Человек — общественное существо. Отличия людей от животных

Каждый из оби­тателей биосферы выполняет свою роль в живой оболочке Земли. А какую же роль играет человек?

Человек — общественное существо. Благодаря накоплению и передаче опыта от поколения к поколению человечество получило возможность жить почти во всей биосфере и вмешиваться в работу всех звеньев круговоро­та веществ.

Человек живёт в обществе — группе людей, связанных общими интересами. Это много­кратно усиливает его могущество. Только сла­женная работа людей позволяет перекрывать реки, строить океанские корабли, высотные дома и огромные города.

Но ведь есть и коллективные животные. муравьи, пчёлы, термиты. Птицы во время пе­релётов сбиваются в стаи. Волки зимой устра­ивают коллективные охоты. Главное отличие людей от животных заключается в накопле­нии опыта многих поколений и его переда­че путём обучения. Животное может научить своих потомков только тому, что умеет делать само. А человек может рассказать своим де­тям о дальних странах, в которых никогда не был.

Передача детям опыта предыдущих поколе­ний происходит при помощи языка: устной речи и книг, позволяющих общаться с людь­ми, с которыми мы никогда не встречались. Животное может обратить внимание детёныша только на то, что он непосредственно видит, слышит или чувствует. Человек способен со­здавать отвлечённые слова-понятия. Такого рода слова помогают нам понять, что вода в кастрюле, в озере, в реке, в кране — одна и та же.

Знания, полученные через язык, подсказывают нам правильный ответ и правильные действия. Даже несмотря на то, что вода в озере, реке, графине, в виде дождя или пара выглядит очень по-разному. Таким образом, язык позво­ляет нам передавать опыт многих поколений, выраженный в словах, даже если нам никогда не приходилось тушить пожары.

Выйдя из животного мира, человек преодо­лел его ограничения. Животные играют в эко­системах роль «едоков». Разведение культур­ных растений сделало человека не только «едоком», но и «кормильцем». Вместе с уро­жаем земледелец невольно выносит с поля ми­неральные вещества, так необходимые для пи­тания растений. Кто же восстанавливает эти запасы в природе? Эту проблему решают «му­сорщики». Внося на поля удобрения, человек берёт на себя роль «мусорщиков».

Муравей рождён быть муравьём, кошка — кошкой, а человек — творцом. Широчайшие возможности выбора жизненного пути, накоп­ление и передача опыта вывели человека из царства животных. Свобода выбора требует разностороннего обучения. Котёнка нужно на­учить ловить мышь, а ребёнка в школе гото­вят к будущей профессии творца. Никто зара­нее не знает, что из опыта людей ему приго­дится.

К сожалению, могущество человеческого ума может быть направлено не только на добро, но и на зло. Как не обратить свои способнос­ти во вред себе и людям? Свобода выбора ежеминутно ставит перед нами самые разнооб­разные вопросы. Съесть яблоко одному или разделить его с другом? Уступить ли место пожилому человеку в автобусе? Помочь ли дома маме? Теперь ты знаешь не только, как ты должен поступить, но и почему это необхо­димо. Мы, люди, существа общественные. Мы никогда не стали бы людьми, если бы не де­лились с нуждающимися, не чтили бы тех, кто нас вывел в люди. Широта нашего выбо­ра породила нормы поведения. которые при­нято называть моралью. Это тоже отличает людей от животных. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Могущество человека привело к тому, что его воздействие на природу стало опасным. Вырубка леса вызвала обмеление рек, искус­ственные водохранилища изменили климат огромных территорий. Природа же является единственным и ничем не заменимым источни­ком удовлетворения всех потребностей людей. Угрожая природе, человек угрожает себе.

Как же выбрать правильные взаимоотноше­ния с природой? Учёные сформулировали эко­логические нормы поведения. Их главный лозунг — «сохрани природу, не навреди ей».

Человек — общественное существо. Язык дал возможность людям накапливать свой опыт и получать разностороннее обучение. Это одарило человека невиданным могуществом, но и потребовало ответственности за свои действия.