Поурочные разработки. Биология 8 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 1

ТЕМА: Науки об организме человека.

ЗАДАЧИ УРОКА:
  • сформировать интерес к изучению нового курса;
  • продолжить формирование информационной компетентности и навыков работы со структурой учебника и его сопровождением;
  • раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, цитологии, гистологии, генетики, гигиены, экологии человека, медицины – для сохранения и поддержания здоровья человека;
  • познакомить со вкладом ряда ученых в развитие наук об организме человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: называть значение наук для сохранения и поддержания здоровья человека, основные методы современной медицины; определять понятия по теме урока; описывать вклад ведущих зарубежных и отечественных ученых в развитие наук об организме человека, медицины; использовать различные источники информации.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: анатомия, физиология, гигиена, экология человека, цитология, гистология, генетика, медицина.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
  1. Знакомство с учебником, основными компонентами комплекта.
  2. Значение знаний о строении и функциях организма человека для сохранения и поддержания его здоровья.
  3. Науки об организме человека; их значение для сохранения здоровья человека.
  4. Роль медицины в диагностике и профилактике заболеваний. Основные методы современной медицины.
РЕСУРСЫ

Учебник: с. 6–7;

Электронное приложение: «Науки об организме человека» (1);

Тетрадь-тренажер: с. № 1–4.

Дополнительные: портреты И.М. Сеченова, И.П. Павлова; записи ЭКГ и энцефалограммы, рентгеновские снимки.

Книги и журналы
  • Дорохов А.А. Про тебя самого: науч.-худ. лит-ра / А.А. Дорохов. – М. Дет. лит. 1989. – 56 с. с ил.
  • Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье: пособие для учащихся 8–9 кл. / И.Д. Зверев. – М. Вентана-Граф, 2000. – 304 с.
  • Стивен Дж. Странности нашего тела. Занимательная анатомия / Дж. Стивен; пер. с англ. – М. РИПОЛ классик, 2008.
  • Тело человека. Загляни внутрь себя; (пер. с нем.). – М. Петрушка, 1998. – 16 с.
  • Юдин Г.Н. Главное чудо света / Г.Н. Юдин. – М. Педагогика, 1991. – 160 с. ил.

КОММЕНТАРИИ МЕТОДИСТА: развитию позитивной мотивации к изучению предстоящего курса будет способствовать информация об истории развития, о современных методах исследования наук, изучающих человека, о возможностях человеческого организма.

Важно показать учащимся, насколько велико было во все времена желание ученых к познанию тайн человеческого тела, важность таких открытий для науки, для жизни каждого человека. Можно обсудить высказывания ряда ученых и других знаменитых людей (например: «Прекрасно то, что мы видим, еще прекраснее то, что мы знаем, но далеко превышает по красоте то, что нам неизвестно» ― Н. Стенон; «Много еще остается сделать и многое еще останется, и ни у кого, кто родится через тысячу веков, не будет недостатка в поводе прибавить кое-что еще к нашим знаниям» ― Л. Сенека).

Целесообразно предложить школьникам список дополнительной литературы для подготовки, в том числе иллюстрированные справочники, атласы, электронные ресурсы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 2

ТЕМА: Культура здоровья – основа полноценной жизни.

ЗАДАЧИ УРОКА:
  • познакомить с историей развития представлений о здоровье;
  • сформировать знания о типах здоровья, о взаимосвязи культуры поведения и состояния здоровья человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: называть основные типы здоровья человека; определять понятия по теме урока; описывать принципы поведения, направленные на сохранение и поддержание здоровья человека.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, репродуктивное здоровье, социальное и духовное здоровье.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
  1. Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, общественное достояние, необходимое условие развития личности.
  2. Развитие представлений о культуре здоровья.
  3. Здоровье как состояние организма.
  4. Типы здоровья.
  5. Культура поведения – один из путей сохранения здоровья.

Учебник: с. 8–9;

Электронное приложение: «Культура здоровья – основа полноценной жизни» (2);

Тетрадь-тренажер: с. 12 № 1;

Тетрадь-практикум: самонаблюдение 1 «Определение оптимального веса», самонаблюдение 2 «Исследование ногтей».

Книги и журналы
  • Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: учеб. пособие для учащихся 8 кл. общеобразоват. учрежд. / М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина. – М. Вентана-Граф, 2003. – 144 с.
  • Формирование здорового образа жизни российских подростков: для кл. руководителей 5–9 кл. уч.-методич. пособие / под. ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. – М. ВЛАДОС, 2002. – 192 с.

КОММЕНТАРИИ МЕТОДИСТА: важно использовать интересную информацию, сообщения учащихся. Можно провести аукцион дополнительных сведений «Копилка знаний», оценив работу наиболее активных школьников.