Что такое психологическое здоровье?

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития человека. «Тело не болеет отдельно и независимо от души» (Сократ). Физическое здоровье и психологическое здоровье взаимосвязаны. Мысли и эмоциональные реакции влияют на физическое здоровье. Сильные эмоции (страх, гнев, горе) – особенно, если они вытесняются и подавляются – могут являться причиной психосоматических заболеваний. Физическое здоровье (правильное питание, физические упражнения, дыхание, сон) влияет на нашу духовную и эмоциональную жизнь.

Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).

Модель психологического здоровья.

Система из 5 компонентов:

1. Аксиологический (самоотношение) компонент предполагает осознание человеком своей ценности и уникальности, а также ценности и уникальности окружающих. Принятие человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также принятии других. Полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей.

2.Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими.

3. Потребностно - мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, т.е. в самоизменении и личностном росте. Человек полностью принимает ответственность за свою жизнь.

4. Развивающий компонент предполагает наличие динамики в умственном, личностном, социальном, физическом развитии. Не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний. Человек находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей.

5. Социально – культурный компонент определяет возможность человека успешно действовать, развиваться в окружающих его социально- культурных условиях. Умение понимать и взаимодействовать с людьми.

Понятно, что представленный образ «психологического здоровья» можно рассматривать как эталон, но дети в большинстве своем имеют те или иные отклонения.

Критерии психологического здоровья.

ü позитивное самоощущение (позитивный эмоциональный фон настроения)

ü высокий уровень развития рефлексии

ü успешное прохождение возрастных кризисов

ü адаптированность к социуму (умение приспосабливаться к изменяющимся условиям)

Психологически здоровый человек: не испытывает страхов, когда на этого нет реальных оснований; не боится брать ответственность за свои поступки; предпочитает мыслить самостоятельно.

Факторы нарушения психологического здоровья

Условно все факторы можно разбить на 2 группы:

1. Внешние (средовые) – различные негативные воздействия и негативные отношения человека с окружающими людьми. Нарушение отношений в семье, в школе, на работе и т.д. Негативные отношения у детей с родителями могут привести не только к отставанию в развитии, но и формированию у него различных эмоциональных нарушений.

2. Внутренние – влияние нарушенной части психики на здоровую часть. Так, например, эмоциональное нарушение влияет на познавательную сферу личности, снижает способности к общению. Нарушение эмоциональной сферы мешают свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, вызывают появление соматических расстройств.

Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, страхи, агрессивность, замкнутость.

Основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Ключевое слово для описания психологического здоровья является слово «гармония» или по-другому «баланс». Прежде всего, это гармония между различными аспектами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Кроме того, это и гармония между человеком и окружающими людьми.

В чем же секрет гармонии внутреннего состояния и внешних успехов? Секрет в том, что есть равность достижений в 3-х важных жизненных сферах: РАБОТА, СЕМЬЯ, ЛИЧНОСТЬ. В какой из сфер вы находитесь чаще? Возможно, для вас актуальна сейчас СЕМЬЯ, и ваши мысли больше заняты семейными заботами. Или для вас важна РАБОТА и большую часть времени проводите на работе. И есть еще небольшая группа людей, которая занимается своей ЛИЧНОСТЬЮ (хобби, общение с друзьями, формирование новых умений, например, изучение иностранного языка или совершенствование во владении компьютером).

В идеале это баланс равных достижений в 3-х сферах. Сфера, которая непроработана (обделена вниманием) составляет проблемное пространство вашей личности. Каждая из 3-х сфер отвечает за различные, но одинаковой важности вопросы в нашей жизни, при обделенности сферы, эти вопросы также остаются без внимания. Например, отсутствие внимания к сфере ЛИЧНОСТЬ приводит к тому, что страдают вопросы отдыха/хобби, которые и отвечают за освобождение от негативных эмоций. В результате возникает синдром хронической усталости.