Свежие публикации

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наруксовская средняя общеобразовательная школа

(Филиал Азрапинская ОШ)

«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании педагогического совета приказом директора

МБ ОУ Наруксовской СОШ МБ ОУ Наруксовской СОШ

протокол от 01.01.2001

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Экологии человека»

Составитель: Е. В.Здобнова

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и авторских программ: Федорова М. З. Кучменко В. С. Лукина Т. П. «Экология человека. Культура здоровья» Москва «Вентана - Граф» 2010. Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений Федорова М. З. Кучменко В. С. Г. А.Воронина «Экология человека. Культура здоровья – М. Вентана –Граф, 2010.

Согласно действующему Базисному учебному плану 2004 года рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю, всего 35 часа.

Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологиче­ские понятия, рассматривающиеся в предыдущих учебных курсах «Экология растений» и «Экология животных». Сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования через конкретизацию влияния каждого из основных экологических факторов на жизнедеятельность и здоровье человека к обобщенным показателям взаимоотношений человека с окружающей средой. Специфика данных взаимоотношений выявляется через био-психо-социальную природу человека. Рассмотрены взаимодействия человека с основными эколо­гическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, со­циальными, культурными.

Основная цель курса «Введение в ландшафтную экологию»: формирование у учащихся представления о ланд­шафте как части географической оболочки, компоненты которого находятся во взаимозависимости и взаимообусловленности протекающих в них процессов.

Задачи курса. создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии; знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, регио­нальных и локальных экологических проблем; привитие умений и навыков вы­полнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований; воспи­тание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на приро­ду.

В первом разделе рассматриваются основы географического анализа тер­ритории, раскрываются основные понятия ландшафтной экологии, показывает­ся взаимозависимость различных компонентов ландшафта, взаимообусловлен­ность протекающих в ландшафтах процессов. С первого урока ставится задача поиска причин, факторов, вызвавших тот или иной процесс, явление в ланд­шафте.

Второй раздел посвящен типологии и специфике объекта изучения ланд­шафтной экологии - природно-антропогенному ландшафту и подходам к анализу его экологического состояния.

В третьем разделе основное внимание уделено демонстрации конкретных примеров природопользования в Саратовской области и г. Саратове, что позво­ляет конкретизировать теоретические положения ландшафтной экологии, пока­зать их использование в практике.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениватюся по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору анализу и использованию информации.

Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование:

В курсе «Экология 8 класс» используется две программы: Федорова М. З. Кучменко В. С. Лукина Т. П. «Экология человека. Культура здоровья» (34 часа)). Общее количество часов по учебному плану -35 час. Программа «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс» скорректирована в соответствии с учебным планом:

Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее зна­ния по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляет­ся на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формиро­вание эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практи­ческой деятельности

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

знать/понимать:

Ø - различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных факторов на человека и его здоровье.

Ø описывать влияние экологических факторов на здоровье человека.

Ø описывать влияние социальных факторов на здоровье человека.

Ø перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.

Ø прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне.

Ø объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека.

Ø сравнивать проблемы здоровья людей разных профессий и социальных групп в зависимости от общекультурных позиций, ценностных установок и ориентации.

Ø уметь организовывать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой.

Ø проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.

· объяснять роль экологии в жизни современного общества, человека, самого ученика; характер

· взаимодействия организма человека и окружающей среды;

· проводить самостоятельный поиск экологической информации

· ориентироваться в учебнике с помощью оглавле­ния, работать с текстом и вопросами;

· находить в тексте учебника, в словарях и справочниках значения экологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе

Ø использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: прогнозирования последствий нарушения адап­тации;

Ø соблюдения мер профилактики заболеваний, стрессов;

Ø соблюдения правил безопасного для организма и окружающей его среды образа жизни;

Ø проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Учебники:

1. Экология человека. Культура здоровья. 8 класс. М. З. Федорова, В. С. Кучменко, Т. П. Лунина. Учебное пособие для учащихся 8 кл. общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ. М. Издательский центр «Вентана-Граф». 2010. – 144 с. ил.

Календарно-тематическое планирование