Текст

научной работы на тему "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ФАКТОР КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА". Научная статья по специальности "Медицина и здравоохранение"

14.00.00. - МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ФАКТОР КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Ивентьев С.И. советник Российской Академии Естествознания

ООО «НИКА», г. Казань

Как следует из преамбулы Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов. Традиционно душевное благополучие связывают с душой, духовным состоянием и психикой человека.

К основным факторам, влияющим на здоровье человека, относят следующие группы:

1) духовно-нравственные факторы - духовность, вера, мораль (этика), религия,

духовная музыка, молитва, духовная информация, четвёртое и пятое поколение прав человека;

2) биологические факторы - пол, возраст, конституция, генетика и наследственность;

3) природные (экологические) факторы - качество окружающей среды, климатические, гелиогеофизические показатели, антропогенное загрязнение и пр.;

4) социальные (социально-экономические) факторы - образ жизни (питание, физические нагрузки, распорядок сна, режим труда и отдыха, жилищно-бытовые условия), законодательство, политика, здравоохранение, миграционные процессы, система образования и культуры, спорт, первое-третье поколение прав человека и т.д.;

5) информационный фактор - знания, информация, СМИ, Интернет, реклама и т.д.

Вышеперечисленные факторы влияют не только на физическое, но и на духовное, нравственное здоровье человека. Западная и российская наука значимое место в формировании здоровья отводит социальным факторам, улучшение которых напрямую повышает уровень общественного здоровья. Такое отношение к социальным факторам связано с тем, что современная западная цивилизация, на которую равняется наша наука, базируется на материалистических ценностях, которые составляют основу первого-третьего поколения прав человека. Первое-третье поколение прав человека является «изобретением» Запада и США в ходе буржуазных революций (конец XVШ-XX вв.), а не России [1,с.38-40].

В отличие от современной науки, Платон в своё время придавал духовным факторам решающее значение в излечении физических недомоганий. С этим нельзя не согласиться.

В основе нашей цивилизации лежат мировые религии, то есть «системы, которые все силы человека направляют на формирование, развитие духовных структур, работающих на сохранение мира» [2,с.39]. Некоторые системы традиционного права (индусского, мусульманского) проникнуты религиозными началами и принципами. Многие нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Это закономерно. Христианские и мусульманские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального общения людей, выработанный тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общежития.

Например, А.И.Солженицын в одной из передач на общественном телерадиовещании «Узел», которая состоялась 11.12.1998г. сказал: «Религия - это заслон насилию и жестокости, такому пороку, как жадность человека, которая морально осуждается». Короче говоря, государство и общество непременно погибает, когда вырождается духовно [2,с.87].

В.Д.Попов в своих работах указывает, что вера выступает субстратом энергоинформационного выражения силы духа нации (эгрегором) [3,с.9,78].

Материя не может существовать без духа. При этом в науке имеет место парадигма тождества материи и духа [6,с.32].

Религия, провозглашая духовные и нравственные ценности, выступает против половой распущенности, нравственных пороков, аморального образа жизни, которые ведут к нравственному разложению общества и болезням (венерические заболевания, алкоголизм, наркомания и т.д.). Верно указывает Г.Н.Манов, что «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечёт за собой нравственную деградацию общества. ибо в конечном счёте и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия» [7,с.128].

Например, во время молитвы человек находится в изменённом состоянии сознания (четвёртое состояние мозга - молитвенное), которое благотворно влияет на душевное и физическое здоровье. Аналогичным эффектом обладает и духовное песнопение, которое используется в психотерапии.

В целом можно сказать, что религия обеспечивает духовное и нравственное здоровье человека. По нашему мнению, духовно-нравственное здоровье составляет фундамент физического здоровья человека.

Восточная медицина к основным факторам, составляющим здоровье человека и нации, относит образ мыслей, образ жизни и образ питания.

Под образом мыслей понимается правильное мировоззрение, чистые и положительные мысли.

Как пишет В.И.Кудашов, «образ мысли - это та точка опоры, с помощью которой можно коренным образом влиять на состояние общественного психического здоровья» [4,с.25-28].

В России в конце XX - начале XXI вв. были открыты четвёртое и пятое поколения прав человека, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [8,с.47-49;9,с.199-203]. Указанные новые поколения прав человека обращают внимание современной науки на то, что духовнонравственные факторы, влияющие на здоровье человека, имеют место и их нельзя игнорировать.

Не менее важным фактором, влияющим на здоровье населения, является информационный фактор.

Передаваемая информация может по-разному влиять на человека. Передача отрицательных образов (информации) негативно воздействует на человека, приводит к появлению различных заболеваний и даже к смерти. Обратным эффектом обладает положительная информация или образ. Примером может служить действие молитвы и икон. По указанным выше причинам система образования и воспитания, а также средства передачи информации (книга, кино, средства массовой информации и т.д.) имеют важное значение в формировании личности [5,с. 196-198].

Социальная пропаганда здорового образа жизни способствует укреплению здоровья населения, а реклама негативной информации, например, алкогольных напитков, табака, использование презервативов, приводит к увеличению лиц, ведущих беспорядочную половую и нездоровый образ жизни.

Таким образом, из вышеизложенного видно, что существенную роль в формировании здоровья человека и нации играют духовно-нравственные факторы.

Литература

1. Ивентьев С.И.Казань как Духовно-правовой центр России//Вопросы развития современной науки в России: Сборник научных статей. - Бугульма: НО «ФЭН-НАУКА», 2011. - С.38-40.

2.Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Книга первая: Система полевой саморегуляции. - СПб. АО СФЕРА, 1993. - С.39.

3.Попов В.Д. Духовно-информационная сила эгрегора. -М. Изд-во РАГС, 2010. -С.9,78.

4.Кудашов В.И.Медицинский взгляд на философию//Философские проблемы биологии и медицины: Выпуск 4: фундаментальное и прикладное: сборник материалов 4-й ежегодной научно-практической конференции. -М. Изд-во «Принтберри», 2010г.- С.25-28.

5.Ивентьев С.И. Права человека. Реклама// Инновации. Интеллект. Культура: материалы XVIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых учёных и студентов "Инновации. Интеллект. Культура" (Тобольск, 15 октября 2010г.). - Тюмень: Библиотечно-издательский комплекс ТюмГНГУ, 2010. - С.196-198.

6.Югай Г.А.Голография Вселенной и новая универсальная философия. Возрождение метафизики и революция в филосо-фии.Общая метафизика: учеб.пособие с хрестоматией/Г.А.Югай. - М. Крафт+, 2007. - С.32.

7.Манов Г.Н. Теория права и государства. - М. Изд-во БЕК, 1995.- С.128.

8.Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека//Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. - Караганда: Издательство КарГУ. 2010. -С.47-49.

9.Ивентьев С.И. Классификация прав человека и гражданина//Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. N 3. 2010.- С.199-203.