2 Концепция охраны и укрепления здоровья

Тема 1.2. Концепция охраны и укрепления здоровья

План:

1. Государственная политика в области охраны и укрепления здоровья.

2. Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность.

3. Концепция сохранения здоровья здоровых.

Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально — техническую базу системы здравоохранения.

Государственная политика в области здравоохранения строится на принципах: поддержки мер по сохранению и укреплению здоровья населения; отнесения здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности; соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственности органов государственной власти, юридических лиц и должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья населения; участия населения в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья и др.

Основным государственным инструментом обеспечения гарантий и эффективности усилий по охране здоровья российских граждан является нормативно-правовая база, законодательно закрепляющая на федеральном и региональном уровне мероприятия и механизмы проведения преобразований в системе здравоохранения.

В Конституции Российской Федерации отмечено, что здоровье российских граждан охраняется, каждый человек имеет право на охрану здоровья (ст.41), благоприятную окружающую среду и достоверность информации о ней. Ущерб, причиненный здоровью экологическим правонарушением, подлежит возмещению (ст.42). Указано, что поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры, спорта и туризма, санаторно-курортной сферы, экологии и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Федеральным Законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ РФ от 21 ноября 2011г. №323), в ст. 12 утверждены основные приоритеты профилактики в сфере охраны здоровья:

Разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

Осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

Осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;

Проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Осуществление мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения системного подхода в решении проблемы сохранения, укрепления и восстановления здоровья издан приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 113 « Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации»

Целью Концепции охраны здоровья здорового человека в Российской Федерации является создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей, реализации потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни направленных на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране.

На основании приказа № 455 от 23.09.2003 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ» в России созданы центры медицинской профилактики (республиканские, областные, краевые, городские), а также отделения и кабинеты медицинской профилактики ЛПУ. Специалисты службы медицинской профилактики призваны координировать и совершенствовать профилактическую работу в практическом здравоохранении.

В настоящее время в обобщенном виде на уровне региона служба профилактической медицины представлена региональным и муниципальными центрами медицинской профилактики, курируемыми территориальным органом управления здравоохранением; отделами, отделениями и кабинетами профилактики в структуре первичной медико-санитарной помощи, центрами санэпиднадзора, центрами по профилактике и борьбе со СПИДом, планирования семьи и репродукции, учреждениями охраны материнства и детства, санаторно-курортными, аптечными учреждениями. В разной степени в совместную с медицинскими организациями профилактическую деятельность территориального уровня вовлечены органы внутренних дел, общественные организации, учреждения образования, культуры, спорта, социальной защиты, работодатели, профсоюзы, средства массовой информации.

Согласно приказу Минздравсоцразвития России № 597н от 19.08.2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». в настоящее время созданы и функционируют 502 центра здоровья для взрослых и 193 центра здоровья для детей. В структуру центра здоровья рекомендуется включать: кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике, кабинет медицинской профилактики, кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе, кабинеты инструментального и лабораторного обследования, кабинет (зал) лечебной физкультуры, школы здоровья.

Центр здоровья осуществляет взаимодействие с кабинетами медицинской профилактики, кабинетами здорового ребенка лечебно-профилактических учреждений по месту жительства гражданина.

Вопросы формирования здорового образа жизни нашли отражение

в Концепции демографической политики до 2025 года, (указ Президента РФ № 1351 от 9 октября 2007 г.);

в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г.);

в Концепции развития здравоохранения до 2020 года .

В последней говорится, что впервые за всю историю не только Российской Федерации, но и Советского Союза, государство берёт на себя обязательство по поводу формирования здорового образа жизни среди населения и активно выделяет на это средства. (Раздел I. Формирование здорового образа жизни)

Сохранение и укрепление здоровья возможно лишь при соблюдение следующих условий:

формирование приоритета здоровья в системе ценностей общества,создание у населения мотивации быть здоровым,обеспечение государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни.

Основные направления программы следующие:

1. Совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания

Воспитание населения через СМИ.

Внедрение образовательных программ в учреждения образования.

Обучение гигиеническим навыкам по соблюдению режима труда и отдыха, режима и структуры питания и иных норм поведения, поддерживающих здоровье.

