Влияние стиля жизни на здоровье человека в современном мире

Размещено на http://www.allbest.ru/

Влияние стиля жизни на здоровье человека в современном мире

Муха-Шаек Е.

Стиль жизни как категория исследования появился не так давно. В 1977 году Я. Щепаньский писал, что работа по анализу стиля жизни только начинается. С этого времени научная литература обогатилась новой темой, и сегодня мы значительно больше знаем об образе жизни не только отдельно взятой личности, но и всего общества в целом. В данной работе речь идет не о его познании, а о том, насколько стиль жизни дает возможность воспитания психического и соматического здоровья.

Стиль жизни, по словам А. Сициньского, становится манифестом своеобразия. Так следовало бы говорить о стилях жизни, а не о каком-то универсальном его образе. Однако, признаем мнение исследователя, который указывает на интеграционное и универсальное значение культуры. Р. Линтон в своей работе на тему роли культуры в формировании личности пишет, что для общего знания культуры самым важным является поиск в ней социальных признаков, а не противоречий. Также Е. Тарковска подчеркивает, что стиль жизни находит в культуре свойственные ему нормативы, регуляторы, а она сама является для него «грамматикой», «мета - системой». В жизни каждого человека можно найти определенное количество общечеловеческих признаков, независимых от политических, общественных, экономических и психических факторов.

Понятие стиля жизни содержит также то преимущество, что оно имеет как своеобразные, так и иерархические достоинства. Благодаря ему существует возможность показать жизнь человека без разделения ее на время работы и отдыха, одним словом «в каких отношениях находится поведение, поступки, действия с ценностями, стремлениями, с поисками смысла. ». Для стиля жизни характерна повторяемость поведения и поступков, их цикличность, что является видимыми нормами поведения в повседневной жизни и невидимыми принципами, которые человек своим поведением выражает.

В данной работе мы попытаемся дать ответ на следующие вопросы:

- какой стиль жизни свойственен современности?

- какая (в общем, и в частности) может быть в нем угроза здоровью?

- какие задачи ставит перед собой педагогика физической культуры?

Стиль жизни современного человека не является абстракцией, но реализуется в определенном мире. Попробуем определить его характерные симптомы. Д. Лабриер, ученый, профессор Католического университета, утверждает, что человеческое состояние и его деятельность обусловлены характером общественной цивилизации. Живя в эпоху высокоразвитой техники и промышленности, человек имеет те же проблемы, что и люди, жившие в эпоху неолита: «хочу, прежде всего пережить, а потом, по мере возможности, высказать в слове, в звуке, в образе, в каких выражается смысл и понимание удовлетворенности и чувства того, что все хорошо». Желание жить и выражать себя является вечной потребностью человека.

Все выше сказанное приводит к мысли о проблемах здоровья и психической гармонии, которые в эпоху промышленной цивилизации можно решить только при помощи обращения к природе. Современный человек находится в сильной зависимости от природы и должен взаимодействовать с ней, но эта зависимость приобретает все более субтильную форму. Это происходит потому, что с развитием техники непосредственная зависимость уходит на второй план. Современный человек не находится уже под конкретным воздействием сил природы, а неразрывно связан с теми механизмами и инструментами, которые создал сам. Такая зависимость приобретает форму реальной угрозы. Характерной особенностью современного мира является развитие науки и планирование, т.е. та же всеобщая рационализация действий. Ладриер выделяет следующие плоды рационализации: «Мы можем назвать демографический рост, развитие урбанизации, значительные нарушения природного баланса, замену энергии, производимой человеком и животными, на энергию, которую черпают из неорганических недр земли, влияние изменений окружающей среды на здоровье и психику человека». Все это приводит к образованию новых форм взаимодействия с природой и влияет на стиль жизни человека, на его психическое и физическое состояние. Старая проблема переживаний человека и его самореализация, благодаря новым техническим достижениям, создала новые проблемы в области моральной природы, например, свобода научных экспериментов в области генетики, вмешательство медицины в жизнь человека и т. д. В мире, где доминирует научный и технический менталитет, этические проблемы приобретают особенное значение, потому что две фундаментальные ценности - свобода и равноправие - лежат в основе социального устройства, а также собственной психической интеграции человека.

