Методическая копилка

Цель урока. Обсудить с учащимися вопрос о значении дви­ гательной активности и закаливающих процедур для укрепле­ния и сохранения здоровья. Познакомить с основными физиче­ скими качествами, которыми должен обладать здоровый человек. Сформировать убеждение в необходимости системати­ческих занятий физической культурой и закаливанием организ­ ма, умения дозировать физические нагрузки с учетом индивиду­ альных особенностей, максимально использовать погодные условия в различное время года для занятий на свежем воздухе.

Изучаемые вопросы

1. Значение двигательной активности для здоровья человека.

2. Основные физические качества, которыми должен обла­ дать здоровый человек.

3. Роль закаливания организма в укреплении здоровья.

Изложение учебного материала

1. Обратить внимание учащихся на то, что двигательная активность — это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочув ствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул организму в повышении его работоспособности.

Отметить, что эмоциональные нагрузки человека в процес се его жизнедеятельности постоянно увеличиваются (информа­ ционная нагрузка постоянно увеличивается), в то же время обязательная физическая нагрузка постепенно сокращается (для передвижения по городу человек использует обществен­ ный транспорт, для того чтобы подняться в свою кварти­ ру — лифт и т. д.). Это приводит к нарушению равновесия ме­ жду умственной и физической нагрузками на организм и отрицательно влияет на здоровье человека.

Заострить внимание учащихся на том факте, что физически тренированные люди меньше подвержены стрессам, лучше справляются с беспокойством, тревогой, унынием, гневом, страхом.

2. Обратить внимание учащихся на основные физические качества, которыми должен обладать здоровый человек; это скоростные и силовые качества, выносливость и гибкость. Дать их определения.

Отметить, что упражнения для развития необходимых фи­ зических качеств разучиваются на уроках физической культу­ ры. На уроках необходимо усвоить правильное выполнение уп­ ражнений, порядок нормирования физических нагрузок, а также элементы самостраховки для профилактики травм.

3. Подчеркнуть значение для здоровья человека выполне­ ния закаливающих процедур. Обратить внимание на то, что выполнение закаливающих процедур в комплексе с занятиями физической культурой дают наиболее благоприятный эффект.

Довести до учащихся, что закаливание — это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды (например, к низкой температу­ ре). В основе закаливания лежит способность организма чело­ века приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.

Подчеркнуть, что в условиях российского климата наиболее важной является выработка устойчивости организма к холоду, так как у незакаленных людей даже незначительное переохлаж­ дение приводит к возникновению простудных заболеваний. Отметить, что для поддержания на должном уровне защитных свойств организма к Холодовым нагрузкам существуют различ­ные закаливающие процедуры, которые необходимо проводить постоянно, максимально используя для этого факторы приро­ды, такие, как вода, солнце, воздух, земля. Наиболее эффек­ тивными являются водные процедуры: обтирание, обливание холодной водой, купание в открытых водоемах.

Мощным закаливающим фактором служит солнечный свет. Однако солнечные ванны также следует принимать разумно, учитывая определенные правила, иначе вместо пользы можно пол учить ожоги кожи, солнечный удар, перевозбуждение нерв­ ной системы.

Самым доступным способом закаливания являются воздушны е ванны.

Существует такая закаливающая процедура, как хождение боси ком. Особенно полезно босохождение по росе.

Подчеркнуть, что наиболее эффективно закаливающие про­це дуры сочетаются с различными физическими упражнениями. Так, хорошо сочетаются утренняя зарядка и обливание холодной водой, бег, игра в футбол, волейбол и другие подвижные игры и воз душные ванны; плавание в открытых водоемах и солнечные шипы; босохождение и зарядка, бег, подвижные игры. Занятия физкультурой и выполнение закаливающих процедур должны иметь свое постоянное время в режиме дня, недели и года.

Во избежание нанесения вреда здоровью при занятиях фи­ зической культурой и закаливанием необходимо разобрать прав ила проведения этих занятий.

Контрольные вопросы

1. Какими физическими качествами должен обладать здо­ ровый человек?

2. Какое воздействие на организм человека оказывают за­ каливающие процедуры?

3. Каких правил следует придерживаться при занятиях физи ческой культурой и закаливающими процедурами, чтобы не навредить своему здоровью?

Домашнее задание

1. Изучите § 6.2 учебника.

2. Выполните задание, предложенное в конце параграфа.