Нала­живание рационального образа жизни студентов имеет большое значение. А неправильно организованный труд может принести вред здоровью.

Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких не­дель заранее продуманного и разумно составленного рас­порядка дня поможет студенту выработать у себя дина­мический стереотип. Его физиологическая основа – фор­мирование в коре больших полушарий определенной по­следовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Автор учения о динамическом стереотипе И.П. Павлов подчеркивал, что его создание – длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к ра­зумно организованному распорядку дня помогают под­держивать в течение учебного года хорошую работоспо­собность.

Организация рационального режима дня должна про­водиться с учетом особенностей работы конкретного выс­шего учебного заведения (расписания занятии), опти­мального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и био­ритмов.

В каждом из нас заложены своеобразные биологиче­ские часы – счетчики времени, согласно которым орга­низм периодически и в определенных параметрах изме­няет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы.

Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмо­сферное давление, интенсивность космического излуче­ния. Эти природные явления в процессе эволюции чело­века способствовали выработке соответствующих адап­тационных изменений в физиологических функциях. Науке известно до 100 таких изменений. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16 – 20 ч, и понижа­ется ночью.

Например, у большинства людей наименьшая био­электрическая активность головного мозга фиксируется в 2 – 4 часа ночи. Это является одной из причин увеличе­ния числа ошибок при умственном труде поздним вече­ром и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.

Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать свой организм большим (физическим нагрузкам. Капил­ляры больше всего расширены в 18 ч (в это время у че­ловека высокая физическая работоспособность), а суже­ны – в 2 ч ночи.

Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая низкая температу­ра тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая – в 17 – 18 ч. Суточные ритмы отличаются вы­сокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерно­сти, человек может правильнее построить свой режим дня.

Следует также учитывать, что далеко не у всех лю­дей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психиче­ских процессов улучшается к вечеру. Появляется жела­ние заниматься. Утром же они никак не могут «раска­чаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.

Однако с помощью волевых усилий человек в состоя­нии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включают­ся мощные адаптивные механизмы организма.

Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.

В табл. 1 и 2 предлагается приблизительный распо­рядок дня для студентов, занимающихся в разные смены.

Таблица 1

Примерный распорядок дня студентов, занимающихся в 1-ю смену