Симптомом современности также является изменчивый характер: «все мы принадлежим к миру быстрых перемен» - пишет А. Тоффлер. «Я не исключаю психический дискомфорт, как результат бурных перемен и темпа, в каком они происходят. Факт, что мы не можем «пустить корни» и обречены на постоянное чувство неуверенности. Единственной опорой для нас стали «зубкие пески». Все это имеет определенные консеквенции для стиля жизни. Тоффлер ищет в этой ситуации выгоды, когда говорит, что увеличение количества ценностей ведет к разнородности стилей жизни, благодаря возможности их выбора. Е. Шпаковска в своей рецензии на книгу Тоффлера «Шок будущего» обратила внимание на отрицательные консеквенции такой жизни, неизбежность потери смысла происходящего.

В наше время дезинтеграция привела к увеличению чувства одиночества и так уже достаточного для современного человека. Одиночество человека дает шанс и возможность развития, но одновременно может представлять угрозу. Оно будет отрицательно действовать на психику тогда, когда вместе с разрывом общественных связей потеряют значение ценности, с которыми человек находился в постоянной связи. А.Х. Маслоу выразил эту точку зрения следующим образом: «Каждое столетие, за исключением нашего, имело свои образцы и идеалы. EIania культуры все их исключила, не оставив даже таких идеалов как образ святого, героя, джентльмена, рыцаря и мистика. Нам осталась только хорошо приспособленная личность, без проблем, что является мизерным и сомнительным субститутом». Достойным для современного человека выходом из сложившейся ситуации является, по мнению Маслоу, представление человека о всесторонне развитой и целенаправленной личности. Творческий человек мог бы стать образцом личности, которая способна реализоваться в разных пластах жизни.

Особым способом образ современности дополняет анализ, проведенный христианским костелом, который считает, что знание о человеке можно получить при условии служения ему. Это трактование содержится в двух энцикликах «Mter et Magistra» и «Расеш in terris», а также в конституции «Gaudium et spes».

В первой энциклике подчеркивается результат положительных изменений, которые произошли в общественной жизни, экономике, технике и науке, в сотрудничестве между народами и в объединении людей. В тоже время выражено беспокойство по вопросу увеличения роста диспропор- ции между богатыми и бедными регионами мира. Энциклика «Pacem in terris» обращает внимание на стремление к свободе народов, повышение уровня рабочего класса, эмансипацию женщин, чувство обобщенности людей. Конституция «Gaudium et spes» сигнализирует о парадоксах современности, утверждая, что технический и научный прогресс не оказывают значительного влияния на экзистенцию человека, а все возрастающее появление симптомов зависимости от производимых потребительских ценностей и привязанность к материальным благам берут верх на сферой духовности. Современный человек «потерял собственную иерархию ценностей».

Так, современное поколение, которое можно считать особенным с точки зрения возможностей, которые открывают ему доступ к достижениям науки и техники, не является, однако, свободным от проблем, появляющихся в результате колебаний при выборе ценностей в сегодняшнем мире. В течение пятнадцати лет, которые отделяют нас от написания «Gaudium et spes» напряжение и угрозы не только не ослабевают, но и проявляются в полной мере. Их источником являются угрожающие международные конфликты, которые все чаще развязываются при использовании военных сил и средства, а также перспектива конфликта, который при настоящем атомном арсенале мог бы означать самоуничтожение. У грозой для здоровья и жизни может быть недоедание и голод, ненормальные условия быта, в которых живут миллионы людей, постоянная эксплуатация природных средст, неотвратимо приводящая к изменениям в экологической системе. Современный человек также опасается того, что может стать жертвой насилия, которое лишит его внешней и внутренней свободы, возможности высказывать свои убеждения.

