/ Особенности понимания здорового образа жизни детьми старшего школьного возраста

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы здорового образа жизни старших школьников 7

Заключение 26

Список использованных источников 29

Введение

Здоровье нации во многом зависит от образа жизни – характера повседневной жизни людей. Человек живет так, как воспитан и образован, как складывается его духовный и материальный мир. Во многом характер жизни людей зависит от исторических и национальных традиций народа: в труде, в быту, в использовании свободного времени, в удовлетворении духовных и материальных потребностей, в участии в политической и общественной жизни. В современном мире прочно укрепилось понимание того, что нездоровье человека кроется в его образе жизни. Появилось новое, современное представление о жизни, согласно которой досуг уже не является подготовкой к новому рабочему дню, а рассматривается как самостоятельная социальная ценность. В формирование здорового образа жизни граждан активно включились различные государственные институты, конституционные права и свободы сочетаются с коррекцией индивидуальных предпочтений. В развитых странах идет активный поиск общенациональной модели образа жизни, новых форм социального действия и социального поведения.

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предисторию.

Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия» [4, c. 88].

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г. когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены [7, c. 45].

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения. В нее вошли служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности [3, c. 22].

Ввиду вышесказанного, темой моего исследования была выбрана «Особенности понимания здорового образа жизни детьми старшего школьного возраста».

Актуальность исследованияопределена следующим. В России в годы реформ значительная часть населения находилась в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, что привело к росту депрессий, реактивных неврозов и суицида, алкоголизма, табакокурения, наркомании, абортов, насилия, антисоциальных явлений, криминальной преступности. Причинами болезней образа жизни россиян стали невысокий уровень жизни, социальная неустроенность, развал системы воспитания. Именно поэтому полагается, что прививать здоровый образ жизни следует со школьной скамьи.

Анализ современных концепций и программ профилактики зависимого поведения подростков показывает, что в основу большинства из них положен принцип формирования ценности здоровья как ведущей жизненной ценности, что, по нашему мнению, противоречит особенностям подросткового возраста. Здоровье как жизненная ценность в подростковом возрасте не является ведущей ценностью.

Анализ исследований ценностей и ценностных ориентаций показывает, что методы изучения ограничиваются в основном опросниками, которые позволяют опрашивать большое количество респондентов одновременно.

При рассмотрении проблемы формирования здорового образа жизни подростков мы опирались на концепцию И.И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности, теорию валеологического образования (Л.Г. Татарникова, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Г.А. Колачев, А.Г. Щедрина и др.).

Здоровье понимается нами как процесс сохранения и развития его психических и физических качеств человека, его оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Здоровый образ жизни в психолого-педагогическом направлении (Г.П. Аксёнов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, И.О. Мартынюк, Л.С. Кобелянская и др.) рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Мы понимаем здоровый образ жизни комплексно и рассматриваем его как типичные способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций.

Одно из последних исследований ценностей подросткового возраста было проведено в 1997 году коллективом авторов (М.Н.Достанова, Е.Б.Кнорре, С.В.Кривцова и др.) с использованием методики исследования мотивации и внутренних конфликтов (Е.Б.Фанталовой).

Объект исследования – идеи о здоровом образе жизни.

Предмет исследования – особенности пропаганды здорового образа жизни среди старших школьников общеобразовательного учреждения.

Цель исследования – определить особенности понимания здорового образа жизни детьми старшего школьного возраста.

Для достижения цели моего исследования были определены следующие задачи:

Рассмотреть, что входит в понятие здорового образа жизни, изучить основные составляющие элементы здоровья, для определения основных направлений здорового образа жизни.

Определить важность здоровьезберегающих технологий.

Рассмотреть вредные привычки как фактор риска у старших школьников.

Проанализировать программы, направленные на укрепление здоровья учащихся.

Гипотеза исследования – проведение дня здоровья в средней общеобразовательной школе может активно способствовать профилактике здорового образа жизни среди старших школьников.

Методы исследования – изучения теоретического и практического материала по проблематике исследования, сравнительный, статистический, опрос, анкетирование.

Практическая значимость моего исследования заключается в возможности использования её результатов в практической работе со школьниками по развитию здоровьезберегающих технологий.

Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованных источников, приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы здорового образа жизни старших школьников

Содержание понятия здорового образа жизни и его основные элементы.

Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал.

Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии – науки об индивидуальном здоровье человека. Валеология ( от лат. Valeo – здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Отечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях.

Здоровый образ жизни зависит от:

1. объективных общественных условий, социально-экономических факторов;

2. конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;

3. системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном: Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственно отсталым, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность. 1 Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п. Плодотворный труд – важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд. Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей. Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон – равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, – мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна – избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов. Второй закон – соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий. Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям. 2 Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество – выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит организму надежный щит против многих болезней. Закаливание – мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество – выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

Важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена. Личная гигиена  включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления. 3

Таким образом, здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

1.2. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста в России

Здоровье населения является важным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны.

Воздействие на человека многих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ): курение, злоупотребление алкоголем, стрессы, экологическое неблагополучие, ожирение, несбалансированное питание, высокий уровень холестерина, низкая физическая активность, артериальная гипертензия способствует развитию заболеваний, приводит к преждевременной смерти. Формируясь в детском и подростковом возрасте, эти факторы риска продолжают действовать в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Многие из этих факторов являются предотвратимыми.

Раннее начало профилактического вмешательства наиболее перспективно. Это связано с тем, что поведенческие факторы риска у детей и подростков еще не сформировались или их появление носит непостоянный характер, когда еще не сложился стереотип поведения, не соответствующий здоровому образу жизни. Доказано, что уже в этом возрасте формируются факторы риска атеросклероза, артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца, обусловливающие значительную заболеваемость и смертность взрослого, особенно мужского населения. [1]

Распространенность курения в популяции школьников, по данным эпидемиологических исследований, высока. В последнее десятилетие стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Исследование, проведенное в рамках программы CINDI-children[20] показало, что распространенность курения среди старшеклассников составила в среднем 18 % (критерий — 1 и более сигарет в неделю), хотя данные по городам значительно отличаются.

По данным исследования, проведенного Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков в 9 городах Подмосковья, распространенность курения еще более высока: ежедневно курят 32,7% мальчиков и 21,6 % девочек.

По данным Госкомстата России, за 1990-е годы частота смертельных исходов в результате алкогольных отравлений детей в возрасте 10–14 возросла в 3 раза, убийств — в 1,5 раза.

Употребление спиртных напитков среди старшеклассников широко распространено. Алкогольные напитки пробовали почти все старшеклассники — 78–91%. Только половина из них никогда не испытывала чувство опьянения, каждый пятый испытывал чувство опьянения хоть однажды.[20] Аналогичные данные получены Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков: употребление алкогольных напитков в среднем составило 77,3% среди мальчиков и 84,1% — среди девочек.

В стране существенно увеличилось число людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. Число подростков, больных наркоманией, выросло за 5 лет в 10,8 раза. Анонимное анкетирование 700 школьников, проведенное в Вологодской [5] области, показало, что каждый 7-ой из числа опрошенных хотя бы раз пробовал психотропные вещества. При опросе городских школьников Подмосковья пробовали наркотики 11,6% мальчиков и 7,0% девочек.

Важным прогностическим признаком является отношение детей к курению и употреблению спиртных напитков. Если в 5–7 классах более 90% детей негативно относятся к курению и более 80% — к употреблению спиртных напитков, то в старших классах неприемлемость этих факторов резко снижается: курение неприемлемо для 60% опрошенных, а прием алкоголя — только для 47%. При этом алкоголь гораздо более опасен для нарушения поведения, чем курение. Такое резкое снижение «фактора неприемлемости» у подрастающего поколения в ближайшее десятилетие может дать значительную волну алкоголизации населения.

Следует обратить внимание, что только употребление наркотиков является неприемлемым фактором для большинства подростков. А такой фактор как раннее начало половой жизни приравнивается по уровню неприемлемости к бессодержательному времяпрепровождению, т.е. большинство подростков считает, что нет ничего плохого в раннем начале половой жизни. Такое отношение требует развития специальных программ по профилактике ранней беременности и ИППП.

Угроза здоровью детей в подростковом периоде, а затем и во взрослом состоянии может возникнуть в результате недостаточной физической активности. Вследствие неправильной организации учебно-воспитательного процесса, «школьная гипокинезия» — одна из важных проблем современной профилактической медицины.

