Проблемы адаптации и здоровье студента

Зарегистрирован: 07-12, 08:52

Сообщения: 130

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

Тычин И.И. (кафедра физвоспитания, МГТУ)

Адаптация, или приспособление к условиям существования, - одно из важнейших свойств живой материи. Условно можно выделить следующие типы адаптации: физиологическую, социальную, биологическую.

Человек является частью природы, и на него, как на любой живой организм, действуют все факторы окружающей Среды. С изменением окружающей среды изменяется функциональное состояние организма, гомеостаз устанавливается на новом уровне, адекватном для конкретных условий, что и является физиологической адаптацией.

Помимо природных факторов, на человека постоянно действует комплекс социальных факторов, связанных с условиями его жизни и деятельности в обществе. Человеку приходится постоянно к ним адаптироваться.

Состояние здоровья человека определяется его адаптационными резервами. Физиологическую адаптацию рассматривают как устойчивый уровень активности и взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма в измененных условиях существования. Адаптация - фазовый процесс, связанный с конкретными специфическими и неспецифическими механизмами и развивающийся на основе взаимодействия регуляторных систем.

Обучение в высшей школе - сложный и длительный процесс, предъявляющий высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей. Анализ состояния здоровья студентов показал, что на младших курсах преобладают ОРЗ и вегето-сосудистые дистонии, причем студенты 2 курса болеют значительно чаще первокурсников. Это связано с перенапряжением компенсаторных защитных механизмов адаптации. К концу периода обучения число заболеваний заметно снижается, что свидетельствует о наступлении адаптированности к условиям вуза.

На старших курсах преобладает заболеваемость, вызванная длительными воздействиями хронических психоэмоциональных стрессов. К концу периода обучения возрастает количество больных гипертонической болезнью, ЯЖБ, неврозами. Это является отражением неблагоприятного течения адаптивных процессов, срыва адаптации и в значительной степени связано с особенностями ЦНС и высшей нервной деятельности каждого студента.

Управлять адаптацией студентов в вузе - означает способствовать повышению резистентности организма студента.

Резистентность может быть специфической и неспецифической. Специфическая резистентность обеспечивает способность адаптации организма к специфическим воздействиям (например устойчивость к гипоксии). Неспецифическая резистентность формирует способность адекватно реагировать на самые различные воздействия.

Наиболее эффективым средством повышения неспецифической резистентности является спорт и физическая культура. Регулярная физическая тренировка активизирует так называемый "метаболический котел", акивизирует вспомогательные вегетативные системы, синхронизирует работу всех систем. При этом важнейшим фактором эффективности физической тренировки как средства повышения адаптационных возможностей является регулярность, адекватность физических нагрузок.