Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВАЛЕОЛОГИИ

Состояние здоровья населения России. Глобальная стратегия достижения здоровья, согласно которой основной целью всех стран и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) являлось достижение стабильного здоровья населения планеты к 2000 г. была утверждена еще в 1979 г. на 32-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Однако необходимость усиления мер по укреплению здоровья населения в России и во всем мире до настоящего времени остается актуальной. Это связано как с ростом заболеваемости и смертности, так и со снижением трудоспособности людей в результате отсутствия культуры здоровья и эффективных способов контроля результативности программ оздоровления.

В соответствии с различными подходами к оценке здоровья и проведенными исследованиями в этой области в России можно считать здоровыми лишь от 5% до 20% населения. По последним данным ВОЗ ЮНЕСКО коэффициент жизнеспособности населения в России составляет по 5-балльной шкале всего лишь 1,4 балла.

На протяжении последних десятилетий в России снижается уровень здоровья детей, наблюдается негативная тенденция уменьшения доли детей, родившихся здоровыми. По результатам анализа данных всероссийской диспансеризации детей в 2002 г. установлено, что за прошедшее десятилетие доля здоровых детей снизилась с 45,5% до 33,9%, вдвое увеличилось количество детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. По данным института возрастной физиологии РАО, 30%-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. Заболеваемость детей в возрасте до 14 лет с впервые установленным диагнозом за период с 1992 по 2001 гг. выросла на 42,5%.

По статистическим наблюдениям и выборочным обследованиям, выполненным в последние годы, за время обучения в общеобразовательных школах России уровень здоровья учащихся снизился в 4-5 раз, в 5 раз возросло число нарушений осанки и зрения у обучающихся, в 4 раза увеличилось количество нарушений психического здоровья, в 3 раза - число детей с заболеваниями органов пищеварения.

По данным углубленных осмотров, число здоровых детей среди учащихся выпускных классов общеобразовательных школ составляет не более 5%-6%, а имеющих хроническую патологию достигает 60%-70%.

В докладе о состоянии здоровья населения в 2002 г. подготовленном для президента РФ, говорится, что только 20% от общего числа призываемых на военную службу, имеют здоровье, позволяющее им служить в Вооруженных силах, каждый третий из явившихся в военкоматы, освобождается или получает отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

Анализ литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной. Данные медицинского обследования свидетельствуют, что до 50% студентов из общего числа обследованных имеют отклонения в состоянии здоровья; увеличивается количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; растет количество студентов с заболеваниями, которые не позволяют им заниматься физической культурой.

В последние годы появились данные, свидетельствующие о снижении уровня здоровья студентов в процессе обучения даже в специализированных физкультурных вузах. По данным исследований, проведенных Московской государственной академией физической культуры, лишь 65,9% студентов по состоянию здоровья могут быть отнесены к основной медицинской группе и выполнять нагрузки в полном объеме.

Наблюдается рот смертности среди всех категорий граждан. Особую тревогу вызывает тенденция к повышению смертности среди трудоспособной части взрослого мужского населения страны. Происходит падение одного из главных показателей здоровья нации - продолжительности жизни, по среднему уровню которой Россия стоит ниже некоторых стран третьего мира.

История развития валеологии. Отношение человека к своему здоровью обычно определялось способностью к сохранению жизни, к выполнению своего биологического и социального предназначения. Такое отношение соответствовало уровню знаний об особенностях анатомии и физиологии организма человека, о факторах, вызывающих нарушения нормального функционирования и т. д.

В ранние времена существования человечества, когда люди были беззащитны перед силами природы, свое физическое состояние они связывали с мистическими представлениями, которые в первобытно-общинном строе уже обожествлялись в амулетах, а сами меры по охране здоровья существовали в виде религиозных обрядов.

Однако уже тогда была отмечена зависимость состояния человека от той физической работы, которую ему приходилось выполнять для сохранения жизни своей, семьи или общины, к которой он принадлежал. В это время лечебная медицина вряд ли имела большое значение, так как без достаточных знаний о причинах и механизмах нарушений и заболеваний человек больше полагался на возможности самого организма, чем на собственное вмешательство в течение заболевания.

В рабовладельческом обществе началась систематизация знаний, касающихся здоровья человека. Усилия предпринимались для создания оздоровительных систем, примером чему, в частности, являются дошедшие до нас руководства по здоровью: китайское "Конг-фу" (около 2600 г. до н.э.), индийская "Аюрведа" (около 1800 г. до н.э.), "О здоровом образе жизни" Гиппократа (около 400 г. до н.э.), системы оздоровления, существовавшие в Спарте, и другие.

