Режим дня

Режим дня и здоровье человека

Вся жизнь человека проходит в режиме распределения време­ни, частично вынужденного, связанного с общественно необхо­димой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим дня студента определен учебным планом заня­тий в учебном заведении, режим военнослужащего — распоряд­ком дня, утвержденным командиром воинской части, режим ра­ботающего человека — началом и концом рабочего дня.

Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятель­ность человека, направленную на создание материальных и ду­ховных ценностей. Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинен прежде всего его эффективной трудовой деятельности. Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, пи­таться, отдыхать и спать. И это неудивительно — все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: череду­ются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.

Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельнос­ти обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задает ритм физиологи­ческий: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается крово­обращение, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомле­ния, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.

Известный русский физиолог Н.Е.Введенский (1852—1922 гг.) говорил, что устают не столько от того, что много работают, сколь­ко от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд. Он выдвинул ряд условий для достижения высокой работоспо­собности, а значит, и высокого уровня здоровья.

1) постепенное вхождение в работу;

2) продуманная и отработанная последовательность в труде;

3) правильное распределение нагрузки — дневной, недельной, месячной, годовой.

Неравномерность нагрузки — спешка в одни периоды и бездея­тельность в другие — крайне вредна. В подтверждение сказанного можно привести слова Л.Н.Толстого, которые он записал в своем дневнике: «Надо непременно каждый день писать не столько для успеха работы, сколько для того, чтобы не выходить из колеи».

Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе. Отдых — это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к вос­становлению сил и работоспособности. Наиболее эффектив­ным в деле восстановления работоспособности является актив­ный отдых, который позволяет рационально использовать сво­бодное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспе­чивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать че­ловеку требуется ежедневно, еженедельно в выходные дни, еже­годно во время очередного отпуска, используя свободное время для укрепления физического и духовного здоровья.

К важнейшему виду ежедневного отдыха Относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа не­рвной системы человека. Сон прежде всего способствует нормаль­ной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна — основа здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым и работос­пособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и креп­ко спать.

Говоря об общих понятиях режима жизнедеятельности челове­ка, целесообразно коснуться режима питания. Правильное пита­ние — это важнейшее условие здоровья человека, его работоспо­собности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это зна­чит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твердые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека.

Рассмотренные выше элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья, долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни. Уместно привести здесь в качестве примера долго­жителя Махмуда Эйвазова, жителя азербайджанского села, кото­рый прожил 152 года (1808—1960 гг.). Он считал, что секрет дол­голетия кроется в пяти условиях: ежедневный труд (сам до после­дних дней работал в поле, его трудовой стаж 135 лет); закаленное тело, закаленные нервы; хороший характер; правильное питание; горный климат.

Правильно спланированный режим дня с учетом возраста, физиологических и психических особенностей является основой для сохранения здоровья и главной составной частью здорового образа жизни.

Из сказанного можно сделать два вывода: интенсивность обуче­ния постоянно повышается, и это необходимость, так как объем нужной для человека информации постоянно растет; с учетом учеб­ной нагрузки следует корректировать режим дня: он должен обес­печивать рациональное сочетание умственной и физической на­грузок, отдыха, сна и правильного питания, т.е. обеспечивать гар­моничное развитие духовного и физического здоровья человека.

При определении основных элементов режима дня целесооб­разно учитывать влияние биологических ритмов человека на его работоспособность. Известно, что работоспособность человека и его поведение во многом зависят от характера и интенсивности биологических процессов и явлений в его организме, т.е. от био­логических ритмов.

Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях орга­низации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей сре­дой и являются результатом приспособления организма к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой пе­риодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, ко­лебания освещенности, температуры, влажности, напряженнос­ти электромагнитного поля Земли и т.д.).

В настоящее время наиболее изучен околосуточный биологи­ческий ритм. Установлены околосуточные колебания более 300 физиологических функций человека. Так, ночью у человека самая низкая температура тела. К утру она повышается и достигает максимума во второй половине дня. На протяжении суток она изме­ряется с амплитудой до 1,3 градуса. Поскольку температура тела 1 определяет скорость биохимических реакций, ее повышение сви­детельствует о том, что днем обмен веществ идет наиболее интен­сивно и это обеспечивает человеку возможность активной дея­тельности в светлую часть суток.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего

жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный рас­порядок дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соот­ветствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъе­ма: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижа­ется, особенно с 1 до 5 ч ночи. Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий — с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12ч — во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каж­дому человеку. Это поможет при выполнении наиболее сложных заданий. Не всем людям свойственны однотипные колебания ра­ботоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в пер­вой половине дня, другие («совы») — вечером. Люди, относящи­еся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ло­жатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, ут­ром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работос­пособность во второй половине дня, а некоторым — поздним ве­чером.

Важно усвоить, что правильный режим работы и отдыха обес­печивает высокую работоспособность и бодрое состояние в тече­ние длительного времени. Этот режим должен учитывать индиви­дуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности (классные занятия), так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).

Необходимо также учитывать возможные последствия для здо­ровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом — перелет на самолете в места отдыха, в другое место жительства).

Правильно организованный режим дня способствует укрепле­нию здоровья — нормальному духовному и физическому разви­тию человека. Однако не всегда удается выдержать оптимальный режим жизнедеятельности, иногда возникает необходимость в повышении нагрузок на обучающихся (контрольные работы, эк­замены и др.), что может привести к появлению у них утомления и переутомления. Для восстановления нормального режима жиз­недеятельности обучаемые должны знать ряд мер по профилакти­ке переутомления.

Решающее значение в индивидуальной системе здорового об- | раза жизни имеет самоконтроль своего состояния. К субъектив­ным показателям" самоконтроля относят самочувствие, работос­пособность, сон, аппетит и общие ощущения.

К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Увеличение частоты сердечных

202

сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об