Урок 1. Науки, изучающие человека.

Цель и задачи урока:

    Познакомить учащихся с содержанием и задачами раздела «Человек и его здоровье» Активизировать интерес к приобретению знаний о своем организме и роли этих знаний для сохранения здоровья; Охарактеризовать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии.

Оборудование:

Таблица « Внутреннее строение человека». Портреты Сеченова, Боткина.

План урока:

    Организационный момент. Знакомство с организацией уроков, структурой учебника, правилами работы с ним. Новая тема (рассказ, беседа, таблица) Закрепление. Домашнее задание: читать введение, учить конспект.

Ход урока:

    работа с текстом учебника «Как пользоваться учебником» Ответьте на вопросы:
      Что означают значки, используемые в параграфе? Почему в конце учебника даны основные количественные показатели организма человека? Как с помощью указателя терминов найти в учебнике нужный материал?

П. Новая тема.

- почему в курсе биологии организм человека мы изучаем после зоологии?

- почему человека мы изучаем в специальном курсе, а не в курсе зоологии?.

Многие философы, ученые и писатели считают, что человек- уникальное творение Вселенной. Душа, речь, природная плоть, его разум, творческий дух делают человека независимым от природы и неповторимым.

Индивид- биологический вид, принадлежащий к классу млекопитающие, способный к труду, имеет приспособленность рук к трудовой деятельности, есть прямохождение.

Личность – человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе с помощью языка, становится личностью.

Индивидуальность- каждый человек имеет особенности в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах.

Главная потребность человека – сохранение жизни и здоровья. Большинство людей не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлить активную жизнь.

Что такое здоровье? (Использование приема «Ассоциация»)

- что у вас ассоциируется со словом «здоровье»?

- напишите 5 слов или фраз, связанные со словом «Здоровье».

Работа с тетрадью:

Здор о вье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровье- это одно из важных компонентов человеческого счастья, одно из условий социального и психического развития.

По ВОЗ: "Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Здоровье- это общественное достояние, важнейшая ценность, необходимое условие работоспособности и развития личности.

Что, по-вашему, нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

В первую очередь – изучить свой организм, понять, как он работает, соблюдать меры, предохраняющие от болезней и укрепляющие организм.

Человек – объект изучения многих наук. Основные из них – анатомия, физиология и гигиена.

Найдите, пожалуйста, в учебнике определения и описания этих наук.

· Анатомия – наука о строении организма и его органов.

· Физиология – наука о жизненных функциях организма и его органов.

· Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья.

· Валеология - наука о здоровом образе жизни.

Методы изучения человека:

1. рассечение трупов

2. эндоскопия- введение в полости тела и внутренних органов для их осмотра и фотографирования специальной трубки с осветительным прибором.

3. Электроэнцефалография- запись биотоков мозга в разных состояниях (покой, умственная и физическая работа, сон).

4. Рентгенография- получение снимков разных органов с помощью рентгеновских лучей.

5. Скенирвоание- введение в организм человека безвредных доз радиоактивных веществ и обнаружение с их помощью больных органов.

6. термография- получение теплофотографий на которых участки органа с разной теплоотдачей окрашиваются в разные цвета.

7. Электрокардиография- запись биотоков сердца для проверки его работоспособности.

8.световая микроскопия- изучение тонких срезов тканей.

9. анализы кала, мочи, крови.

10. антропометрические данные (рост, вес, давление и т.д.)

Ш. Закрепление.

Работа с учебником по заполнению таблицы