Ролевая игра “Медицина на страже здоровья человека”

Посвящается истории становления медицины и именам, которые навечно сохранила благодарная человеческая память.

Первый ведущий

Как изучение мира потребовало несколько исторических эпох и периодов, так и изучение человеческого тела продвигалось исключительно трудно и медленно. Большой вклад в науку внесли греки. Наибольшую известность получила основанная в Греции школа Гиппократа. Ему принадлежат первые сведения о строении животных и человека, описание костей, мышц, сухожилий, головного и спинного мозга, а также учение о четырех видах темпераментов у людей. Он разработал диагностику и лечение многих заболеваний. “Освободить медицину от сомнительной мудрости прошлого, сделать ее наукой” – вот главная задача, которую ставил перед собой этот великий грек. И хотя во многом он заблуждался, его по праву считают отцом медицины. Умер Гиппократ в 377 году до н.э. Легенда рассказывает, что около его головы поселился рой диких пчел, мед которых исцелял детские болезни.

Продолжим нашу беседу. В прошлый раз я учил вас, что главный источник крови – печень и селезенка. Что же происходит в них?

Первый ученик

Из них еще холодная кровь вытекает в правую пирамиду сердца, а в левой она согревается. Жар сердца охлаждается воздухом, который мы вдыхаем. Основу строения нашего тела составляют четыре “сока”: кровь, слизь, желчь, черная желчь. От преобладания одного из этих соков зависит и температура тела человека.

Гиппократ

Сегодня, друзья мои, я открою вам свою великую тайну. Много дней и ночей, всю свою жизнь я думал, какими мы, врачи, должны быть. Мысли мои я изложил в этой клятве:

“Клянусь Апполоном-врачом, Асюлепием, Панацеем и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство:

считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, в какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного. Я направлю режим больных к их выгоде и сообразно с моими силами и моими разумениями, воздерживаясь от причинения всякого рода вреда и несправедливости. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Из того, что не следует разглашать, умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава, у всех людей на вечные времена, преступившему же данную клятву, да будет обратное этому”. (Гиппократ поднимает руку ).

– Клянусь! (Все вместе. ) Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Второй ведущий

И по сей день студенты-медики, выходя из стен института, дают клятву врача, в основе которой лежит клятва Гиппократа. В стихотворении “Клятва” Ноя Рудой, посвященного благородной и ответственной работе врaча во время войны и мира есть такие слова:

Второй ученик

Вся Греция только и говорит о тебе, Гиппократ! Столько людей ты спас от чумы в Афинах! Ходят слухи, что твоим помощником был огонь.

Я считаю, что все великие явления производятся воздухом. Воздух дает жизнь и приносит болезни. Вот я и решил, что огонь должен бороться с ядом разлагающихся трупов, который является источником болезни. Вокруг Афин на зачумленных улицах были разложены костры. И чума отступила. Естественные причины болезней лежат в окружающей среде. Необходимо, чтобы каждый врач понимал это.

Гиппократ, мы знаем, сколько ты сделал для науки, и тебя по праву называют отцом медицины. А знаешь ли ты, что нас сейчас уже не тревожат такие болезни, как чума, оспа, холера? Они ушли и уходят в прошлое благодаря новой науке – иммунологии.

Звучит музыка. Гиппократ с учениками уходят. Под музыку выходит Луи Пастер. На сцене дата – 1880 год.

Пастер

Изучая куриную холеру и сибирскую язву, я заметил: если понизить ядовитость микробов, понизить их способность вызывать болезнь и смерть, то они превращаются в препарат, защищающий от этой болезни. Свое открытие я вынес на суд ученых, сановников, журналистов, обывателей: провел публичный эксперимент по апробации вакцины против сибирской язвы. На ферме в Пуильи-Лефор было вакцинировано 30 овец и 5 коров. Столько же животных было оставлено в качестве контрольных. Через двое суток я и гости снова были на ферме. Все контрольные животные погибли, все вакцинированные остались жить!

Звучит музыка. Пастер уходит.

Третий ведущий

1881 год – год рождения иммунологии. Ее создатель – французский ученый Луи Пастер. Он сформулировал принципы борьбы с любой инфекцией. Но разве Луи Пастер на пути борьбы был первым?

Четвертый ведущий

Вы правы, он был не первым. Прародителем иммунологии считается Эдвард Дженер. Молодой врач обратил внимание на распространенное в народе поверье: человек, переболевший весьма безобидной коровьей оспой, никогда не заболевает натуральной, или, как ее называют, черной оспой. Дженер поверил в народную молву. 26 лет зрела эта вера. 26 лет он наблюдал и сопоставлял факты. Уверенный в своей идее ученый решился поставить опыт на человеке.

Звучит музыка. Входит Дженер, на сцене появляется дата – 1706 год.

Дженер

14 мая 1706 года я привил восьмилетнему мальчику Джону Филипсу гной с руки женщины, заразившейся коровьей оспой. Через несколько дней мальчик, после легкого недомогания, был совершенно здоров. Но стал ли он теперь невосприимчив к натуральной оспе? Это предстояло еще выяснить. 1 июля того же года я взял гной от больного натуральной оспой и заразил им Джона Филипса. Краснота, которая появилась на месте прививки оспенного гноя, исчезла. Мальчик не заболел оспой.

Звучит музыка. Дженер уходит.

Пятый ведущий

Решающий эксперимент прошел успешно. Мальчик Филипс в результате безопасной прививки приобрел невосприимчивость к одной из самых страшных болезней – черной оспе. Эта прививка была названа от латинского слова “вакка”, что значит корова. Термин этот прижился и любая профилактическая прививка болезнетворного микроорганизма с тех пор называется вакцинацией. Иммунология помнит много имен ученых – “охотников за микробами”. Продолжателем дела, начатого Дженером и Пастером, был Илья Мечников.

В этот вечер, когда вся семья ушла в цирк, я сидел один над своим микроскопом. Я наблюдал за жизнью подвижных клеток в теле личинок морских звезд. И вдруг меня осенила мысль: может быть именно они имеют отношение к защите организма. Последовали десятки опытов: “блуждающие клетки” захватывали и пожирали инородные тела (зерна краски, занозы и др.), в том числе болезнетворные микробы. Я назвал эти клетки фагоцитами, т.е. “клетками пожирателями”. Вот как оказывается идет борьба с возбудителями заразных заболеваний!

Шестой ведущий

(Держит плакат с цифрой 1908 год. ) Нобелевская премия присуждена одновременно двум ученым: Мечникову – создателю фагоцитарной теории и Паулю Эрлиху – автору теории образования антител. Мечников и Эрлих создали теорию иммунологии.

В центр сцены выходит Гиппократ.

Гиппократ

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, клянусь!

Все стоящие на сцене вместе: Клянемся! Звучит музыка, все покидают сцену.

Седьмой ведущий

В начале нашей эры и в течение всего средневековья в основе медицины лежала анатомия и физиология римского врача К. Галена, который проводил анатомические исследования на животных и переносил сведения о строении животных на человека. На пути науки стояла церковь с ее мистикой и реакционной идеологией. Вскрытие человеческого тела запрещалось религией.

Но, несмотря на все запреты, находились люди, деятельность которых бросала вызов средневековым предрассудкам. В анатомии и физиологии это были: Леонардо да Винчи, А. Везалий и В. Гарвей.

Леонардо да Винчи (1452–1519) – создатель пластической анатомии. (Демонстрируются цветные слайды этого художника ). Увлекшись анатомией как художник, в дальнейшем он заинтересовался ею как наукой. До нас дошло 770 рисунков художника.

Часто тайно, в темных подземельях, при свете свечей, анатом А. Везалий, занимался вскрытием, чтобы постичь истину строения человеческого тела. Сейчас вы видите несколько картин разных художников. Обратите внимание на изображение рук, способных выражать чувства, эмоции, различные душевные состояния человека.

В картине Рембрандта “Блудный сын” художник именно через руки показывает переживания слепого отца.

В картине Н.А. Ярошенко “Кочегар” – тяжелые, сильные, натруженные, усталые “геркулесовы руки с намытыми жилами” рабочего. Здесь хочется вспомнить стихотворение Н.А. Некрасова:

Под музыку демонстрируются слайды художников.

Восьмой ведущий

(Читает стихотворение Н. Рудой “Руки”. )