Здоровый образ жизни — это система привычек и поведе­ ния человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья.

Что такое здоровье?

Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:

•    полное физическое, духовное, умственное и социальное

благополучие;

•    нормальное функционирование организма в системе «че ловек — окружающая среда»;

•    умение приспосабливаться к постоянно меняющимся усло виям существования в окружающей среде;

•    отсутствие болезни;

•    способность к полноценному выполнению основных соци альных функций.

Мы остановимся на определении здоровья, которое дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В нем указано, что здоровье — это «состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщенном виде здоровье можно определить как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим соб ственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благо­получие. Смысл слова благополучие в Словаре русского языка (автор С. И. Ожегов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье — как «чувство и состояние полного выс­ шего удовлетворения».

Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигаются благополучие и счастье.

Достичь благополучия возможно только через труд, направ ленный на расширение своих духовных, физических и социаль­ ных возможностей.

Рассмотрим высказывание по этому поводу из трактата «Об обязанностях» древнеримского политика, оратора и писателя Марка Тулия Цицерона (106—43 гг. до н. э.): «Обязанности мудрого — заботиться о своем имуществе, не совершая ничего про­ тивного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдель­ных лиц составляют богатства гражданской общины».

Таким образом, здоровье — непременное условие эффектив ной жизнедеятельности человека.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ

Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырех факторов:

•    биологические факторы (наследственность) — около 20%;

•    окружающая среда (природная,   техногенная,   социаль ная) — 20%;

•    служба здоровья — 10%;

•    индивидуальный образ жизни — 50%.

Из этого распределения следует вывод, что состояние здоро вья каждого человека на 90% индивидуально, так как оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни (поведение каждого, его при­ вычек, поступков, стремлений, пристрастий).

В книге Н. М. Амосова «Раздумья о здоровье» говорится: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоян ные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере ста­рости и углубления болезней».

Сделаем вывод: во всех неприятностях со здоровьем винова­ ты мы сами. Это, во-первых. Во-вторых, надеяться нам особенно не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения и главное — в ее посто янном выполнении.

Здоровый образ жизни — это и есть та индивидуальная сис тема поведения и привычек каждого отдельного человека, обес­печивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребно стей человека, формированию социально активной личности, по­ нимающей личную ответственность за состояние своего здоро­ вья как критерия социально-экономического развития.

Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня при­ обретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодежи.

Эта мысль подтверждается официальными данными о состоя нии духовного и физического здоровья молодежи в настоящее время. Приведем некоторые факты.

По результатам комплексного социологического исследова ния, проведенного недавно ВНИИ МВД Российской Федерации, среди несовершеннолетних москвичей в возрасте 14—17 лет доля постоянно и периодически курящих составила 20,8%, постоянно и периодически употребляющих алкоголь 8%. Распространен­ ность ранних половых связей среди молодежи привела к тому, что 23 подростка из каждой 1000 знакомы с венерическими забо­ леваниями не понаслышке.

Статистика ГУВД Москвы фиксирует тенденцию к омоложению потребителей наркотиков. За последние годы число несовер­ шеннолетних потребителей наркотиков и сильнодействующих и токсичных веществ, известных органам здравоохранения и пра­ вопорядка, увеличилось в 5,3 раза.

Лидирующее место среди подростков, известных органам здравоохранения как потребители наркотиков, занимают уча щиеся школ, лицеев и гимназий — 35,3%. Опросы, проведенные в среде учащихся столицы, обнаружили, что среди девушек доля потребляющих наркотики (10,2% в среднем) не намного ниже, чем среди юношей (14,9% в среднем).

Спортом же в свободное от занятий время занимаются всего 35,5% несовершеннолетних москвичей в возрасте 14—17 лет.

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

По нашему мнению, первым шагом к созданию своей индиви дуальной системы здорового образа жизни является выработка твердой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти по чьему-то указанию. Это должно быть личное, глубокое убежде­ ние и уверенность в том, что другого пути к здоровью, реализа­ ции своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует.

Другим составляющим элементом здорового образа жизни является режим жизнедеятельности. Вся жизнедеятельность человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, ре­ жим жизнедеятельности школьника определен учебным планом занятий в школе, режим военнослужащего — распорядком дня, утвержденным командиром воинской части, режим работающего человека — началом и концом рабочего дня.

Таким образом, режим — это установленный распорядок жиз ни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную дея тельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей.

Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинен, прежде всего, его эффективной трудовой деятельности.

Работающий человек живет в определенном ритме: он дол жен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, все про­ цессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из ос­ новных законов жизни и одна из основ любого труда.

Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельно­ сти обеспечивает более продуктивную работу человека и высо­ кий уровень его здоровья.

В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в опреде­ленные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего по вышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанав­ ливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и от­ дыха является основой высокой работоспособности человека.

Известный русский физиолог Н. Е. Введенский (1852—1922) говорил, что устают не столько от того, что много работают, сколько от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд. Он выдвинул ряд условий для достижения высокой работоспособности, а значит, и высокого уровня здоровья:

1.    Постепенное вхождение в работу.

2.    Продуманная и отработанная последовательность в труде.

3.    Правильное распределение нагрузки — дневной, недель­ ной, месячной и годовой.

Неравномерность нагрузки: спешка в одни периоды и без деятельность в другие одинаково вредны.

В подтверждение сказанного можно привести слова Л.Н. Тол­стого, которые он записал в своем дневнике: «Надо непременно каждый день писать не столько для успеха работы, сколько для того, чтобы не выходить из колеи».

Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе, при этом подчеркнуть, что отдых — это состояние покоя или актив­ ной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспо­ собности.

Наиболее эффективным в деле восстановления работоспо­собности является активный отдых, который позволяет рацио­нально использовать свободное время. Чередование видов ра­ боты, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановле­ние сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свободное время для укрепле­ ния своего физического и духовного здоровья.

Раскрывая вопросы о необходимости чередования труда и отдыха, особо следует подчеркнуть, что к важнейшему виду еже­ дневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека.

Потребность в сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон прежде всего способствует нор­мальной деятельности центральной нервной системы. Недосы­ пание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, ис­ тощению нервной системы, заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение ре­ жима сна — основа здорового образа жизни.

Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо вы­ работать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же вре­ мя, научиться быстро засыпать и крепко спать.

Правильное питание — это важнейшее условие здоровья че­ ловека, его работоспособности и долголетия. Что значит питать­ ся правильно? Это значит получать с пищей в достаточном коли­ честве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твердые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека.

Все элементы режима жизнедеятельности человека (труд, от­дых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья и долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни. Умест­ но привести здесь высказывание долгожителя из азербайджан ского села Махмуда Эйвазова, который прожил 152 года (1808— 1960). Эйвазов считал, что секрет долголетия кроется в пяти усло­ виях жизни: ежедневный труд (сам до последних дней работал в поле, его трудовой стаж составил 135 лет), закаленное тело, зака­ ленные нервы и хороший характер, правильное питание и горный климат.

Вопросы:

1.   Перечислите основные составные части режима дня школьника.

2.   Подготовьте сообщение на тему «Значение в режиме дня двигательной активности, режима питания и сна».

3.   Составьте режим своего дня, который вы считаете наи­более эффективным; укажите основные причины, отрица­ тельно влияющие на состояние вашего здоровья.

Дайте определение здоровья и перечислите основные факторы, которые влияют на него.