Игровой семинар-практикум для родителей «Как наше здоровье зависит от окружающей среды и связано с ней»

На начало звучит спокойная классическая музыка.

I. Организационный момент.

Встреча родителей. При входе родители тянут жребий с названием команды и выбирают фишку с понравившимся цветом. Рассаживание по местам за столы. Каждый родитель садится на определенное место с заранее подготовленными табличками с названиями команд.

II. Приветствие.

Ведущая: Здравствуйте. Я рада приветствовать Вас всех в нашем зале.

Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад.

Нам очень нужно с вами союзниками стать.

Различные вопросы мы будем обсуждать.

И деткам нашим вместе мы станем помогать.

Педагог Василий Александрович Сухомлинский, Аристилл Самосский живший в конеце IV — начало III вв. до н. э — древнегреческий астроном, работавший в Александрии, Альберт Швейцер философ, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952). Зачитываю плакаты, висящие в зале обращаю внимание на ри-сунки.

На начало звучит спокойная классическая музыка.

I. Организационный момент.

Встреча родителей. При входе родители тянут жребий с названием команды и выбирают фишку с понравившимся цветом. Рассаживание по местам за столы. Каждый родитель садится на определенное место с заранее подготовленными табличками с названиями команд.

II. Приветствие.

Ведущая: Здравствуйте. Я рада приветствовать Вас всех в нашем зале.

Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад.

Нам очень нужно с вами союзниками стать.

Различные вопросы мы будем обсуждать.

И деткам нашим вместе мы станем помогать.

Педагог Василий Александрович Сухомлинский, Аристилл Самосский живший в конеце IV — начало III вв. до н. э — древнегреческий астроном, работавший в Александрии, Альберт Швейцер философ, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952). Зачитываю плакаты, висящие в зале обращаю внимание на ри-сунки.

- Уважаемые родители! Сегодня у нас необычное собрание. Мы поговорим на актуальную и проблемную тему в наше время «Как же наше здоровье зависит и связанно с окружающей средой». Наше собрание будет проходить в форме игры. Поэтому мы с Вами поделились на две команды «Здоровейка» и «Неболейка». Я познакомлю вас с компетентным жюри, которое поможет нам оценить знания команд.

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Мы должны объяснить, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начнет говорить и начнет ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию.

Если взрослый равнодушно проходит мимо ребенка, который наносит вред природе, если он не учит его беречь природные богатства, значит, он не может сказать, что растит настоящего человека, гражданина своей Родины.

Природа для человека — и кормилица-мать, и отчий дом, и мастерская, и храм, в котором он черпает вдохновение и находит источник творчества, духовной чистоты.

III.Блиц - опрос

Вед. Чтобы подробнее узнать и постичь знания, которыми вы сможете поделиться со своими детьми, давайте для начала проведем небольшой блиц-опрос. Постарайтесь ответить кратко, но полно на задаваемые вопросы. Кто знает ответ поднимайте пожалуйста карточку с зеленым цветом. За правильный ответ команда будет полу-чать смайлик.

• Что нельзя купить ни за какие деньги? (ответы родителей)

• Что значит слово здоровье? (ответы и высказывание родителей)

Вед. Согласно «Толковому словарю» Владимира Ивановича Даля «Здоровье или здравье — состояние тела, когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни» а по определению Всемирной организации здравоохранении «ЗДОРОВЬЕ — это состояние полного телесного, душевного социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».

Вед. После небольшой разминки перейдем к домашнему заданию.

IV. Домашнее задание.

• Подберите однокоренные слова к слову здоровье и дайте определение к ним

Здоровый — одаренный здоровьем; дюжий, сильный, крепкий

Здоровяк - крепкий, здорового сложения.

Здороветь — становиться здоровым, крепким, дюжим.

Здравствовать — быть здоровым, жить, находиться в живых

Здороваться — приветствовать друг друга при встрече.

Здоровье сохраняющий — полезный для здоровья, укрепляющий.