Ведение разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной диспансеризации граждан, своевременного обращения за медицинской помощью.

2. Создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками

Санитарное просвещение и информирование населения о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем.

В 2001 году принят ФЗ-87 «Об ограничении курения табака» – содействие сокращению употребления табака и алкоголя (места и часы продажи, возраст, ценовые меры), защита некурящих от воздействия табачного дыма, ограничение употребления алкоголя в общественных местах.

В 2010 году вступили в силу положения техрегламента о новом виде предупредительных надписей на табачных пачках. Основная предупредительная надпись «Курение убивает» занимает не менее 30% площади большей стороны потребительской тары (ранее всего 4%), для другой предупредительной надписи – не менее 50% на другой большей стороне пачки.

3. Обеспечение здорового питания

В 2010 году утверждены:

«Доктрина продовольственной безопасности РФ».

«Основы государственной политики РФ области здорового питания населения на период до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 г. № 1873-р).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2.08.2010 г. № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания».

4. Развитие массовой физкультуры и спорта

5. Снижение риска воздействия неблагоприятных внешних факторов

Санитарно-эпидемиологический надзор за средой обитания и условиями труда.

Борьба с инфекционными и паразитарными заболеваниями. Особое внимание по-прежнему будет уделяться контролируемым инфекциям, чья распространённость прямо зависит от вакцинопрофилактики, совершенствованию и выполнению Национального календаря профилактических прививок и Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, а также профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С.

6. Изменение нормативно-правовой базы для создания системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников

7. Создание системы мотивирования граждан к ведению ЗОЖ и участию в профилактических мероприятиях

Популяризация уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья, формирование моды на здоровье особенно среди подрастающего поколения.

Достаточно вспомнить различные телевизионные проекты (например, Танцы на льду, Танцы со звёздами), в которых известные люди доказывают, что любой человек может научиться владеть своим телом. Пример здорового образа жизни показывают и первые лица государства (Медведев, Путин). Настоятельно рекомендую посетить интернет-портал «Так здорово», на котором можно найти рекомендации по здоровому образу жизни, составить собственные графики тренировок и режимы питания, посмотреть видеоролики с мини-лекциями ведущих специалистов Минздравсоцразвития и многое другое.

Уникальным является внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан — создание Центров здоровья в России (приказ Минздрава № 597н от 19.08.2009). Центры оснащены комплексами Здоровье-экспресс для скрининг-оценки здоровья и резервов организма. Пациент получает конкретные рекомендации по предрасположенности к тем или иным заболеваниям с формированием индивидуальной профилактической программы.

8. Массовая профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний

Речь идёт в первую очередь о сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях, занимающих первые места в структуре смертности.

Внедрение в учреждениях первичного амбулаторно-поликлинического уровня автоматизированной оценки риска сосудистых заболеваний (1-е место по смертности, 2-е по заболеваемости) и первичной профилактики инсульта и инфаркта миокарда. Оценка пациента по шкале SCORE (пол, возраст, курение, уровень АД, холестерин) позволяет предсказать риск смерти на ближайшие 10 лет.

Внедрение тотального скрининга онкологических заболеваний (2-е место по смертности, 15-е по заболеваемости). В качестве простейшего лабораторного метода скрининга можно использовать анализ на фибриноген. Фибриноген снижен: рак предстательной, поджелудочной железы, лёгкого. Фибриноген повышен: рак желудка, молочной железы, почки.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Нормативные документы,

регламентирующие профилактическую деятельность.

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 30.12.2008)

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ

Глава 2. Основные принципы охраны здоровья

Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними;

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Статья 18. Право на охрану здоровья

1. Каждый имеет право на охрану здоровья.

2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Статья 19. Право на медицинскую помощь

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни

1. Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

2. Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.

3. Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О РЕКЛАМЕ»

Статья 5. Общие требования к рекламе.

5. В рекламе не допускаются:

3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Статья 7. Товары, реклама которых не допускается.

Не допускается реклама:

2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания.

1. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

4) побуждать к отказу от здорового питания;

5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

2. Реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

30 марта 1999 года N 52-ФЗ

Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;

мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 10. Обязанности граждан

Граждане обязаны:

заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей.

