Индивидуальные (типологические особенности человека

При анализе индивидуальных особенностей человека, которые проявляются в ее социальном поведении, обычно пользуются такими терминами, как «темперамент», «характер» и «личность».

Темперамент (в пер. С греч. - Пропорция), или тип нервной системы, характеризует врожденные свойства и особенности психической деятельности индивида (генотип). В структуре темперамента можно выделить три главных компонента - общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность. Характер - индивидуальное

состав психической жизни, форма его поведения, «нрав» человека, который проявляется в ЕЕ манерах, привычках, эмоциональной сфере. Характер является основой поведения человека. Формируется он под влиянием конкретной социальной среды, условий воспитания. Личность может быть определена как отдельно взятая конкретный человек. Личность включает в себя и темперамент, и характер, и интеллект человека, а также социально значимые черты, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества или общности людей. Личность Интегрирует различные психические процессы и формируется (как и характер) под влиянием конкретной социальной среды. Понятие «характер» и «темперамент» часто отождествляются, хотя характер является не столько выражением биологических, природных свойств нервной системы, сколько следствием воздействия на человека окружающей среды, прежде общественных, социальных условий.

Классификация темпераментов. Еще Гиппократом была создана классификация темпераментов, в основу которой было положено совокупность постоянных признаков в поведении человека, его жизненную активность, инициативу и способность к более-менее энергичной деятельности. Великий ученый считал, что избыточное выделение крови приводит темперамент сангвинический, избыточная продукция желтой желчи - холерический, черной желчи - меланхолический, слизи - флегматический. Это представление о механизме возникновения темпераментов в свете современных знаний являются наивными, но учение о темпераментах и их систематизация не утратили своего значения и поныне.

Изучая закономерности деятельности большого мозга, И. П. Павлов убедился в возможности оценивать индивидуальные особенности его функций на основании учения о типах нервной системы, в основу своей классификации типе непвовои системы или темпераментов, и. н. Ииавлов положил следующие основные принципы: силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения) в коре большого мозга. Под силой возбудительного процесса понимают способность переносить довольно сильные действия без включения запредельного торможения. Сила тормозного процесса характеризуется быстротой и прочностью внутреннего (дифференцировочные, запоздалое т.д.) торможение. Сила нервных процессов у одного и того же индивида не является постоянной, она зависит от возраста, питания, эндокринных влияний, тренировки нервной системы и. Вторым принципом, положенным в основу классификации типов нервной системы, является степень уравновешивания процессов возбуждения и торможения. Если они уравновешивают друг друга и даже при сильном нервном напряжении этот баланс нервных процессов сохраняется, то такой тип нервной системы

называется уравновешенным. Если один из процессов доминирует (чаще преобладает процесс возбуждения над процессом торможения), то такой тип называется неуравновешенным. Третьим принципом является подвижность нервных процессов, т.е. способность быстро или медленно, легко или трудно возбуждаться или тормозиться.

Таким образом, оценивая указанные выше физиологические свойства нервной системы, И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы высших животных и человека, 1) сильный, уравновешенный, подвижный («живой»), 2) сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный »,« солидный »), 3) сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения и с плавающей нервной системой (безудержный) 4) слабый (отличается слабостью как возбуждающего, так и тормозного процессов и склонностью к развитию запредельного торможения). Классификация темпераментов, предложенная Гиппократом, близкая к классификации И. П. Павлова. При оценке вариантов сильного типа необходимо учитывать, что сильный уравновешенный тип с плавающей нервной системой отвечает сангвиническому темперамента, сильный уравновешенный тип с инертной нервной системой - флегматическому, сильный неуравновешенный, безудержный тип - холерический, слабый тип - меланхолическим темпераментом.

Сангвиник отличается живостью, энергичностью, работоспособностью, жизнерадостностью, быстрой сменой состояний, на внешние воздействия реагирует хоть и быстро, но неглубоко, хорошо приспосабливается к жизненным условиям (стереотипов). Холерик еще подвижнее от сангвиника, очень энергичный (не знает меры!), Но его жизненная энергия быстро иссякает и начатое дело редко доводится до конца. Он легко переходит от состояния сильного возбуждения к вялости, часто вступает в конфликты с людьми. Флегматики работоспособны, медленные, хладнокровные. У них настолько слабая активность, иногда граничит с равнодушием. Для меланхолика характерны общая слабость жизнедеятельности, неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие инициативы и активности, постоянное недовольство. Работоспособность зависит от конкретных условий.

Характеризуя форму поведения человека, индивидуальный состав его духовной жизни, мы часто говорим о характере человека: сильный, слабый, твердый, мягкий, тяжелый, упорный и т.п. Характер проявляется в деятельности человека (активный, целеустремленный, нерешительный и др.)..

При формировании типов нервной системы исключительное значение приобретают взаимодействие между первой и второй сигнальными системами и равновесие между ними. Этот принцип был положен И. П. Павловым в основу классификации специальных типов человека. Было выделено три основных типа - художественный, мыслящий и средний. Человек, принадлежащий к художественному типу, хорошо воспринимает окружающую действительность (краски, звуки, запахи и т.д. т.е. конкретные сигналы). Такие люди охватывают действительность в целом, полностью. Человек мыслящего типа, наоборот, каждое явление анализирует, разбирает до мельчайших деталей, создает абстрактные представления о явлениях и событиях, которые происходят. У человека, который принадлежит к художественному типу, особенно ярко выявлена деятельность первой сигнальной системы (хотя она доминирует влияние второй сигнальной системы). Для человека, принадлежащего к мыслящему типу, характерны четко выраженные влияния второй сигнальной системы. У среднего типа определенной степени действуют обе сигнальные системы. Специально человеческие типы можно рассматривать как следствие индивидуальных вариаций функциональной асимметрии полушарий большого мозга. Художественному типу соответствует относительное доминирование правой (неязыковой, конкретнообразнои) полушария, а мыслящему - левой.

По мере дальнейших исследований типологии человека становилось все очевиднее, что перечень свойств нервной системы, комбинация которых характеризует ту или иную индивидуальность, следует существенно расширить. С помощью специально разработанных психологических тестов Г. Айзенк выделил три основных параметра: 1) экстра-и интроверсивнисть; эмоциональная устойчивость и невротизма, 3) психотизм, противоположным полюсом которого является устойчивое соблюдение социальных норм. Экстраверт характеризуется как открытый, разговорчивый, социальный, активный субъект, а интроверт - как замкнутый, пассивный, молчаливый. Невроидний субъект тревожный, склонен к гневу, эмоционально неустойчив, ему противостоит эмоционально устойчива личность. Високопсихоидний тип - эгоцентричный, холодный, равнодушный ко всем и агрессивный субъект. Степень экстра-и интроверсивности определяется главным образом с помощью специально разработанных анкет.

Полагают, что в основе экстраверсии лежат индивидуальные особенности взаимодействия активизирующего ретикулярной формации, передних отделов новой коры. У интроверта более развита септогипокампальна, тормозная система. Степень невротизма зависит от индивидуальных особенностей взаимодействия лимбических структур и новой коры.

В детстве, юности оптимальной формой взаимодействия человека с окружающей средой является амбиверсия (средняя между экстра и интроверсией). Социальная среда формирует психологические черты особенности в сторону экстра-и интроверсии. С возрастом эти особенности становятся выразительнее, ярче проявляются раздражительность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неуверенность, тревога.

Было предложено также делить людей на типы А и Б. В частности лица, принадлежащие к типу А, характеризуются постоянным внутренним напряжением, гонором, стремятся к быстрой реализации все новых планов, к лидерству. Они часто недовольны собой, мнительны.