Здравое суждение — прямое, правильное, основательное, со смыслом.

• Вспомните и назовите пословицы и поговорки о здоровье (домашнее задание)

Вед. Вы знаете, наши дети очень любят играть в пазлы. Я вам тоже предлагаю немного поиграть в пазлы, которые находятся на ваших столах. Из них надо выложить знакомые пословицы и поговорки.

• Игра «Кто быстрее соберет фразу»

Чисто жить — здоровым быть.

Чистая вода — для хворобы беда.

Здоровым быть — горе забыть.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Самое, ценное у человека — это жизнь, а самое ценное в жизни — здоровье.

Я здоровье берегу — сам себе я помогу.

Вед. Пожалуйста, зачитайте, что у вас получилось. Все мы знаем, что минута смеха продлевает жизнь и очень полезна для наших детей. Давайте и мы продлим нашу жизнь, выполнив следующее задание:

• Расскажите смешной случай, фразу, детское высказывание на тему нашего разговора.

Одной из формул здоровья является эмоциональное состояние. Посмотрите на фишку, которую вы выбрали этот цвет и соответствует вашему настроению в настоящее время. У вас на столах лежит памятка и вы сможете познакомиться с палитрой вашего настроения.

По данным Всемирной организации здравоохранения за прошедший 2012год статистические данные по факторам риска и их значение в оценке здоровья населения:

1 группа факторов влияет на образ жизни - около 51%

К ней относятся курение, алкоголь, наркотики, вредные условия труда, стрессы, неправильное питание, плохие материально-бытовые условия, проблемы в семейных отношениях, одиночество, низкий уровень образования.

2 группа факторов влияет на генетику, биологию человека -около 21%

К ней относятся предрасположенность к наследственным болезням.

3 группа факторов влияет на внешнюю среду - около 19%

К ней относится загрязнение канцерогенами воздуха, воды, почвы, выбросы СО2, вредные химические соединения, влияние шума на здоровье, радиация.

4 группа факторов влияет на Здравоохранение - около 9%

К ней относятся низкое качество медицинской помощи, несвоевременность медицинской помощи, неэффективность профилактических мер, подделка медикаментов.

Как вы думаете, с чем это связано? Высказывания родителей

Значит, как бы это не парадоксально звучало, сам человек без ведения здорового образа жизни подвергает себя высокому риску заболеваний и сокращению продолжительности жизни.

Таким образом, человек не должен сетовать на плохую экологическую обстановку, на неспра-ведливость действий власти по развитию здравоохранения в стране, а в первую очередь начать жить экологично как в физическом, так и в духовном плане.

Поэтому воспитание привычки к здоровому образу жизни должно стать законом в каждой семье. По результатам анкетирования проведенному между детьми и родителями чаще всего отмечаются факторы, которые вы сами сейчас попробуем определить, собрав цветок здоровья: (воспитатель предлагает родителям выбрать) (игровое действие) Выполняют 2 игрока из разных команд.

• Собрать цветок, на лепестках которого написаны основные составляющие здорового образа жизни ребенка, составленные на основании анкетирования.

1. Прогулки в любую погоду.

2. Воздушные и солнечные ванны.

3. Отдых в тени в жаркий период времени года.

4. Умывание холодной водой, мытье рук до локтя.

5. Полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.

6. Чистка зубов.

7. Ходьба босиком.

8. Корригирующая гимнастика.

• Предлагаю Вам немножко отдохнуть и поиграть в игру «У кого, какой дом? »(игра проводится с мячом в виде физпаузы) Воспитатель называет животное, родители отвечают, как называется дом этого животного. Варианты: медведь, волк, заяц, петух, лошадь, белка, птицы, улитка, муравей, рыба, бобер, черепаха, собака.

Вы очень хорошо осведомлены какие разнообразные виды домов бывают.

Вед. А все ли родители знают, что и в домах бывает, не так хорошо, как им кажется. Есть положительные и отрицательные факторы, которые непосредственно влияют на здоровье всех окружающих особенно детей. Давайте вместе обсудим вопрос о том Как наш дом, квартира, могут повлиять на наше здоровье и здоровье наших детей (Высказывания родителей)

Вед. Каким же должен быть дом, чтобы его обитатели были здоровы? Не забывайте поднимать зеленую карточку если знаете правильный ответ.

• Игра «Хорошо – плохо»

Родители определяют все то, что хорошо – плохо для здоровья ребенка.

По данным анкетирования - освещение должно быть комбинированным, воздух необходимо увлажнять, подбирать правильно комнатные растения, покрытия лучше подбирать натуральные, посуда керамическая и из жаропрочного стекла, еда должна удовлетворять потребность организма в полезных веществах, витаминах, микроэлементах.

Вед. А вот оказывает ли интерьер влияние на состояние здоровья человека?

Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды — несколько дней, но не может обойтись и нескольких минут без воздуха.

Воздушная среда в городских помещениях далека от идеальной, помимо пыли в ней содержатся химические соединения, выделяемые строительным материалом, мебелью, а также присутствуют микроорганизмы, такие как стафилоккоки, которые при благоприятных условиях, попадая на слизистую верхних дыхательных путей, вызывают ОРЗ и аллергию.

С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище растениями. Человек ощу-щал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом.

Еще Гиппократ рекомендовал использовать растения в таком виде, в каком их создала природа. Сведения о действии растений на больной организм передавались из поколения в поколение, а чаще всего по наследству

Вед. Скажите пожалуйста для чего на ваш взгляд нужны растения на земле, и каково их назначение Высказывания родителей

1. Очищают воздух

2. Насыщают кислородом

3. Снимают наэлектризованность в помещении

4. Создают красоту и уют

5. Употребляются в пищу

6. Лечат людей

• Какие лекарственные растения Вы знаете. (ответы родителей)

• Отгадаете ли Вы лекарственные растения? (Задание для родителей на мольбертах 2 человека)

К_ _ _ _ _а, О_ _ _ _ _ _ _к, Р_ _ _ _ _а, Т_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _к.

(крапива, одуванчик, ромашка, тысячелистник)

• Игра: «Отгадайте загадку» предложить родителям среди разложенных иллюстраций найти ответ. Пока выполняется задание у мольберта с остальными родителями проводится игра на местах.

Твой покой — моя забота,

Или ушибешься ты,

Выручат, не знай печали!

Желтые мои цветы. (Пижма)

Ягоды мои таят

Целый витаминный клад,

Значит, лучше ягод нет

Для сиропов и конфет. (Шиповник)

Давайте подведем промежуточный итог и дадим слово нашему жюри.

А сейчас проверим Вашу смекалку кто больше составит слов из слова Земляника

• Игра «Составь слова из слова «Земляника» За одну минуту составьте как можно больше слов. Это имена сущ. в имен. пад. и ед. числ. (землянка, земля, як, мел, кал, лямка, мак, мина, клин, яма, змея, ялик, лик)

Вед. Мы проверили ваши знания о лесных и лекарственных травах. А вот Какие комнатные растения вы знаете (ответы родителей)

При умелом подборе комнатные растения хорошо дополняют интерьер квартиры и создают комфорт, оживляя голые стены, избавляя нас от статичности и прикрывая агрессивные поля (обои, вагонку, решетки) .

Комнатные растения не только создают хорошую среду, но и наполняют покоем нашу душу. Выращивание их имеет большое воспитательное значение для ребенка. С этой целью хорошо вместе с ребенком регулярно проводить наблюдения за своими комнатными растениями, рассматривая разнообразную окраску и форму листьев, обращая внимание на различное строение стебля растений (прямостоящие и ампельные, красоту и разнообразие форм листьев. Следует с ранних лет учить ребенка замечать красоту растения и любоваться его цветением, понимать состояние растений, «сочувствовать, сопереживать» им и помогать.

Наблюдения за растениями хорошо сочетать с практической деятельностью ребенка, например рисованием, аппликацией, лепкой.

