Е. П. Агапов

Социальное благополучие

Проблемы социального благополучия человека и общества находятся в последнее время в центре внимания учёных, а также общественных и политических деятелей. Они связаны с исследованием сущности и содержания социального благополучия, построением систем показателей, используемых для оценки его уровня, и т. д. Мы остановимся на проблеме исследования социальных регуляторов благополучия человека и общества, которые используются для оптимизации уровня социального благополучия населения. В этой проблеме теоретические аспекты переплетаются с практическими: первые связаны с исследованием природы социального благополучия, а вторые – с оценкой социального благополучия населения страны.

В любом обществе существует множество различных правил поведения, которые в своей совокупности образуют систему регуляторов общественных отношений. Если в первобытном обществе наиболее важные общественные отношения регулировались с помощью ритуала, мифа и обычая, то в современном обществе используются регуляторы двух групп – социальные и технические. К техническим регуляторам относятся правила, регулирующие отношения между человеком и внешним миром, которые не имеют социального содержания (инструкции по эксплуатации бытовых приборов, правила дорожного движения, государственные стандарты и др.). Что касается социальных регуляторов. то к ним относятся специальные приёмы воздействия на поведение людей, а также общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии.

Социальные регуляторы применяются для воздействия на отношения между людьми, складывающиеся в различных сферах жизни общества. Применительно к социальной сфере они представляют собой совокупность мероприятий, направленных на формирование условий, которые делают возможным наиболее полное удовлетворение потребностей людей на разных уровнях их жизнедеятельности. В литературе рассматриваются различные регуляторы, используемые для оптимизации уровня социального благополучия. Они распадаются на четыре группы, которые могут быть названы социально-экономическими, правовыми, социально-политическими и социокультурными.

Социально-экономические регуляторы социального благополучия представляют собой социальные регуляторы, которые направлены на создание условий для наиболее полной реализации трудового и интеллектуального потенциала граждан, а также обеспечение их материального достатка и достойного уровня жизни. Одни из них ориентированы на трудоспособное население, а другие – на нетрудоспособное. В первом случае социально-экономические регуляторы социального благополучия связаны с регулированием рынка труда и занятости населения, обеспечением достойного уровня заработной платы и инвестированием в человеческий капитал, а во втором – с формированием социальных фондов.

Одним из основных социально-экономических регуляторов социального благополучия является регулирование рынка труда, а также занятости населения. Рынок труда представляет собой сферу взаимоотношений по предложению и приобретению рабочей силы, действующую в рамках экономического пространства. Его субъектами являются работодатели и потенциальные работники: первые нуждаются в рабочей силе, а вторые предлагают её. В процессе их взаимодействия рабочая сила, предлагаемая работником, обменивается на заработную плату и другие блага, которые предоставляются ему работодателем.

Помимо трудовой занятости, важную роль в регулировании социального благополучия играет величина заработной платы. Среди факторов, которые прямо или косвенно определяют её, выделяют прежде всего уровень минимального размера оплаты труда, принадлежащий к числу основных социальных гарантий государства. Уровень минимального размера оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума. который представляет собой набор товаров и услуг, обеспечивающих человеку потребление на минимально допустимом уровне. В условиях рыночной экономики, неотъемлемым атрибутом которой является инфляция, особую актуальность приобретает защита покупательной способности заработной платы. Она обеспечивается посредством индексации. представляющей собой регулярное изменение номинальных доходов различных групп населения, которое осуществляется государством в зависимости от изменения уровня цен.

Особое место среди социально-экономических регуляторов социального благополучия занимает инвестирование в человеческий капитал, представляющий собой собственность работника, которая приносит ему доход и выражается в физической силе, здоровье, а также в умственных или предпринимательских способностях. Человеческий капитал характеризуют как блага долговременного действия, которые оказывают положительное влияние на развитие всех сфер жизнедеятельности общества. Хотя инвестирование в человеческий капитал и увеличивает издержки производства, оно быстро окупается, повышая отдачу трудовых ресурсов и прибыли. Поэтому для обеспечения социального благополучия очень важно, чтобы государство и бизнес осознали перспективность долговременного инвестирования в человеческий капитал.