По данным исследования CINDI-children[20] в 2000 г. в 8 городах России большинство детей имеют условия для занятий физической активностью во время уроков, около половины подростков считают, что есть возможность для занятий в секциях во внеурочное время. В то же время в другом исследовании(4)установлено, что только 30% школьников действительно дополнительно занимаются спортом, из них только каждый пятый занимается в спортивной секции или кружках. В большинстве школ преобладает статическая нагрузка (предметы гуманитарного и естественно-математического циклов) над динамической на фоне проведения малоэффективных форм физического воспитания. Наметилась стойкая тенденция формирования группы подростков с резким ограничением двигательной активности вплоть до «гипокинетоза».

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Недостаточное потребление овощей и фруктов, избыток жира в питании способствуют развитию избыточной массы тела, дислипидемий, артериальной гипертензии, анемии, сердечнососудистых заболеваний и рака.

Тревожен тот факт, что 57% детей не питаются в школе. Из числа питающихся в школе 23%детей только завтракают, 14% только обедают, лишь 6% завтракают и обедают.[6] По данным другого исследования, более половины опрошенных детей не удовлетворены питанием, которое им предлагается в школьных столовых.

В питании детей и подростков дефицит пищевых веществ в суточном рационе значителен: по полноценным белкам — 25%, по энергии — 20%, по витамину А —30%, В —20–30%, С — 50%.

При определении суточного потребления основных пищевых ингредиентов в детской популяции установлено высокое потребление подростками углеводов, преимущественно в виде сахара, и низкое потребление белка.

В настоящее время возрастает роль стрессового фактора в развитии заболеваний у школьников. Вызывает настороженность тот факт, что 16% старшеклассников при опросе указали вероятность развития депрессии, 12% — страх остаться в одиночестве, 14% — «остаться не у дел» после школы[20]. Вероятность развития стресса у этой группы подростков достаточно велика, что требует изменения среды образовательного учреждения в сторону большей дружественности по отношению к детям.

За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения и т.п. Прирост числа функциональных расстройств, хронических заболеваний у обучающихся в школах с повышенными нагрузками, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, идет гораздо более интенсивно (в 2 и более раз), чем среди учащихся массовых школ. Заботиться о своем здоровье нужно начинать уже с малых лет. Это поможет избежать множества проблем в будущем на протяжении всей жизни. В настоящее время именно здоровый образ жизни современных школьников имеет огромное значение. Нынче все люди находятся в группе риска всевозможных заболеваний по разным причинам.

Пассивный образ жизни, некачественное питание, плохая экология, повсеместное использование бытовой техники, мобильных телефонов – все это оказывает губительное влияние на состояние здоровья современного человека.

Школьникам необходимо хорошее самочувствие, а также правильное физическое и умственное развитие. Именно здоровый образ жизни является фундаментом для этого. Формировать его необходимо, начиная уже со школы, так как в это время у любого человека образуется определенный стиль и образ жизни, который впоследствии плохо поддается коррекции.

Есть 4 основных критерия, которые должны соблюдаться, во что бы то ни стало.

Во-первых, школьникам нужно проявлять физическую активность,

во-вторых – правильно питаться,

в-третьих – от них требуется соблюдение режима дня,

в-четвертых – важен категорический отказ от вредных привычек.

Если следовать всем этим рекомендациям, то хорошее самочувствие на протяжении многих лет – реальность.

Правильные привычки обычно прививаются родителями. Поэтому так важно, чтобы они и сами вели себя соответствующе. Необходимо четкое осознание того, какие факторы могут негативно повлиять на ребенка.

Компьютер и телевизор – вот основные виновники многих проблем со здоровьем.

Но ухудшение осанки и зрения – это отнюдь не все вредные последствия использования данных чудес технического прогресса. Появление Интернета привело к тому, что моральный облик школьников ежедневно подвергается различным испытаниям на прочность. Кроме того, появилось новое понятие – компьютерная зависимость. Такая проблема требует обязательного вмешательства врача-психиатра, так как самостоятельное ее решение вряд ли будет результативным. Важно также помнить, что ежедневное сидение у телевизора – это бесцельное и пассивное времяпрепровождение, которое часто заканчивается проблемами с избыточным весом.

Здоровый образ жизни современных школьников, в первую очередь, подразумевает четкое соблюдение распорядка дня. Таким образом, организм приучается к правильной работе. Но не стоит навязывать ребенку свои представления о режиме дня, он сам покажет, как ему наиболее комфортно организовать распорядок.