">из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные

">отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни--это деньги, строгость и аккуратность

">Штольц Андрей Иванович - друг детства Обломова. Наполовину немец, практичный и деятельный. Антипод И. И. Обломова.

Сравним героев по следующим критериям:

Воспоминания о детстве (в том числе и воспоминания о родителях).

И. И. Обломов. С самого раннего детства за него все делали: « Няня ждёт его пробуждения. Она натягивает ему чулочки; он не даётся, шалит, болтает ногами; няня ловит его». «. Она умывает его, причёсывает головку и ведёт к матери. Так же с детства купался в родительской ласки и заботе: « Мать осыпала его страстными поцелуями …» Няня всюду, сутками напролёт, как тень следовала за ним, постоянная опека не кончалась ни на секунду: « … все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготнёй: то попыткой, то живой радостью за ребёнка, то страхом, что он упадёт и расшибёт нос …».

Штольц. Детство его проходит в полезной, но утомительной учебе: « С Восьми лет он сидел с отцом за географической картой … а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова …» Мать постоянно беспокоилась о сыне: « … она бы держала его возле себя». Но отец его был полностью равнодушен и холоднокровен к сыну, нередко и « прикладывал руку»: « … и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног».

Отношение к учёбе и труду.

Обломов. В школу ходил без особого интереса и желания, с трудом отсиживал на уроках, одолеть какую-либо книгу для Обломова было большим успехом и радостью. « Зачем же все эти тетрадки … бумаги, времени и чернил? Зачем учебные книги. Когда же жить?» Мгновенно холодел к тому или иному роду деятельности, будь это учёба, книги, увлечения. Такое же отношение было и к работе: « … учишься, читаешь, что вот-де настала година бедствий, несчастлив человек; вот собираешься с силами, работает, гомозится, страшно терпит и трудится, все готовит ясные дни».

Штольц. Учился и работал уже с детства – главная забота и задача отца его. Учение и книги увлекали Штольца, на протяжении все жизни. Труд – смыл существования человека. «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и на самом деле нажил дом и деньги».

Отношение к мыслительной деятельности.

Обломов. Несмотря на отсутствие любви к учёбе и труду, Обломов был далеко не глупым человеком. У него в голое постоянно крутились какие-то мысли, картинки, он постоянно стоил планы, но по совершенно непонятным причинам всё это откладывалось в долговой ящик. «Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрёт голову рукой и обдумает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится. »

Штольц. Реалист до мозга костей. Скептик по жизни и в размышлениях. « Он боялся всякой мечты или, если входил в её область, то входил, как входят в грот с надписью. зная час или минуту, когда выйдешь оттуда».

Выбор жизненных целей и способы их достижения. ( В том числе и образ жизни.)

Обломов. Жизнь однообразна, лишена красок, каждый день похож на предыдущий. Его проблемы и заботы умопомрачительно смешны и нелепы, ещё смешнее он их решает, переворачиваясь с бока на бок. Автор всеми силами оправдывает Обломова, мол в голове у него много идей и целей, но ни одна из них не материализуется.

Штольц. Скептицизм и реализм проявляется во всём. «Он шёл твёрдо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». « А сам всё шёл упрямо по избранной дороге».

">(3.) Чтобы понять характер человека, его поступки, надо обратиться к его истокам, и детству, юности, воспитанию, окружению, к полученному образованию. В Илюше сосредоточилась сила всех поколений его предков, в нём были задатки человека нового времени, способного на плодотворную деятельность. Но все стремления самостоятельно познавать мир пересекались нянькой, не спускавшей с него глаз. Он рос внимательным и любознательным ребёнком, всё напитывает его мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружавшей. «Главная забота» в жизни – хорошая еда, а потом крепкий сон. Этому правилу он будет следовать всю свою жизнь. В таких условиях сложилась апатичная, ленивая, трудная на подъём натура Ильи Ильича. Он был окружён чрезмерными заботами родителей, нянек, слуг. В образовании они видели только путь для продвижения чинов, наград и прочих отличий, выгодных для будущего. Это всё пагубно сказалось на Илье: он не привык к систематическим занятиям, никогда не хотел узнать больше, чем задавал учитель. Обломов боялся трудностей, ему было лень приложить даже малейшее усилие к решению насущных проблем. Он утешал себя словами «авось», «может быть», «как-нибудь». Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь об исходе этого дела и о порядочности человека, которому его поручил. Он не допускал даже мысли о возможности обмана, у него отсутствовали элементарная осмотрительность и практичность. Этим пользовались хитрые и ловкие люди. Встреча с Ольгой изменила Обломова, но всё же не настолько, чтобы отказаться от своей спокойной и размеренной жизни. В конце концов он её теряет и мещанское болото засасывает его уже навсегда. Ни Штольц, ни Ольга не в силах изменить его натуру, испорченную с детства. Он окончательно отдаляется от всего мира, не встречается ни с кем, забывает друзей и знакомых. У него нет сил противостоять трудностям жизни, он плывёт по течению.

Однажды он заболел и его навестил доктор. После осмотра он сказал ему, что от лежания и жирной пищи его года через два-три хватит удар, советует ехать за границу лечиться и встряхнуться. Обломов в ужасе, он задумывается о своих «несчастьях», потом засыпает и ему снится сон, в котором проходят все этапы его жизненного пути.