Для нетрудоспособного населения основным социально-экономическим регулятором социального благополучия является деятельность социальных фондов, которые занимаются его социальным обеспечением, а также социальной помощью и поддержкой 1. Эти фонды формируются в основном за счёт отчислений как работодателей, так и самих граждан, занятых в общественном производстве. Аккумулируемые ими средства расходуются на предоставление страховых медицинских услуг, а также выплату пенсий, пособий и компенсаций отдельным категориям граждан.

Правовые регуляторы социального благополучия представляют собой социальные регуляторы, которые направлены на развитие законодательной базы, обеспечивающей соблюдение прав и свобод человека во всех сферах его жизнедеятельности. В их основе лежат правовые нормы, которые санкционируются государством и воплощаются в юридических законах. Эти законы образуют системы законодательства, которые регулируют отношения в различных сферах жизни общества. Для обеспечения социального благополучия особое значение имеет социальное законодательство. т. е. законодательство, которое регулирует отношения в социальной сфере, связанной с воспроизводством и развитием личности.

Базовым документом, в котором закреплены основные права и свободы человека и гражданина, является Конституция Российской Федерации. Сформулированные в ней положения дополняются и расширяются социальным законодательством, которое включает в себя гражданское право, семейное право, трудовое законодательство, законодательство в области образования, науки и культуры, законодательство в сфере здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма, законодательство в области социальной защиты населения, законодательство, регламентирующее процессы обеспечения правопорядка, безопасности и гражданской обороны, а также законодательство по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Наконец, на региональном уровне они конкретизируются в нормативно-правовых актах, которые принимаются субъектами Российской Федерации.

Воплощение в жизнь юридических законов в значительной степени зависит от правосознания его граждан, под которым имеется в виду совокупность представлений о том, каково значение норм права и правопорядка для жизнедеятельности человека и общества. Юридические законы и правосознание образуют основу правовой культуры. представляющей собой реализованную систему знаний о праве и государстве. Правовая культура включает в себя культуру законодательства, правовую культуру власти и правовую культуру населения. Выделяют три аспекта правовой культуры – культуру законодательства. правовую культуру власти и правовую культуру населения. Первый из этих аспектов отражает соответствие законов уровню развития общества, второй – следование представителей государственных органов принципам права, а третий – уважение людей к законам.

За соблюдением гражданами правовых норм осуществляется социальный контроль, организация которого является прерогативой государства в лице органов правопорядка, армии и других структур. Его ослабление приводит к росту преступности и падению общественной нравственности, а чрезмерное усиление ограничивает свободу, инициативность и творческую деятельность граждан. Социальный контроль включает в себя две подсистемы, первая из которых направлена на купирование нежелательного поведения и поддержание желательного, а вторая – на воздаяние за то или иное поведение в форме поощрения или наказания. Вместе с социальным законодательством, правосознанием и правовой культурой он способствует созданию и сохранению комфортных условий жизнедеятельности людей, которые являются основой их социального благополучия.

Социально-политические регуляторы социального благополучия представляют собой социальные регуляторы, связанные с механизмами формирования и реализации государственной социальной политики. Под социальной политикой имеется в виду составная часть внутренней политики государства, которая ориентирована на решение актуальных социальных проблем. Задачи социальной политики включают в себя гармонизацию общественных отношений, создание условий для прогрессивного развития социальной сферы, совершенствование условий жизни, образа жизни и качества жизни населения, а также оказание необходимой социальной помощи, поддержки и защиты социально уязвимым слоям населения. Что касается основных направлений социальной политики, то к ним относят политику в сфере культуры, образования, охраны здоровья, социальной защиты населения и социально-трудовых отношений, а также жилищную политику, миграционную политику, социоэкологическую политику и т. д.

В качестве социально-политических регуляторов социального благополучия выступают инструменты социальной политики государства, важнейшими из которых являются национальные проекты, социальные программы и социальные стандарты. Национальные проекты представляют собой крупномасштабные программные документы, в которых отражаются приоритетные направления государственного реформирования определённых отраслей социальной сферы. Каждый из них содержит формулировку целей и задач реформирования какой-либо из этих отраслей, формирование плана соответствующих мероприятий, определение ответственных за их реализацию, а также установление порядка, объёмов и источников финансирования. В 2005 г. в России была объявлена программа развития человеческого капитала, которая включала в себя реализацию четырёх национальных проектов, получивших название приоритетных. В число этих проектов вошли «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», а также «Доступное и комфортное жильё – гражданам России».

