Определение понятия «культура здоровья личности»

Существует несколько определений понятия культуры здоровья. Традиционно культура здоровья разными авторами рассматривается как часть общей культуры человека, которая связана с его отношением к своему здоровью и здоровью других людей, ведением здорового образа жизни и включает в себя многочисленные компоненты .

В частности, Л. Волошина (2006) отмечает, что культура здоровья – это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

По мнению З. И. Тюмасевой с соавторами: «Культура здоровья – сознательная система действий и отношений, в значительной мере определяющих качество индивидуального и общественного здоровья, слагающихся из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, а также ведения здорового образа жизни» [Тюмасева 2004:206].

О. Л. Трещева (2003) считает, что культура здоровья личности характеризуется: наличием позитивных целей и ценностей; грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящих к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности.

Рассматривая культуру здоровья с социальных позиций, З. И. Колычева (2002) полагает, что она является составной частью общей культуры человека, определяющей социализацию и социальную успешность личности в процессе жизнедеятельности. В качестве элементов культуры здоровья автор выделяет: знания валеологического характера, валеологические умения, мировоззрение и мышление. имеющие валеологическую направленность, культуру чувств. благоговение перед жизнью, эмпатию и рефлексию. умение понимать себя и других, оценивать свое состояние и поведение, здоровый образ жизни. понимание сути и основных составляющих здорового образа жизни, следование ему повседневно, то есть это определенный уровень, качество, режим и стиль жизни.

Как считает С. Н. Горбушина, «феномен культуры здоровья, включающий исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения, содержит в себе бесконечное множество смыслов и значений здорового образа жизни. в диалоге с которыми человек самоорганизует собственную деятельность, поведение и общение в русле безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья» [Горбушина 2005:8].

В. В. Кожанов (2006) определяет культуру здоровья как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта применения валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов валеологического сознания. Автор отмечает, что содержание культуры здоровья включает в себя три компонента: интеллектуальный – знания в области валеологии, организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья; эмоционально-ценностный – активное, положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни; действенно-практический – применение валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.

Исходя из структуры личности, К. К. Платонов выделяет следующие компоненты культуры здоровья: мотивационно-личностный. включающий совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений, развитие мотивации здорового образа жизни и повышения уровня здоровья, совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих активную жизненную позицию по отношению к здоровью; когнитивный, представляющий собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития; деятельностный компонент, обеспечивающий достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни.

В определении О. С. Васильевой звучит мировоззренческий аспект: «Культура здоровья – это интегральное понятие, складывающееся из таких разнородных составляющих, как культура отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом» [Васильева 2003:24].

В исследуемой литературе (Маджуга, 2005) встречается также такое понятие, как «валеологическая культура личности», что синонимично понятию «культура здоровья личности», так как валеология – это наука о здоровье. И. И. Новоселова (2000) рассматривает «валеологическую культуру» как составную часть общей культуры, отражающую приверженность к общечеловеческим здоровье-сохраняющим ценностям, как новый качественный уровень саногенных знаний, ориентаций, умений и навыков, ведущих к самосовершенствованию и активному долголетию.

Появляются и новые термины, связанные по смыслу с культурой здоровья. В частности, Д. Алхасов предлагает термин «ортобиотическая культура здоровья». Ортобиотика – это наука о здоровье, путях его самосбережения, основанных на построении рационального образа жизни, в основе которого лежит многолетнее сохранение и укрепление здоровья и осознание самоценности собственной жизни. Соответственно, «ортобиоз» означает рациональный или разумный образ жизни, в основе которого лежит самосохранение здоровья. Автор проводит параллель между понятиями «ортобиоз» и «ортобиотическая культура здоровья» и выделяет следующие методы формирования ортобиотической культуры здоровья учащихся: физический. направленный на укрепление двигательной и физической подготовленности, улучшение работоспособности ; психофизический. основанный на процессах саморегуляции организма; биоэнергетический. основанный на особенностях управления биологическими процессами, являющимися основой функционирования здоровой личности; моделирования. направленный на осуществление психического моделирования жизненных ситуаций и возможностей корректировки собственных действий; образный. направленный на синтезирование двигательных образов с целью творческого самовыражения [Алхасов 2005:83].

Таким образом, авторы сходятся в том, что в процессуальном плане культура здоровья личности представляет собой многоуровневое образование, входящее в состав общей культуры человека, характеризующее эмоционально-ценностное отношение человека к своему здоровью, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни (через глубину освоения валеологического опыта), заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.