В основе этих систем лежит идея не лечения болезней, но формирования и укрепления здоровья, а при его нарушении - использование резервных возможностей организма по восстановлению здоровья. Так, Абу Али ибн-Сина (980-1037 гг.) в своем "Каноне врачебной науки" указывал на наиболее эффективный путь к долголетию через сохранение здоровья, а не лечение болезней.

Владыки Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они были здоровыми. Хорошо известно, что в древней и современной традиционной медицине Востока и Южной Америки используются многочисленные лекарственные средства из растений и органов животных не только для лечения болезней, но и для сохранения и улучшения здоровья.

Еще Авиценна и Гиппократ выделили несколько градаций здоровья. Гален сформулировал понятие "третьего состояния" - переходного между здоровьем и болезнью. В той или иной степени этой проблемы касались И.М. Сеченов, С.П. Боткин, И.П. Павлов, И.А. Аршавский, Н.М. Амосов и др.

В конце XIX в. И.И. Мечников в своей речи "О целебных силах организма" на съезде естествоиспытателей и врачей (1883 г.) противопоставил "этиологической" точке зрения возникновения болезней, ставившей по существу знак равенства между причиной (возбудителем) и самой болезнью, другой взгляд. Возникновение заболевания он трактовал как процесс взаимодействия возбудителя (причины) и организма. Однако прогресс и успехи клинической медицины, основанные на этиоцентрическом подходе, затормозили развитие учения об этих свойствах организма.

Первую современную попытку сформулировать положения о механизмах здоровья и способах воздействия на них сделали в 60-е гг. XX в. патологи С.М. Павленко и С.Ф. Олейник. Они обосновали научное направление, получившее впоследствии название "санология". Это было учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит "саногенез" - динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (физиологического или патологического характера), возникающий при воздействии чрезвычайного раздражителя и развивающийся на протяжении всего болезненного процесса - от состояния предболезни до выздоровления.

На современном этапе развития науки хорошо видны методологические погрешности концепции саногенеза, однако эта концепция, несомненно, являлась прогрессивной, хотя не была принята медицинской общественностью и была предана забвению на полтора - два десятилетия.

Существенный вклад в развитие проблемы внесли представители военной медицины (70-е гг.), занимавшиеся медицинским обеспечением лиц, работающих в условиях экстремальных воздействий (водолазов, космонавтов и т. п.); известно, что перед военными медиками всегда стояла задача оценки состояния их здоровья. Было сформулировано понятие "донозологическая диагностика", которое с успехом использовалось и в гражданском здравоохранении.

Основоположником науки о здоровье человека в современном ее понимании по праву считается И.И. Брехман, работавший во Владивостоке, который впервые (1982 г.) разработал методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Исследуя роль адаптогенов, и сформировав новое научное направление - фармакосанацию ("лекарства" для здоровых), он пришел к мысли о необходимости изменить всю стратегию здравоохранения путем изучения этиологии, диагностики качества и количества здоровья индивида.

Назвав обоснованное им новое научное направление "валеологией" (от valeo - здравствовать), он в 1987 г. издал первую монографию по этой проблеме "Введение в валеологию - науку о здоровье", в которой утверждал, что наука о здоровье не должна ограничиваться одной медициной, а быть интегральной, формируясь на основе медицине, экологии, биологии, психологии и других наук.

Вторым центром развития валеологии стал Киев, где формирование валеологического направления было связано со спортивной медициной. Здесь Г.Л. Апанасенко впервые представил обоснованную им модель, пригодную для оценки уровня соматического здоровья индивида по прямым показателям, привел доказательства ее информативности, раскрыл перспективы использования этой модели в профилактике заболеваний и оздоровления населения.

С 1991 г. к исследованию проблем валеологии присоединились специалисты Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Министерства здравоохранения России.

С 1994 г. Российский институт профилактической медицины (г. Санкт-Петербург, генеральный директор - проф. П.П. Горбенко) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы по проблемам профилактической медицины и валеологии.

За рубежом аналогом валеологии является направление "health promotion" и "health education".

Валеологическая система образования предполагает не только получение системы знаний о сохранении, укреплении и передаче здоровья, но и осуществление комплекса мероприятий на индивидуальном уровне, направленных на количественное измерение уровня и укрепление функционального состояния систем организма.

Вопросы для самоконтроля
  1. Насколько актуальна проблема здоровья в России?
  2. Каковы показатели состояния здоровья нации?
  3. Каковы исторические предпосылки возникновения валеологии?
  4. Как развивалось валеологическое учение в нашей стране?
  5. Насколько необходима валеологическая система образования?