Социальные программы представляют собой директивные документы, которые содержат описание комплекса мероприятий, направленных на решение конкретных социальных проблем. Каждая из них включает в себя следующие элементы: (1) обоснование актуальности социальной проблемы, на решение которой она направлена; (2) формулировку целей и задач; (3) описание мероприятий с указанием сроков их реализации, ответственных за их исполнение и объёма необходимых ресурсов; (4) оценку экономической эффективности и социальных последствий. В качестве примера социальной программы можно привести Государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, ответственным исполнителем которой выступает Министерство труда и социальной защиты. Эта программа преследует две цели – формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы. Что касается её задач, то ими являются (1) оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, (2) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, (3) устранение социальной разобщённости инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, (4) модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы (5) обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

Социальные стандарты представляют собой устанавливаемые государством нормы и нормативы, которые обеспечивают реализацию социальных прав граждан, а также порядок их предоставления. Они устанавливаются в виде натуральных, стоимостных, временных, а также финансовых норм и нормативов, определяя нижнюю границу социального благополучия. Устанавливаемые государством стандарты охватывают следующие сферы социальных отношений: (1) оплату труда и трудовые отношения; (2) обеспечение занятости и помощи безработным; (3) пенсионное обеспечение; (4) обеспечение лекарственными средствами и товарами массового спроса; (5) обеспечение населения жильём, а также коммунальными и бытовыми услугами; (6) образование и профессиональную подготовку; (7) науку; (8) здравоохранение и физическое развитие; (9) культуру; (10) социальное страхование, социальную помощь и социальное обслуживание населения; (11) обеспечение экологической безопасности; (12) защиту социальных прав граждан. Так, для регулирования оплаты труда, а также определения размеров пособий по временной нетрудоспособности применяется законодательно установленный минимум, который называется минимальным размером оплаты труда (МРОТ). Он также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и других платежей, исчисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если работник занят полную рабочую неделю, то работодатель не имеет права платить ему заработную плату, размер которой ниже МРОТ 2 .

Социокультурные регуляторы социального благополучия представляют собой социальные регуляторы, связанные с формированием и развитием социальной культуры. Под социальной культурой имеются в виду отношения, которые складываются в обществе и реализуются через социальные институты. К социальным институтам относят семью, государство, образование, церковь, науку, право и т. д. Важнейшими социокультурными регуляторами социального благополучия, которые способствуют формированию и развитию социальной культуры, являются нравственные ценности и нравственные нормы.

Нравственные ценности представляют собой мировоззренческие ориентиры человека, которые направлены на сохранение и развитие его духовной сущности. Они основаны на представлениях людей о добре и зле, высших благах и добродетелях, а также смысле жизни и других конечных истинах бытия. Будучи всеобщими, нравственные ценности указывают людям на то, что ими должно в обществе почитаться, уважаться, поддерживаться и сохраняться. Они закрепляются в нравственных нормах. под которыми имеются в виду общие правила социально одобряемого поведения.

Наряду с нравственными ценностями и нравственными нормами к социокультурным регуляторам социального благополучия относится развитие духовного мира человека, осуществляемое посредством его приобщения к религии и искусству. Религия отрывает человека от повседневной суеты, требуя от него обращения к вечному, т. е. напоминает ему о вечных ценностях и идеалах. Что касается искусства, то оно воздействует на воображение человека через художественные образы, вызывая переживания, которые провоцируют его на изменение к лучшему как самого себя, так и окружающего мира. К социокультурным регуляторам социального благополучия относятся также социальные идеалы. представляющие собой высшие социальные цели, которые формируются на основе общепризнанных ценностей. Наконец, важным социокультурным регулятором социального благополучия является социализация. т. е. процесс освоения индивидом опыта предшествующих поколений, благодаря которому он становится полноправным членом общества.

Агапов Евгений Петрович - доктор философских наук, заведующий кафедрой социальных технологий Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета.

1 К социальным фондам относятся Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования.

2 С 1 января 2015 г. величина МРОТ в России была установлена в размере 5965 рублей.