Особенности физического развития современного человека

February 2, 2013 · by revo · in Медицина

Человеческий Потенциал – Здоровье, содержит в себе такие понятия, как «физическое», «психическое», «социальное» и «информационное» благополу­чие. Физическая составляющая – соматическая, моторная система организма, находится под осознанным управлением человеком, обеспечивая его сложно организованные взаимоотношения с факторами окружающей среды, Природы. Одним из ведущих природных влияний, формирующих физическое развитие человека, является преодоление силы тяжести (притяжения Земли) в статике и инерции массы тела в динамике – движении. В структуре типовых последова­тельностей движения тела относительно Земли и частей тела относительно друг друга, называемых физическими упражнениями, различают статические и ди­намические (циклические, ситуационные и т.д.). В структуре обеспеченности работы моторной системы организма работой других его систем (кардио-респираторной, пищеварительной, нейроэндокринной и т.д.) различают упраж­нения на силу, выносливость, скорость и т.д.

Важно отметить, что развивающая Человеческий Потенциал пропорция физических упражнений индивидуальна и различна в разные периоды онтогенеза. Формирование и контроль этой про­порции осуществляется специалистами физической культуры не только в нор­мативном, соревновательном режиме, но, что очень важно, в тестирующих на­грузочных условиях. Эволюционное развитие человеческого организма во взаимодействии с развивающейся Природой создало своего рода биологические стандарты вида Homo Sapience; одним из которых, широко известных, является частота сердцебиений 170 ударов в 1мин при физической нагрузке. Этот «стан­дарт» лежит в основе построения многочисленных программ физического раз­вития организма: контроля эффективности накопления и расхода физиологиче­ских резервов физической работоспособности (Мозжухин Н.В. Давиденко Н.Д. 1960-2011гг.), предупреждения состояния физического истощения (Со-лодков А.С. 1966-1999 гг.), в построении термодинамического прогноза рабо­тоспособности организма по индикаторным температурным градиентам тела (Яичников И.К. 1973-2011гг.); особую ценность при этом приобретает учет со­отношения тормозно-релаксационных реакций моторной системы (Высочин Ю.В. 1969-2011гг.), ее хронобиологических флюктуаций (Шапошникова В.И. Таймазов В.А. 1963-2011гг.). Этот богатый научный материал весьма относи­тельно применим в масштабе 1:1 для организмов современных поколений лю­дей вследствие техногенных влияний на их развитие.

Растущая изоляция Человека от Природы посредством его все большего обволакивания оболочкой техногенного комфорта приводит к интенсивному снижению Его Потенциала вопреки весьма прогрессивным начальным посыл­кам Технического Прогресса. Нарастающее снижение эволюционно должной среднесуточной физической и двигательной загрузки организма – моторной не­достаточности, приводит к снижению, искажению работы всех систем организ­ма, обслуживающих моторную. Искажающее техногенное давление с особен­ной силой воздействует на начальные периоды физического развития Человека – детский и юношеский. В этой связи становится чрезвычайно актуальной гра­мотное и интенсивное противодействие негативным проявлениям Технического Прогресса специалистами физической культуры, педагогами, работающими со студентами ВУЗ’ов. В учебном процессе от школы до ВУЗ’а уже стало обыч­ным использование аппаратно-программной продукции в виде устройств инди­видуального применения или компьютерного класса. Поскольку процесс обу­чения культуре физического развития осуществляется в спортивном зале, в движении, а не в аудитории, сидя за компьютером, то охват его электронными средствами обучения пока ограничен. В настоящее время беспроводной мони­торинг основных параметров жизнедеятельности организма непосредственно в динамике выполнения физических упражнений с анализом и синтезом резуль­татов выполнения тренерского задания в режиме on-line является экономически вполне доступным для широкого применения.

На очереди стоит модернизация учебного процесса начиная с создания референтной базы данных, так называе­мой, «Таблицы должных величин» основных параметров жизнедеятельности организма в покое и в различных тестирующих условиях, адекватную реально­му физическому развитию современной студенческой молодежи, обучаемой на кафедрах физического воспитания в ВУЗ’е по группам трех категорий здоровья – основной, вспомогательной и медицинской. Снабдив молодого человека в процессе обучения знаниями, умением и привычкой пользоваться аппартно-программным учебно-методическим пособием – «Монитором Здоровья», мы обеспечиваем ему возможность на протяжении всей последующей жизни кон­тролировать с помощью Монитора текущее состояние физического развития и своего, и членов своей семьи, и получать посредством Интернета консультаци­онную помощь специалистов своей «родной» кафедры, стать членом виртуаль­ного фитнесс клуба с индивидуальным тренером Таким образом будет созда­ваться предпосылка сохранения природного Потенциала Человека – Здоровья.

Автор: Яичников И.К.