Необходимо также постоянно привлекать ребенка к уходу за растениями. Помня при этом, что малыши трудятся только вместе со взрослыми, которые выполняют основную работу, а дети лишь помогают, выполняя отдельные действия: приносят лейку, наполняют ее водой, поливают отдельные растения. Старшие дошкольники уже могут действовать самостоятельно, но при этом им все же необходим контроль, который способствует закреплению успеха ребенка в полученных навыках по уходу за растениями.

Не забывайте разговаривать со своими зелеными друзьями — растения нуждаются в этом, да и мы — тоже.

Сейчас Татьяна Валерьевна раздаст Вам памятки которые помогут правильно подбирать комнатные растения.

Вед. Для того, чтобы нам сделать какие нибудь выводы скажите все таки пожалуйста Как вы считаете, зависит ли здоровье и благополучие людей от состояния природы в местах их проживания (ответы и высказывания родителей)

• Выживут ли люди, если погубят окружающую среду? (ответы и высказывания родителей)

Давайте вспомним азбуку поведения в природе и поиграем «Можно - нельзя»

1.( «Можно» — зеленого цвета, «нельзя» — красного цвета)

• Рвать цветы.

• Высушивать арбузные семечки.

• Обрывать листья с деревьев.

• Собирать камешки.

• Ловить бабочек.

• Собирать с земли шишки.

• Срезать кору с поваленного дерева.

• Собирать в коробочку жуков.

• Среза кору, с растущего дерева.

• Сбивать шишки с дерева палкой.

• Рвать еловые иголки с растущей елки.

• Обрывать все ягоды с рябины.

• Собирать семена растений, трав. и др.

По настоящему культурный и воспитанный человек остается таковым и в самом глухом лесу, даже там он не сделает ничего, что может причинить вред природе.

Знания дать не сложно, труднее воспитать отношение. Нам важно научить ребенка при общении с природой поступать так, чтобы не наносить ей вреда.

Воспитывать в детях умение сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать живое нельзя, мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Взрослым важно закладывать в сознание детей ощущение дома — это окружающий нас мир, а не только дом, в котором мы живем.

Как всегда в конце любого родительского собрания необходимо подвести итог и принять решение. Но прежде всего дадим слово нашему жюри, которое тоже подведет итог.

Жюри подводит итог.

Вед: Какие выводы мы должны сделать, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье своих детей при этом не навредив окружающей нас среде? Высказывания родителей.

1. Напоминать детям и самим соблюдать основные правила охраны окружающей среды.

2. Стараться в присутствии ребенка самим не нарушать эти правила.

3. Покупая продукты и вещи стремиться выбирать экологически чистые и безопасные для здоровья.

4. Бережно пользоваться вещами, чтобы продлить их жизнь.

5. Давайте попробуем отдавать ненужные вещи тем, кто в них нуждается.

6. Если все же вещь обветшала или вышла из моды, то ее можно:

а) сдать в комиссионный магазин;

б) сдать как вторсырье;

в) перешить;

г) оставить на случай, если она снова войдет в моду.

7. Будем экономными хозяевами. Берегите природные ресурсы! воду, электричество.

8. Научиться использовать вещи снова, переделывая их в то или другое. Отходы — в доходы.

Ваши выводы и предложения и высказывания я предлагаю занести в протокол. Это и будет решением нашего собрания

В заключение нашей встречи хочется пожелать нам всем: Не гонитесь за красотой – здоровье дороже. Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась такой же щедрой и красивой, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы.

«Берегите землю. Мы не получили ее в наследство от отцов и дедов. Мы взяли ее взаймы у наших детей.

Так гласит кенийская пословица, которая украшает здание ООН.

Воспитатель предлагает взять домой памятки, которые разложены на столах для каждого родителя.

На столах у вас лежат памятки которые мы дарим вам на память. Может они помогут вам в дальнейших жизненных ситуациях. Огромное вам спасибо за активное участие в нашей встрече