Научные исследования также выявили отрицательные консеквенции современной промышленной цивилизации для физического здоровья людей. Обратим внимание на важнейшие из них: окружающая среда изменяется быстрее, чем к ней может приспособиться организм человека, растет интенсивность физических и психических раздражителей, усиливается биологическое и химическое загрязнение окружающей среды, появляются новые болезни цивилизации, повсеместно наблюдается ограничение двигательной активности. Ее отсутствие способствует появлению новых заболеваний.

Из социологического анализа следует, что в польском обществе разделение на время работы и отдыха значительно не повлияло на изменение гигиенически-оздоровительных норм поведения, на использование для этой цели средств физической культуры. Положительные стороны развития цивилизации не исключают физического напряжения, связанного с выполнением профессиональной работы. Установился определенный образ жизни, при котором свободное время используется на пассивное потребление культурных ценностей, на общение с друзьями и на домашнее окружение. Занятия, связанные со здоровьем и гигиеной не занимают важного места среди повседневных забот, а отдых и питание проходят в несоответствии с нормами здоровья. Как в такой ситуации должна поступить педагогика физической культуры, какие поставить задачи, чтобы они были полезными для психического и физического здоровья, какую отдать роль двигательной активности?

Напомним еще раз перечисленные выше симптомы современности, влияющие негативно на состояние здоровья человека. Во всемирном масштабе это катаклизмы, войны, районы крайней бедности, миграция народов, деградация природной среды, зависимость от технических продуктов (например, автомобили), агрессия информации и уничтожение традиционного порядка ценностей.

В местном масштабе - это отрицательное влияние на организм экологических, биометрических и технических факторов. Некоторые из них, типичные для городской агломерации, влияют в значительной мере на формирование негативного стиля жизни. На психическую гигиену и здоровье оказывает плохое воздействие характерная для современных людей жизнь в больших городах, формирующая «менталитет человека большого города», лишенного инициативы, живущего около других людей с чувством безрадостности и анонимности, не ощущающего потребности контакта с живой природой. Определенные причины, вызванные экономикой, привели к тому, что институции, созданные для распространения физической культуры, и предоставленная им база не в состоянии выполнить с помощью применяемых средств поставленной задачи.

Подробный анализ экологических, биометрических и технических обусловленностей физической культуры в Польше представлен в «Рапорте о физической культуре». Важно подчеркнуть существенные детерминанты, а именно: уменьшение двигательной активности, неправильное питание, режим работы и отдыха, социальные пороки (например, алкоголизм, курение, наркомания), генетические факторы. Часть из них выходит за пределы сферы личностных возможностей человека. Ho организация труда и отдыха, избавление от вредных привычек, а, прежде всего, двигательная активность, являющаяся лекарством от современных болезней цивилизации, находятся в области собственной деятельности человека. Если весь комплекс представленных проблем может показаться достаточно сложным для педагогики физической культуры, то вопрос формирования личных принципов относительно собственного здоровья и движения является заданием, с которым она может справиться. Возникает вопрос: что является самым существенным для процесса оздоровительного воспитания?

Сущностью педагогики физического воспитания должно быть, по мнению В. Сивиньского, формирование тех компонентов личности человека, благодаря которым он примет правильное решение и будет реализовывать - назовем это условно - спортивный образ жизни (необходимо добавить, что «спортивный» понимаем в широком смысле). К компонентам, обуславливающим формирование спортивного образа жизни, относятся: потребности, отношение к жизни, знания и ценности. Иx роль изменяется в процессе развития личности, поэтому на отдельных его этапах необходимо расставить различные аспекты педагогических действий.

В дошкольном и школьном периодах воспитания действия педагогов должны быть сконцентрированы на свойственной для этого возраста потребности движения, свободы. Каждый из нас понимает, как важно в этом возрасте сформировать навыки гигиены, ухода за собой, однако, ощущение радости от физического подъема дают, как минимум, две функции: снятие напряжения, которое необходимо после длительного пребывания в помещении, и желание проявить двигательную активность. Нельзя, безусловно, исключать применение средств, действующих на сферу интеллекта (выяснение, осознание связи со здоровьем и т. д.) и эмоции (игры, соперничество), но потребность в движении должна быть в центре внимания процесса воспитания.