Статья 29. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Статья 36. Гигиеническое воспитание и обучение

1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:

в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;

при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях;

при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

ПРИКАЗ МЗ РФ ОТ 23 СЕНТЯБРЯ 2003 Г. № 455

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации

приказываю:

1. Утвердить:

1.1 .Положение об организации деятельности республиканского, краевого, областного, окружного, городского центра медицинской профилактики (приложение № 1).

1.2.Положение об организации деятельности отделений (кабинетов) медицинской профилактики (приложение № 2).

1.3.Примерный табель оснащения республиканских, краевых, областных, окружных, городских центров, отделений (кабинетов) медицинской профилактики (приложение № 5).

1.4.Отчётную форму № 70 «Сведения о деятельности центра медицинской профилактики» (приложение № 3).

1.5. Учётную форму № 038/у-02 «Журнал учёта работы ЛПУ по медицинской профилактике» (приложение № 4).

1.6.Форму № 70 «Сведения о деятельности центра медицинской профилактики» и № 038/у-02 «Журнал учёта работы ЛПУ по медицинской профилактике» ввести в действие с 01.01.2004.

2…..

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО, КРАЕВОГО, ОБЛАСТНОГО ОКРУЖНОГО, ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

5.Центр осуществляет следующие функции:

5.1. Координация организации и проведения научно-обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях.

5.2. Организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения.

5.3.Проведение и анализ мониторирования неинфекционных заболеваний и их факторов риска.

5.4.Обеспечение организационно-методического руководства и координации (в т.ч. межведомственной) деятельности лечебно-профилактических учреждений по профилактике заболеваний, сохранению, укреплению здоровья.

5.5.Информационное обеспечение лечебно-профилактических учреждений и населения по вопросам профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья населения.

5.6.Организация, контроль и анализ деятельности отделений, кабинетов медицинской профилактики и кабинетов здорового ребенка (по разделу профилактики неинфекционных заболеваний, гигиенического обучения, воспитания и оздоровления) лечебно-профилактических учреждений.

5.7.Организация и проведение обучения медицинских работников в области профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения.

5.8.Участие в проведении подготовки специалистов других ведомств (работников системы образования, средств массовой информации, работников культуры и пр.) по актуальным проблемам профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения.

5.9.Взаимодействие по координации и совершенствованию профилактической работы в учреждениях системы образования.

5.10.Организация массовых профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями.

5.11.Участие в международных и национальных проектах по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

5.12.Организация, проведение и анализ медико-социальных опросов населения для определения уровня информированности о здоровом образе жизни, потребности и удовлетворенности профилактической помощью.

5.13.Оказание населению профилактической и консультативно-оздоровительной помощи.

5.14.Анализ, оценка качества и эффективности профилактической работы лечебно-профилактических учреждений и профилактической помощи населению в субъекте Российской Федерации.

5.15.Ведение учётной и отчётной документации в установленном порядке.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ (КАБИНЕТА) МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЛЕЧЕБНО-РОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Отделение (кабинет) медицинской профилактики является структурным подразделением амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений), поликлинических отделений центральных районных (городских) больниц, медико-санитарных частей.

2. Заведующий отделением (кабинетом) медицинской профилактики непосредственно подчинен руководителю лечебно- профилактического учреждения или его заместителю.

3. Отделение (кабинет) медицинской профилактики возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготовку по проблемам профилактики заболеваний и укреплению здоровья.

4. Отделение (кабинет) медицинской профилактики осуществляет следующие функции:

4.1.Организация, координация и оценка эффективности деятельности ЛПУ по оказанию профилактических услуг населению.

4.2.Выявление среди населения поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний и их коррекция.

4.3.Гигиеническое воспитание населения.

4.4.Организация и проведение совместно с территориальным центром медицинской профилактики обучения медицинских работников учреждения методам оказания медицинских профилактических услуг населению.

4.5.Участие в информационном обеспечении специалистов и различных групп населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

4.6.Проведение медико-социальных опросов медицинских работников и прикрепленного населения по вопросам профилактики заболеваний, удовлетворенности и потребности в профилактической помощи.

4.7.Ведение учётной и отчётной документации.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

УЧЁТНАЯ ФОРМА № 038/У-02 «ЖУРНАЛ УЧЁТА РАБОТЫ ЛПУ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ»