О профилактике психологического здоровья

Понятие "психологическое здоровье" в науке и практике имеет несколько значений. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние телесного, психологического, социального и духовного благополучия, состояние, когда человек позитивно настроен, испытывает чувство удовлетворения. В психологии термин "психическое здоровье" толкуется как "состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности".

По определению д.м.н. проф. В.Ю. Завьялова, психическое здоровье – это состояние крайне неустойчивого равновесия или небольшие колебания вокруг точки предполагаемого равновесия. Условный центр равновесия не принадлежит ни уму, ни телу, ни психике. Психически здоровый человек может отклоняться от него очень сильно, но при этом вновь возвращаться к нему. Он будет страдать, горевать, но это не значит, что он заболел. Способность не выходить за "рамки", возвращаться в состояние равновесия, зависит от многих факторов: воспитания, образования, физического здоровья.

Термин "психологическое здоровье" введён в научный словарь академиком И.В. Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем понимаются психологические аспекты психического здоровья, т.е. то, что относится к личности в целом.

Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества. В качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать способность к саморегулированию, адаптации к благоприятным и неблагоприятным условиям, воздействиям. Основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Понятие "психологическое здоровье" применимо не только к состоянию отдельной личности, оно также может характеризовать состояние семьи, рабочего коллектива и даже более крупных социальных образований вплоть до страны, цивилизации.

Сохранение психологического здоровья обеспечивается действиями по направлениям: профилактическом – развитие стрессоустойчивости (готовности к возможным изменениям, нарушающим равновесие); реабилитационном – восстановление равновесия, работоспособности или ресурсного потенциала.

В обыденной жизни человек часто обременяет себя множеством желаний. По большей части они навязаны ему социальным окружением. Это результат воспитания в семье, школе, влияния его референтной группы (значимых для него людей), воздействия рекламы (не потребителю знать, чего он хочет!), средств массовой информации и др.

Как известно, на что человек направляет свое внимание, на то и расходуется его энергия. Стремясь удовлетворить свои потребности, часто многие сразу, человек рассредоточивает свои силы. На удовлетворение всех потребностей своего ресурса, естественно, не хватает, но человек этого не понимает или игнорирует. Такое поведение редко даёт желаемый результат, и неизбежно отрицательно сказывается на физическом и психологическом состоянии. Снижается работоспособность, возникают проблемы со здоровьем, осложняется общение, накапливается неудовлетворённость качеством своей жизни. Если инстинкт самосохранения блокирует неправильное поведение человека, то ограничивается его активность (внезапно нарастает чувство лени, понижается сопротивляемость организма различным инфекциям и т.п.). Так создаются условия для выздоровления и восполнения ресурса.

Человек же, располагающий скромным запасом сил, сконцентрировавший их на приоритетном направлении, в состоянии удовлетворить актуальную потребность. Удовлетворив её, он может направить свое внимание на удовлетворение следующей по актуальности потребности. Очень хорошо, если такие потребности связаны с образованием, развитием личности. Можно разбить путь их достижения на этапы, и решать задачи последовательно. Правильно распоряжаясь своими возможностями, человек может достичь многого.

Американский психолог Уильям Глассер рассматривает качество жизни как совокупность физического, эмоционального, интеллектуального и духовного её аспектов. Они, в свою очередь, зависят от качества потребляемой человеком пищи. Физическая пища – это продукты питания. Эмоциональная "пища" – это проявления чувств, эмоций у окружающих нас людей; чувства и эмоции, переживаемые под воздействием произведений искусства (музыка, театр и др.). Интеллектуальная – это воспринимаемые от других людей, из средств массовой информации идеи, понятия и т.п. Духовная "пища" – высшие ценности. Таким образом, наша забота о качестве жизни проявляется в избирательном внимании ко всему тому в окружающем нас мире, что мы воспринимаем, к тем людям, с которыми общаемся.

В мире, в котором мы живём, в людях, с которыми мы общаемся, есть много как положительного, так и отрицательного. Излишняя фиксация внимания на негативных аспектах в окружающем мире приводит к тому, что человек "отравляет" своё сознание, ограничивает возможности наполнять себя положительными эмоциями, здоровыми и продуктивными идеями; лишается радости общения с людьми. Как гласит восточная мудрость: "Если смотришь в грязь – видишь грязь и ничего, кроме грязи. Если смотришь в небо, то иногда сможешь увидеть звёзды". Умение видеть в другом человеке достоинства, даже если они глубоко спрятаны и редко проявляют себя из-за невостребованности, даёт возможность выстраивать новые, более конструктивные отношения.

В.Ю. Завьялов, говоря о профилактике психического здоровья, отмечает. что патология формируется, когда у человека разрушаются межличностные связи, нет любви, нет социального пространства. Психическая зрелость и душевное здоровье характеризуются тем, что человек активно пользуется помощью других людей и охотно сам помогает. Все люди прямо или косвенно зависимы друг от друга и поэтому соблюдение принципа экологичности в общении является надёжной гарантией сохранения доброжелательных, уважительных, взаимно полезных отношений.

Рассказать / Поделиться: