Виды ценностей. Понятие и виды человеческих ценностей

Ценность — это значимость, важность, полезность и польза чего-либо. Внешне она выступает как одно из свойств предметов или явлений. Но их полезность и значимость присущи им не в силу их внутренней структуры, то есть не даны от природы, они - не что иное, как субъективные оценки конкретных свойств, вовлеченных в область общественного бытия. Люди в них заинтересованы и испытывают потребность в них. В Конституции Российской Федерации написано, что высшей ценностью является сам человек, его свобода и права.

Употребление понятия ценности в различных науках

В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды ценностей: материальные и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и меновая стоимость. Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.

Различные определения ценностей

Переменчивость ценностей

Эта философская категория имеет общественную природу, поскольку формируется в процессе практики. В связи с этим ценности имеют свойство изменяться с течением времени. То, что было значимым для этого общества, может не быть таковым для будущего поколения. И это мы видим на собственном опыте. Если оглянуться в прошлое, то можно заметить, что ценности поколений наших родителей и нашего во многом отличаются друг от друга.

Основные виды ценностей

Как уже было отмечено выше, основными видами ценностей являются материальные (способствующие жизни) и духовные. Последние дарят человеку моральное удовлетворение. Основные виды материальных ценностей - это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства). Однако и те и другие способствуют жизнедеятельности общества, а также повышению качества жизни его членов. A духовные ценности нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.

Роль ценностей в жизни общества

Данная категория, помимо того, что представляет некую значимость для общества, также играет определенную роль. Например, освоение человеком различных ценностей способствует приобретению социального опыта, в результате чего он приобщается к культуре, а это, в свою очередь, влияет на формирование его личности. Другой важнейшей ролью ценностей в обществе является то, что человек стремится к созданию новых благ, при этом сохраняя старые, уже существующие. Кроме того, ценность мыслей, поступков, различных вещей выражается в том, насколько они важны для процесса общественного развития, то есть прогресса общества. А на личностном уровне – развития и самосовершенствования человека.

Классификация

Существует несколько классификаций. Например, по видам потребностей. Согласно ей различают материальные и духовные ценности. А вот по их значимости последние бывают ложные и истинные. Классификация также проводится по сферам деятельности, в зависимости от их носителя, и по времени действия. Согласно первой различают экономические, религиозные и эстетические, второй - общечеловеческие, групповые и ценности личности, а третьей – вечные, долговременные, кратковременные и сиюминутные. В принципе, есть еще и другие классификации, но они слишком узки.

Материальные и духовные ценности

Относительно первых мы уже успели рассказать выше, с ними все понятно. Это все материальные блага, которые нас окружают, которые делают нашу жизнь возможной. Что же касается духовных, то они являются составляющими внутреннего мира людей. И исходными категориями здесь являются добро и зло. Первые способствуют счастью, а вторые – все то, что ведет к разрушению и является причиной недовольства и несчастий. Духовные – это и есть истинные ценности. Однако чтобы быть таковыми, они должны совпадать со значимостью.

Религиозные и эстетические ценности

Религия основывается на безусловной вере в Бога, и она не требует никаких доказательств. Ценности в этой сфере – это ориентиры в жизни верующих, которые обусловлены нормами и мотивами их поступков и поведения в целом. А эстетические ценности - это все то, что доставляет человеку удовольствие. Они имеют непосредственное отношение к понятию "красота". Они связаны с творчеством, с искусством. Прекрасное является основной категорией эстетической ценности. Творческие люди посвящают свою жизнь созданию прекрасного, причем не только для самих себя, но и для других, желая этим доставить окружающим истинную радость, восторг, восхищение.

Личностные ценности

Каждый человек имеет собственные личностные ориентации. И они у разных людей могут в корне отличаться. То, что имеет значимость в глазах одного, для другого может быть отнюдь не ценным. Например, классическая музыка, которая приводит в состояние экстаза любителей данного жанра, кому-то может показаться скучной и неинтересной. На ценности личности имеют большое влияние такие факторы, как воспитание, образование, круг общения, окружающая среда и т. д. Конечно, наиболее сильное воздействие на личность оказывает семья. Это та среда, в которой человек начинает свое первичное развитие. Первое представление о ценностях он получает именно в своей семье (групповые ценности), однако с возрастом он может принять некоторые из них и отвергнуть другие.

К личностным относятся следующие виды ценностей:

  • те, которые являются компонентами смысла жизни человека;
  • наиболее общие смысловые образования, которые основываются на рефлексах;
  • убеждения, которые имеют отношение к желательному поведению или к завершению чего-то;
  • предметы и явления, к которым индивид питает слабость или просто неравнодушен;
  • то, что имеет важность для каждого человека человека, и то, что он считает своей собственностью.

Вот такими бывают виды ценностей личности.

Новый подход к определению ценностей

Ценности - это мнения (убеждения). Так считают некоторые ученые. Согласно им, это необъективные и холодные идеи. А вот когда они начинают активироваться, то смешиваются с чувствами, при этом получая определенный окрас. Другие же считают, что главные ценности - цели, к которым стремятся люди - равенство, свобода, благосостояние. А также это образ поведения, способствующий достижению данных целей: милосердие, сопереживание, честность и др. Согласно этой же теории, истинные ценности должны выступать как некие стандарты, руководящие оценкой или выбором людей, поступков и событий.