Религия и здоровье

Рассматривая народную медицину как составную часть этнокультурной системы, мы отметили ее фундаментальную роль в жизнедеятельности традиционного общества, в сохранении, накоплении, отборе знаний и традиций. И вполне закономерен вопрос о том, каким образом это достигалось практически.

Известно, что важнейшую роль в этом играла религия, выполняя нормативно-регулятивную функцию. Следует пояснить, что религия в традиционных обществах выступает отнюдь не некоей тотальной идеологической силой, будь то институт церкви или жречества. Можно говорить лишь о комплексе религиозных, мифологических верований, тесно переплетенных с традициями, нормами, ценностями культуры данного народа.

Так называемые архаические религии, или языческие культы, тесно взаимосвязаны с народной медициной. Поскольку смысл действий народных целителей может быть понятен лишь немногим посвященным, а предписания их необходимо осознавать и выполнять всем в общности, поэтому врачевание освящалось религиозным культом, наделялось связью со сверхъестественными силами, что усиливало психотерапевтический эффект.

Религия придавала форму нормам и правилам народной медицины, культурным традициям. Однако с развитием социальной структуры общности, все более усложнявшимися религиозными отношениями эта форма нередко получала самодовлеющее развитие, что вело к отрыву от реальнрго содержания народной медицины, культурной традиции.

Так возникло противоречие, и более того, тормозились развитие и функционирование народной медицины.

Хорошо иллюстрирует это создавшееся отношение к народной медицине как к вредному проявлению язычества, изживавшегося в цивилизованном обществе. Например, христианская церковь боролась с народными целителями как с прислужниками нечистой силы, посланниками дьявола еще в средние века: в Европе велась борьба с колдовством, включающим в себя своеобразную форму народной медицины.

Но вернемся к взаимосвязи народной медицины с нормативно-регулятивной функцией религии.

Так как народная медицина призвана не только лечить, но и предупреждать заболевания, обеспечивая профилактическую, санитарно-гигиеническую помощь, предписания ее для здоровых в религиозной форме осуществлялись на всех этапах жизненного цикла человека: от рождения до смерти. И даже еще до рождения — путем регуляции сексуального поведения в период беременности.

Регулированию, регламентации подлежали пища (пищевые! запреты), некоторые формы поведения, участие в ритуалах, в тех или иных видах труда, связанных с особенностями биологии мужчины и женщины и т.д.

Все запреты (табу) можно условно разделить на два вида:

постоянные, касающиеся всех членов общности (например, запрет на убиение тотемического животного);

ограниченные определенным место (святое место), временем (сезоном, периодом жизни — детством, подростковым возрастом, старостью либо, функционально — беременностью), а также видом поведения (запреты сексуального поведения).

Так с помощью религиозных предписаний народная медицина воздействует на формы сексуальных отношений, репродуктивное поведение, контрацепцию, рождение и воспитание ребенка, брак и на ритуалы погребальных обрядов.

По-видимому, имеет смысл рассматривать вслед за В. Рейнольдеом и Р.Таннером («Биология религии», 1983) фундаментальное назначение регулятивной функции религии в охране наследственности и репродуктивной стратегии этноконфессиональной общности.

Важнейшая черта народной медицины заключается в стремлении соответствовать особенностям жизнедеятельности людей в конкретных этнокультурных условиях, к которым относятся и тип хозяйства, и природные условия, и специфика биологии организма.

При этом эффективность приемов и средств народной медицины зависит во многом от того, разделяют ли пациенты ценности этнокультуры, насколько усвоены традиционные стереотипы поведения, распространенные в ней.

И эту специфичность действия народной медицины, обусловленную особенностями этнокультурного и экологического окружения, нельзя не учитывать при использовании ее опыта в современной медицине.

И наоборот, при лечении представителей этнических групп там, где еще сильно влияние традиционной культуры, методами современной медицины необходимо учитывать культурно-психологические и биологические особенности их жизнедеятельности.

Наибольшее внимание следует обратить на те особенности протекания болезней, которые варьируют в зависимости от комплекса культурно-экологических условий.

Важно учесть именно то, что народная медицина есть органическая часть этнокультурной системы, учитывающая определенные биологические, экологические, социально-культурные особенности, среди которых существенную роль играет своеобразие религиозных верований, выражающих этнокультурные ценности данной общности.

Целый ряд религиозных культов непо- ' средственно связан с народной медициной, ее средствами — целебными травами, животными, из которых приготовлялись лекарства, а также минералами, используемыми в терапии. Распространенность таких культов с их магическим ритуалом способствовала усилению психотерапевтического эффекта при употреблении соответствующих лечебных средств.