§ 3. Преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ). Общественная опасность данного преступления заключается в том, что эти действия создают угрозу транспортной системе, а следовательно, жизни и здоровью людей. Они также причиняют имущественный вред государственным, муниципальным, коммерческим организациям либо иным собственникам. Эти действия нередко дезорганизуют нормальное функционирование железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного транспорта, городского электротранспорта.

Основным объектом данного преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с приведением в негодность транспортных средств, путей сообщения, а также блокированием транспортных коммуникаций. Дополнительным объектом могут выступать жизнь и здоровье людей, чужая собственность, порядок управления и др.

Предмет рассматриваемого преступления - это транспортные средства, а также средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.

Пути сообщения на железнодорожном транспорте - это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном - взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т.д.; на водном транспорте - пути следования судна из одного географического пункта (например, порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные реки, заливы, озера, каналы и др.

Средства сигнализации - это устройства, подающие условную информацию (команду, оповещение, управление и т.д.), которые могут быть звуковыми, световыми и т.д. К ним, например, можно отнести семафоры, маяки, путевые и маркировочные знаки, бакены и т.д.

К средствам связи относятся технические устройства, которые обеспечивают передачу и прием различных видов сообщений. Ими может обеспечиваться телефонная, телеграфная, телевизионная, факсимильная или другая связь. По характеру и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, оптическую, лазерную, космическую и т.д.

Транспортное оборудование - это совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота.

Транспортные коммуникации - это общее понятие, охватывающее пути сообщения и сооружения на них.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 267 УК РФ, характеризуется: 1) действиями (разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных в диспозиции этой нормы предметов, а равно блокирование транспортных коммуникаций); 2) последствиями - причинением тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба и 3) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

Под разрушением понимается приведение транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования в полную негодность. Повреждение предполагает возможность их восстановления путем ремонта.

Иные способы приведения указанных средств в негодное для эксплуатации состояние могут заключаться, например, в загромождении железнодорожных путей, взлетно-посадочных полос и др.

Блокирование транспортных коммуникаций означает создание препятствий для движения транспортных средств, например преграждение железнодорожных путей, взлетно-посадочной полосы большими группами людей, создание "завалов" из бревен, шпал, камней и т.п.

Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 267 УК РФ, является причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. Понятие тяжкого вреда здоровью человека раскрыто при анализе ст. 111 УК РФ. Крупный ущерб как последствие рассматриваемого преступления - понятие оценочное. Судебная практика при этом исходит как из оценки реального материального ущерба в виде уничтожения или повреждения указанных в этой норме предметов, так и из наступления организационного вреда, который может выражаться, например, в дезорганизации движения на длительный срок, а также из причинения существенного экологического вреда и т.д.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 14 лет.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

Преступление (ч. 1 ст. 267 УК) признается оконченным с момента наступления последствий, указанных в законе.

Квалифицирующим признаком данного преступления является причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 2 ст. 267 УК РФ). Наступление смерти должно находиться в причинной связи с действиями виновного, связанными с приведением в непригодность транспортных средств или путей сообщения.

Особо квалифицирующим признаком является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 267 УК РФ).

Деяния, предусмотренные ст. 267 УК РФ, относятся к преступлениям средней тяжести.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Общественная опасность нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, заключается в том, что такие нарушения нередко влекут гибель людей, причинение им увечий, а также причинение крупного материального ущерба, экологического, организационного вреда и др.

Основным объектом данного преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Дополнительным объектом могут быть жизнь и здоровье людей.

Объективная сторона характеризуется: 1) деянием - действиями или бездействием в виде нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта; 2) последствиями - причинением тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 268); 3) причинной связью между указанными деянием и последствиями.

В Правилах дорожного движения и иных нормативных правовых актах установлены правила безопасности движения для пешеходов и иных участников движения (помимо лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК РФ). К иным участникам движения следует отнести водителей велосипедов, мопедов, водителей гужевых повозок (саней), погонщиков вьючных, верховых животных, стада животных и др. Например, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при их отсутствии - транспортного светофора, перейти проезжую часть по пешеходным переходам, а пассажиры при поездке на транспортном средстве должны быть пристегнуты ремнями безопасности, не открывать двери транспортного средства во время его движения, не входить без соответствующего разрешения в кабину пилотов самолета и тем более вмешиваться в управление им или, например, вмешиваться в действия капитана речного или морского судна по управлению им и т.п.

На каждом виде транспорта (железнодорожном, воздушном, водном, автомобильном, городском электротранспорте, метрополитене) существуют специальные правила для пассажиров.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 268 УК РФ, является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Характерно также, что этот вред причиняется не нарушителю правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, а другим участникам движения. Ими могут быть водители иных транспортных средств, другие пешеходы, пассажиры или иные лица. Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с нарушением указанных правил. Данное преступление признается оконченным с момента наступления последствий, предусмотренных в ч. 1 ст. 268 УК РФ.

Субъект рассматриваемого преступления - пешеход, пассажир или иной участник движения (кроме лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК РФ), достигший 16-летнего возраста. Им может быть и лицо, управляющее мопедом, другим транспортным средством, приводимым в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющим максимальную конструктивную скорость не более 50 км в час, а также велосипедом с подвесным двигателем, мотоциклом, если в результате нарушения правил безопасности причиняются по неосторожности последствия, предусмотренные ст. 268 УК РФ.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Предусмотренное в ч. 1 ст. 268 УК РФ деяние относится к преступлениям небольшой тяжести.

Квалифицирующий признак рассматриваемого преступления - наступление по неосторожности смерти человека в результате нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 268 УК РФ, признается преступлением средней тяжести.

