Правильный режим труда и отдыха

Режим дня Режим дня. Слово "режим" французское и в переводе означает "управление". В данном случае речь пойдёт о самоуправлении. Если всё делать в одно и то же время, то через какое-то число повторений будет образован динамический стереотип, благодаря которому одна деятельность легко сменяет другую.

Дело в том, что все процессы в нашем организме происходят циклично. Бодрствование сменяется сном, вдох выдохом, сокращение предсердий и желудочков сердца паузой.

Многие из перечисленных процессов не требуют сознательного контроля, они происходят рефлекторно, помимо нашего сознания, другие, наоборот, требуют сознательного управления

Режимом называют установленный распорядок жизни: работы, питания, отдыха, сна. Он определяется не только нашими желаниями, но и общественными требованиями.

В определённые часы начинают и заканчивают работу учреждения, заводы, фабрики, институты, школы, театры, магазины. И каждый человек, независимо от желания, должен считаться с этими факторами и свой личный распорядок жизни приспосабливать к распорядку общественному.

Уже одно это говорит о том, что режим дня не может быть для всех одним и тем же. Даже для одного и того же человека он будет разным во время работы на предприятии и в дни отпуска, в будни и в выходные дни. Но всё же в распорядке жизни определённых групп населения, занятых одним и тем же делом и живущих в сходных условиях, много общего.

В качестве примера рассмотрим режим дня школьника, занимающегося в первую смену. Естественно, каждый день у него начинается с подъёма, зарядки, туалета, завтрака. Но возникает вопрос: когда надо вставать? Это зависит от того, как быстро и чётко человек умеет собираться. Главное, утром надо всё делать без спешки, в умеренном темпе. Когда человек спешит, его деятельность хаотична, она переполнена случайными факторами, которые мешают формированию динамического стереотипа.

Вчера ученик пытался утром дописать упражнение, сегодня потратил время на то, чтобы собрать портфель, завтра ему, вероятно, придётся искать не приготовленную заранее сменную обувь. В результате полезные привычки не вырабатываются. (Подробнее о полезных привычках см. здесь )

Поиски необходимых вещей в обстановке недостатка времени ведут к ненужному напряжению нервной системы, отрицательным эмоциям, которые препятствуют качественной настройке на учебную деятельность, снижают её результаты. Наконец, они могут стать причиной нервно - психического перенапряжения.

Для того, чтобы сохранить высокую работоспособность, надо всё необходимое готовить заранее и одни и те же дела постоянно выполнять в одной и той же последовательности. Это приведёт к выработке динамического стереотипа, который позволит сэкономить силы.

Работоспособность человека в течение дня меняется, достигая наибольшей интенсивности в периоды от 10 до 13 и от 16 до 20 часов. Поэтому умственную работу надо выполнять в период наибольшей работоспособности.

Во время любой работы (особенно умственной), надо делать 10 - 15 минутные перерывы. Если вы долго сидели, то надо встать пройтись, сделать несколько приседаний или махов руками.

Если вы долго напрягали своё зрение, то надо дать отдых и ему, проделав несколько несложных упражнений, чтобы ваши глаза отдохнули, особенно, если ваша работа сопряжена с компьютером.

Если вы долго работаете в душном помещении, то в течение дня надо выделять определённое время для того, чтобы побыть на свежем воздухе. Также, нужно правильно организовать своё рабочее место (освещение, средства и предметы труда).

Сон и отдых. Сном называют периодически наступающее состояние человека, характер

езующееся почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители. Во время сна происходит естественный периодический отдых человека от психической деятельности, который обусловлен биоритмами организма.

О природе и значении сновидений высказано много гипотез. Раньше полагали, что сон - это торможение основных отделов коры больших полушарий, благодаря которому происходит отдых нейронов и восстановление их работоспособности.

Исследования последних лет показали, что сон - не только отдых мозга, но и активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной в период бодрствования информации. Сторонники одной из гипотез считают, что сон связан с психологической защитой организма от травмирующих факторов.

Бодрствование и сон должны сменять друг друга, а потому излишне продолжительный сон для здорового человека может оказаться вредным, точно так же, как и его недостаток.

Наши действия. Очень важно соблюдать правильный режим труда и отдыха, соблюдать режим сна.

Режим дня должен быть строго регламентирован. Надо вставать и ложиться в одно и то же время. Продолжительность сна должна быть не менее 8 часов.

Работа не должна сопровождаться физическим и нервным напряжением. Поэтому, каждый человек должен очень ответственно подходить к режиму своего труда и отдыха.

Режим дня

Многие люди часто недооценивают правильный режим труда и отдыха. Спать ложатся - глубоко за полночь, утром с трудом продирают глаза и каждый идёт, кто на работу, кто в школу постигать знания, а результат всегда один - плачевный.

И неважно, взрослый это человек или ребёнок, результат один и тот же: плохая работоспособность, сонливость, раздражительность, а дальше - ослабленный иммунитет и нервный срыв.

Проблема соблюдения правильного режима труда и отдыха сопряжена с тем, что многие из нас просто не знают как это делать, а многие считают это полной ерундой. А ведь это целое искусство, которому каждого ребёнка должны обучать с самого раннего возраста, чтобы до глубокой старости он мог полноценно жить, трудиться и просто радоваться жизни.