Задачи валеологии

Валеология - наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания, укрепления и сохранения здоровья человека.

Термин "валеология" впервые был введен в 1980 г. И.И, Брехманом в книге "Валеология - наука о здоровье". Он образован о г латинскою слова vale -"здравствовать", "быть здоровым".

Необходимость создания специального направления в медико-биологическом цикле наук вызвана тем, что проблема первичной профилактики заболеваний не укладывается в рамки медицины и возникает необходимость в со дружественной медицине науке. Современная медицина, по мнению И.И.Брехмана. занимается преимущественно болезнями - случайными явлениями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым. Знания о здоровом образе жизни человечество накапливало веками, но они были разрозненны, не систематизированы и порой не имели научного обоснования, а наука валеология занимается именно этими вопросами. Вооружившись знаниями валеологии, человек сможет целенаправленно и верно построить свою жизнь так. чтобы оградить себя от нервных стрессов, болезней и преждевременной смерти.

Валеологический подход в медицине можно проследить с глубокой древности. Есть вполне обоснованное мнение, что целебные свойства некоторых растений были известны еще в первобытно-общинные времена (белладонна, мак, конопля, полынь, женьшень). По мнению ряда ученых понятия о том, что вредит здоровью, как можно избавится от вредных воздействий, имелись уже в стадах неандертальцев. Это закреплялось в обычаях, возникали определенные ритуалы, многие из которых оказывались весьма рациональными в восстановлении сил, защите от инфекционных болезней. В соответствии с ними устраивались жилища, появлялись правила личной гигиены, конечно, причины и сущность болезней были известны. Это и предопределило на долгие тысячелетия их роль в мистических, культовых, а в последствии – религиозных обрядах и доктринах.

Владыки Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они были здоровыми. Хорошо известно, что в древней и современной традиционной медицине Востока и Южной Америки используются многочисленные лекарственные средства из растений и органов животных не только для лечения болезней, но и для сохранения и улучшения здоровья.

Не случайно, что валеология, ориентированная на реализацию прежде всего резервных возможностей организма каждого конкретного человека, зародилась именно в России, также обладающей большим ресурсом природных оздоровительных средств.

Еще в 60-е годы 20 в. была сформулирована проблема адаптации при хронических напряжениях, связанная с началом научных экспедиций в отдаленные и труднодоступные районы (например, в Антарктиду).

Несомненно, авторитет в области разработки учения о здоровье принадлежит И.И. Брехману. В соответствии с его воззрениями, наука о здоровье должна синтезировать вклады в здоровье экологии, биологии, медицины, психологии и других наук, осуществляли прямой путь к здоровью. На I этапе (начало 60 г.) объектами исследования И.И. Брехмана и других ученых являлись природные лекарства для повышения общей и универсальной сопротивляемости организма, лекарства для здоровых. Эти многочисленные исследования дали практике адаптогены, пищевые добавки. С 1980 г. начался второй этап развития науки о здоровье. Был проведен ряд краткосрочных и длительных наблюдений по профилактике общей заболеваемости в детских и производственных коллективах.

По утвержденным программам валеологию начали преподавать в некоторых медицинских и педагогических вузах, в институтах совершенствования педагогического мастерства.

В предмет валеология включены знания по анатомии и физиологии человека, гигиене (личной, питания), сексуальной культуре, знания по профилактике различных заболеваний человека, в том числе и венерических, по профилактике употребления алкоголя, табака, наркотиков, знания по закаливанию, физической культуре, туризму и др.

Педагогическая валеология - раздел валеологии, изучающий проблемы, связанные с образовательной и воспитательной работой по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Задачи педагогической валеологии:

• сформировать знания о здоровье, о факторах, его формирующих, укрепляющих и разрушающих;

• раскрыть закономерности развития организма в тесной связи с окружающей средой (природной и социальной);

• изучить закономерности физического и психического развития детей и подростков;

• усвоить правила личной и школьной гигиены;

• раскрыть принципы здорового образа жизни подрастающего поколения;

• разработать рекомендации по оптимизации и коррекции режима труда и отдыха школьников, дать количественную и качественную оценку их здоровью;

сформировать у школьников и их родителей мотивацию к здоровому образу жизни, вовлечь родителей учащихся в созидательную деятельность;

сформировать знания о методах укрепления и сохранения здоровья, путях создания резервов здоровья.

Как самостоятельная наука валеология заняла определенное место среди других наук. Она теснее всего она связана со следующими науками:

· биологией, которая формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира;

· экологией, которая формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды;

· медициной (физиология, гигиена, санология и др.), разрабатывающей нормативы обеспечения здоровья, систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья;

· физической культурой, которая определяет закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья;

· психологией, изучающей психологические аспекты обеспечения здоровья;

· педагогикой, разрабатывающей цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания;

· социологией выявляющей социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья;

· политологией, которая определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан;

· экономикой, обосновывающей экономические аспекты обеспечения здоровья и экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния и безопасности государства;

· философией, формирующей диалектическое мировоззрение, что важно в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии;

· культурологией, т.к. существенной частью культуры человека является валеологическая культура;

· историей, которая прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе;

· географией, которая устанавливает климато-географическую и социально-экономическую специфику региона, взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте обеспечения здорового образа жизни, и др.

Видео: Врачебная валеология, регуляторная медицина.