Особо квалифицирующим признаком является наступление по неосторожности смерти двух или более лиц (ч. 3 ст. 268 УК РФ).

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ). Трубопроводный транспорт имеет огромное народнохозяйственное значение, а нередко приобретает и политическое значение, поскольку от его безопасного функционирования зависит обеспечение энергоресурсами не только отдельных граждан, предприятий, но даже стран и континентов. Срывы в транспортировке газа, нефти, питьевой воды и др. могут приводить и к человеческим жертвам.

Общественная опасность нарушений правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов заключается и в том, что они могут влечь причинение крупного ущерба государству, другим собственникам, экологического вреда, а иногда влекут и человеческие жертвы.

Часть 1 ст. 269 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Основным объектом данного преступления выступает защищенность личности, общества и государства от угроз в сфере строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов. Дополнительным объектом могут быть жизнь и здоровье людей, имущественные интересы государства, других собственников, окружающая среда и др.

Предметом этого преступления является трубопроводная система, под которой понимаются основные линии трубопроводов наземного, подземного и подводного базирования вместе с перекачивающими установками и средствами контроля перекачки жидкого и газообразного топлива, технической, питьевой воды, химических и других продуктов. В нее также входят газораспределительные станции, станции подземного хранилища газа, нефтепродуктов и другие сооружения. Трубопроводы - неотъемлемый элемент современной экономики России, как и других государств.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется: 1) деянием - действиями или бездействием (нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов); 2) последствиями (причинение тяжкого вреда здоровью человека) и 3) причинной связью между указанными деянием и последствиями.

Правила, регламентирующие строительство, эксплуатацию и ремонт магистральных трубопроводов, содержатся в Правилах технической эксплуатации магистральных трубопроводов, Правилах охраны трубопроводов и ряде других нормативных актов.

Строительство магистрального трубопровода охватывает не только его сооружение, но и проектирование, а также испытание и проверку его на прочность в соответствии с рабочим проектом. Эксплуатация трубопровода означает его использование по назначению. Ремонт предполагает устранение неисправности магистрального трубопровода. Он может быть капитальным, текущим и аварийно-восстановительным.

Анализируемое преступление может совершаться как путем действий, так и путем бездействия.

Нарушение правил безопасности при строительстве магистральных трубопроводов может заключаться в отступлении от соответствующих нормативов при их проектировании и сооружении (некачественное выполнение сварки труб, изготовление емкостей для хранения нефтепродуктов и др.). Нарушение правил безопасности при эксплуатации магистральных трубопроводов может заключаться в отступлении от установленных правил использования трубопроводов по их назначению в соответствии с их техническими параметрами (допуск к работе лиц, не прошедших специальной подготовки, отсутствие необходимого контроля за работой измерительных приборов и др.). К нарушениям правил безопасности при ремонте магистральных трубопроводов можно, например, отнести установление при ремонте некондиционного оборудования.

Преступление имеет материальный состав. Для наступления ответственности по ч. 1 ст. 269 УК РФ необходимо, чтобы был причинен тяжкий вред здоровью.

Субъектом данного преступления может быть любое достигшее 16-летнего возраста вменяемое лицо, которое в установленном порядке допущено к соответствующим работам по строительству, эксплуатации или ремонту магистрального трубопровода.

Субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия либо небрежности по отношению к последствиям. В то же время, если такие действия лицо совершило умышленно с целью подрыва экономической безопасности или обороноспособности Российской Федерации, они должны квалифицироваться как диверсия (ст. 281 УК РФ).

Квалифицирующим признаком этого преступления является причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 2 ст. 269 УК РФ).

Особо квалифицирующий признак - причинение по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 269 УК РФ).

Деяния, предусмотренные в ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 268 УК РФ, относятся соответственно к преступлениям небольшой и средней тяжести.

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ). Данный состав введен в УК РФ с учетом положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. <1>.

<1> См. Действующее международное право. В 3 т. М. 1987. Т. 3. С. 322 - 474.

Основным объектом данного преступления является состояние защищенности людей от угроз, связанных с нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, а дополнительным - жизнь и здоровье людей.

Объективная сторона преступления характеризуется бездействием - неоказанием капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если она могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Обязанность оказания капитаном судна помощи терпящим бедствие предусмотрена в ряде законодательных и иных нормативных актов, в том числе в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ и в указанной Конвенции ООН 1982 г.

Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде. Он также обязан при столкновении судов оказать помощь другому участвующему в столкновении судну и лицам, находящимся на нем.

По существу те же обязанности предусмотрены и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Деяние, предусмотренное ст. 270 УК РФ, заключается в невыполнении капитаном судна обязанности по оказанию терпящим бедствие на море или на ином водном пути (река, озеро, пролив и др.) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможности оказания помощи людям, терпящим бездействие, без серьезной опасности для своего судна и лиц, находящихся на нем.

Рассматриваемое преступление имеет формальный состав и поэтому признается оконченным с момента бездействия капитана в обстановке, создающей необходимость оказания помощи терпящим бедствие на море или ином водном пути.

Субъектом преступления является капитан судна. Таковым должны признаваться не только лица, должность которых именуется таким образом, но и лица, чья должность называется иначе, хотя фактически они руководили экипажем (например, шкипер), или которые находятся на судне в единственном числе.

Субъективная сторона характеризуется умыслом, который может быть как прямым, так и косвенным. Мотивы такого поведения на квалификацию содеянного не влияют.

Деяние, предусмотренное ст. 270 УК РФ, относится к преступлениям небольшой тяжести.