Спонтанность, как и творчество движения, должны быть элементами, отражающими этап воспитания в подростковом возрасте. Формирование основ рефлексии по отношению к физической культуре должно отражать систематический цикл школьного образования. Правильно заложенные основы физической культуры обуславливают дальнейшее самостоятельное участие в ней. Характерный подход также является показателем продуктивности школьного воспитания (главная цель: самообразование) в области физической культуры. Развитие соответственного отношения к физической культуре должно основываться на единстве эмоциональных ценностей занятий физической культурой и понимания их роли для человеческого здоровья. На этом этапе школьного образования можно проводить деятельность, заключающуюся в расширении знаний о том, что входит в понятие «здоровье» (в частности, стиль жизни, роль физической культуры в поддержании физической кондиции, формы отдыха, физические упражнения, окружающая среда, питание, гигиена). Кроме того, что эффективный аспект является главным для процесса формирования отношения к физической культуре, необходимо также помнить о причинном компоненте. Школьное образование должно дать человеку умения, которые позволят принимать активное участие в физической культуре: бадминтон, теннис, плавание, управление байдаркой и яхтой, езда на велосипеде. Большое значение для формирования такого подхода имеют ценности, которые входят в категорию спорта для отдыха.

Период школьного образования должен также вызвать потребность в пешеходных прогулок через различные формы мини туризма или профессионального туризма.

Также вместе с физической культурой должна быть уже на этом этапе образования подчинена главной цели: найти собственный смысл «идеи здоровья» и создать индивидуальную систему ценностей.

Средняя школа, совершенствуя спортивные умения и развивая потребности в активном туризме, могла бы обратиться к области молодежной культуры, т. к. игры и развлечения, спорт, танцы и т. д. являются в этом возрасте наиболее распространенными формами проведения свободного времени. На этапе школьного воспитания необходимо расширять знания о здоровье, о способах, снимающих напряжение, о физической культуре, о разнообразии физических упражнений, направленных на улучшение физического и психического состояния, а также о красоте тела. В этот период можно дискутировать о достижениях в спорте в контексте оздоровительном, этическом и эстетическом.

Рядом с оздоровительным воспитанием стоит процесс преобразования в области здоровья взрослых людей, неразрывно связанный с физической и психической терапией.

Перед оздоровительным воспитанием, основанным на физической культуре как на одном из главных средств достижения цели, стоит задача реализации идеи здоровья как для отдельно взятого человека, так и для всего общества в целом. На первый план выходит вопрос о признании физической культуры всем современным обществом как одной из главных ценностей не только в глобальном мировом масштабе, но и в повседневной практике. Острота проблемы видения ценности здоровья и активной двигательной рекреации возникает потому, что, согласно проведенным исследованиям, около 3/4 взрослых поляков не заботятся о своем здоровье до тех пор, пока не начинают болеть.

Одним из основных решений этой проблемы является формирование здорового стиля жизни. Используя средства и формы физической культуры можно подойти к выработке позитивного отношения к здоровью, спорту, рекреации, соблюдению условий гигиены, к заботе об окружающей среде. Оздоровительное воспитание нуждается в разработке методологической базы, где вместе с мерами, направленными на сохранение здоровья людей, не уменьшится роль спорта в жизни общества.

Список использованных источников

воспитание здоровье физический

1. Sicinski A. Problemy przemian styIu zycia w Polsce. W: Badania nad wzorami konsumpcji. Praca pod red. J. Szczepanskiego. - Wroclaw, Krakow, Warszawa, Gdansk, Ossolineum, 1977.

2. Sicinski A. Problemy przemian styIu zycia w Polsce. W: Badania nad wzorami konsumpcji. Praca pod red. J. Szczepanskiego. - Wroclaw, Krakow, Warszawa, Gdansk, Ossolineum, 1977.

3. Ladriere J. Nauka, swiat і wiara. Inst. Wyd. PAX. - Warszawa, 1989.

4. TofIler A. Szok przyszlosci, PIW. - Warszawa, 1974.

5. Siwinski W. Pedagogika kultury fizycznej. AWF. - Poznan, 1997.