Вначале Илье Ильичу снится пора, когда ему всего семь лет. Он просыпается в своей постельке. Няня одевает его, ведёт к чаю. Весь «штат и свита» дома Обломовых тут же подхватывают его, начинают осыпать ласками и похвалами. После этого начиналось кормление его булочками, сухариками и сливочками. Потом мать, приласкав его ещё, «отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребёнка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией». День в Обломовке проходит бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах.

Следующая пора, которая снится Обломову, - он немного постарше, и няня рассказывает ему сказки. «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнаёт, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка… Его всё тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счёт доброй волшебницы.»

Жизнь в Обломовке вялая, крайне консервативная. Илюшу лелеют, «как экзотический цветок в теплице». «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». Родители «мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь по дешевле, с разными хитростями обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошёл все науки и искусства».

Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, впервые появляется перед нами «молодым человеком 32-35 лет от роду, приятной наружности, с тёмно-чёрными глазами, гулявшими беспечно по стенам, потолку». Если говорить обо всём действии романа, то впервые мы познакомимся с Илюшей, когда ему было 7 лет (в главе «Сон Обломова»), а последние главы описывают события, происшедшие спустя 37 лет.

Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Он умный, культурный человек, получивший хорошее образование, в юности он был полон прогрессивных идей, мечтал служить России. Когда он начинает службу, совершенно очевидно, что он стоит значительно выше своих петербургских знакомых (Волкова, Пенкина, Судьбинского).

Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Его друг с детских лет, Андрей Штольц, говорит о главном герое: «Это – хрустальная, прозрачная душа».

Но эти черты характера дополняются такими качествами, как безмолвие и лень. Жизнь Обломова лишена стремлений к изменениям, преобразованиям, больше всего на свете он ценит покой, не имея сил и желания бороться, если можно жить и так. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.

Гончаров, безусловно, осуждает лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмену жизни расплывчатой мечтательностью. Он даже сам хотел назвать роман «Обломовщиной». («Одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое… ядовитое»). Автор видит и причины, породившие это явление – условия русской поместной жизни позволяли помещику не заботиться о «хлебе насущном» (спустя несколько лет помещик из некрасовской поэмы «Кому на Руси "> жить хорошо» скажет об этом так: «Соловья благородные у нас труду не учатся»).

Но роман и его образы не так однозначны. Осуждая Обломова, Гончаров всё-таки никак не может согласиться с мыслью, что путь Андрея Штольца, превратившегося в машину «из мускулов и костей», лучше и более подходит для России. В одном из разговоров Илья Ильич спрашивает друга: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» Как тут не согласиться со словами Добролюбова, сказанными об этом авторе:«Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чём-то думающий. Но грустная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других,- развила в нём апатическую неподвижность и повергла его жалкое состояние нравственного рабства».

">4. Термин "ОБЛОМОВЩИНА" введен Гончаровым в романе "Обломов", главный персонаж которого, давший имя роману, является порождением старого патриархально-поместного уклада. Социальные корни ОБЛОМОВЩИНЫ уходят в крепостное, технически отсталое, почти натуральное дворянское хозяйство. Обломовцы глухи были к политико-экономическим истинам о необходимости быстрого и живого обращения капиталов, об усиленной производительности и мене продуктов". Хозяйство велось в условиях грубой эксплоатации крестьянина, средствами примитивной техники, в обстановке еще не растраченных природных богатств. Отсталая экономика обломовского хозяйства создавала почву для примитивных общественных и бытовых отношений, содержанием которых являлась крепостническая эксплоатация. Лень, развращавшая и дворовых, моральная и умственная косность - основные качества Обломова, выросшие на почве социально-экономической отсталости и классового паразитизма крепостничества.

">5. Глава «Сон Обломова» поясняет истоки формирования характера героя. И этот сон переносит нас в его детство, в «благословенный уголок земли» - Обломовку, где великолепная природа, ласковое солнце, чистое небо. «Нет, правда, там моря, нет высоких гор … - нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого. Да и зачем оно, это дикое и грандиозное?». Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений.

Жизнь в Обломовке протекает совсем незаметно, и каждый день похож на предыдущий, а «первая и главная жизненная забота» - это пища, после которой следует «всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». И этому порядку следовали все, от барина до мужика.

Воспитание детей тоже проходило по определенным правилам. Главной своей обязанностью родители считали накормить и оградить любимое чадо от всего опасного. Самой неприятной повинностью являлся труд. Ребенок, живший в барской семье, ничем не обременен. «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь… сбегать ли за чем: ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:

- Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что.

И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя.

После он нашел, что оно и покойнее гораздо, и сам выучился покрикивать:

"Эй, Васька! Ванька! подай то, дай другое! Не хочу того, хочу этого!

Сбегай, принеси!" »

Его естественное любопытство постепенно угасало, он терял интерес ко всему необычному. Этому немало способствовали и вечные сказания и суеверия.

Например сказки, нашептываемые няней, «о какой-то неведомой стороне, … где все совершаются чудеса, где текут реки меду и

молока, где никто ничего круглый год не делает, … а он знай кушает себе да наряжается в готовое

платье, а потом женится на какой- нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне». А ребенок, «навострив уши и глаза, страстно впитывался в рассказ» и до конца жизни верил в эту сказку.

Детство навсегда осталось для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытной.

Глава «сон Обломова» показывает нам. как Обломовка превратила любопытного и активного от природы мальчика в лежащего целый день на своем диване, апатичного человека.