ним меры административного взыскания или общественного воздействия. Это, в частности, касается лиц, проявляющих склонность к скандалам и конфликтам с соседями, окружающими: женщин, ведущих аморальный образ жизни, лиц, употребляющих спиртные напитки, членов семей, в которых складываются напряженные отношения.

Важную роль здесь могут сыграть средства массовой информации. В последнее время средства массовой информации уделяют значительное внимание анализу ситуаций, в которых виктимное поведение граждан приводило к совершению преступлений или облегчало его совершение. В публикациях, теле- и радиопередачах содержатся весьма полезные рекомендации, цель которых предотвратить виктимное поведение граждан. Было бы целесообразно шире публиковать такие материалы, чаще использовать для этого телевидение. В таких материалах следовало бы уделять внимание поведению граждан во время бытовых конфликтов, показывать типичное развитие конфликта и последствия неправильного, неадекватного поведения потенциальных потерпевших, давать рекомендации, позволяющие предотвратить обострение ситуации в результате виктимного поведения, а также способствующие правильной реакции на такие поступки.