Анатомия, физиология и гигиена человека - науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья

Разнообразные виды животных, населяющих землю, обладают особыми, специфическими качествами, отличающими живые организмы от неживой природы. Изучением мира живых организмов во всем многообразии их взаимоотношений с окружающей средой занимается наука о жизни - биология. Биология разделяется на морфологию - науку о форме и физиологию - науку о функциях. Морфология изучает строение организмов, физиология исследует функциональные явления, которые тесно связаны со структурой. Эти науки изучают различными методами один и тот же объект - организм. Морфология подразделяется на ряд наук, к числу которых относится анатомия человека - наука, изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его развитием, функцией и окружающей средой. Различают анатомию систематическую, топографическую и пластическую. Систематическая анатомия изучает организм по системам (система органов опоры и движения, система органов пищеварения и др.). Топографическая анатомия изучает взаимное расположение органов в отдельных областях человеческого тела, преимущественно с практической точки зрения. Пластическая анатомия (анатомия для художников) объясняет закономерности строения и пропорции внешних форм тела.

Современная анатомия пользуется не только методом препарирования (рассечения) трупов, но и другими методами исследования. Для изучения строения человеческого тела, особенно живого человека, широко используют рентгенографию и рентгеноскопию. Методы анатомии позволяют изучать видимые глазом без применения увеличительной техники форму, строение, величину и положение отдельных частей тела. Детали строения органов и тканей исследуют с помощью различных приборов (лупа, оптический микроскоп). Это уже относится к области гистологии. Тонкое строение клеток, их элементов и некоторых неклеточных структур изучают при очень больших увеличениях под электронным микроскопом. Чтобы иметь ясное представление о строении человека, необходимо прочно усвоить основные сведения из области как анатомии, так и гистологии, что в большей степени обеспечит синтез морфологических и физиологических знаний и приведет к полноценному их использованию в медицинской практике. Современная анатомия человека стремится выяснить не только, как устроен организм, но и почему он так устроен. Организм каждого человека меняется в процессе развития. При этом наиболее бурные изменения происходят в утробном периоде (с момента слияния женской и мужской половых клеток и до рождения ребенка). Однако и в последующие периоды жизни, от рождения до старости, наблюдаются непрерывные изменения в строении организма, что является предметом изучения возрастной анатомии. Человек является продуктом длительной эволюции животного мира. Потому в его строении обнаруживаются черты сходства со стоящими на более низкой ступени развития животными формами. Вследствие этого анатомия изучает строение человека в эволюционном плане, т.е. с учетом данных о его развитии в процессе эволюции животных, а также данных антропогенеза, т.е. последнего периода его развития, когда произошло выделение вида человека из высших обезьян. Все животные делятся на типы, которые в свою очередь подразделяются на подтипы, классы и отряды. Современный человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, виду …. (мыслящий человек). В пользу принадлежности человека к млекопитающим и другим позвоночным животным свидетельствуют данные сравнительной анатомии и эмбриологии (науки о развитии зародыша).

Анатомия является одним из основных предметов медицинского образования. Без прочных анатомических знаний невозможно изучение клинических дисциплин, невозможна практическая медицинская деятельность. Твердое знание анатомии облегчит решение многих практических вопросов, связанных с диагностикой болезней и лечением больных, а также с предупреждением различных заболеваний.