Валеология - наука о здоровье

В основе дисциплины «Валеология » лежит формирование здорового образа жизни. которое является важной частью гигиенического воспитания молодежи. В подготовке менеджеров данный курс будет иметь выраженную профессиональную направленность, так как позволит воспитать у будущих специалистов приоритетное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Крепкое здоровье, высокий профессионализм, творческое долголетие - основные стержни жизненного успеха человека.

Валеология (от лат. «быть здоровым») - научное направление, изучающее механизмы формирования, развития и сохранения здоровья, функциональные резервы организма. обеспечивающие устойчивость, надежность реализации биологических, генетических, физиологических, генеративных, психологических, социокультурных функций человека в онтогенезе и в конкретных условиях его жизнедеятельности.

Валеология - не альтернатива нозологической медицине, а дополнение к ней, расширение границ медицины вообще на основе учения о болезни (патологии) и учения о здоровье (валеологии).

В круг интересов валеологии входят морфология здоровья, генетика здоровья, физиология здоровья, психология здоровья, биофизика и биохимия здоровья, резервы систем организма индивида в разные возрастные периоды, экология здоровья, воспитание мотивации на здоровье, формирование знаний о здоровье и культуре здорового образа жизни .

Цели валеологии: создание системы знаний об общих онтогенетических механизмах формирования, развития и сохранения здоровья систем организма и организма в целом, создание системы знаний о методах и средствах оценки, контроля, мониторинга и коррекции здоровья; воспитание, образование, формирование образа жизни в соответствии с индивидуальными особенностями организма, этапом его онтогенеза, средой обитания и видом деятельности.

1. Разработка и реализация представлений о сущности здоровья, построение диагностических моделей и методов их оценки, а также прогнозирования.

2.Количественная оценка и прогнозирование уровня здоровья практически здорового человека, характеристики образа и качества его жизни; разработка на этой основе систем скрининга и мониторинга состояния здоровья индивида, формирование индивидуальных оздоровительных программ.

3.Формирование мотивации к коррекции образа жизни индивидом в целях укрепления здоровья.

4. Реализация индивидуальных оздоровительных программ, первичная и вторичная профилактика заболеваний. оценка эффективности оздоровительных мероприятий.

Началом возникновения идеи валеологии следует считать 11-У в. до н. э. когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. Примерно в это же время в Греции обосновали значение закаливания. физических упражнений и здорового образа жизни.

Гиппократ, указавший на значение внешних факторов и конституции, предугадал возникновение валеологических идей. Авиценна первым разделил физиологическое состояние человека на 6 градаций:

1) тело здоровое до предела;

2) тело здоровое, но не до предела;

3) тело не здоровое, но и не больное;

4) тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье;

5) тело больное легким недугом;

6) тело больное до предела.

Основоположником науки о здоровье человека в современном ее понимании считается И. И. Брехман, который в 1982 г. поднял на щит методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Исследуя роль адаптогенов, он сформировал новое научное направление - фармакосанацию («лекарства» для здоровых). При этом он пришел к мысли о необходимости изменить всю стратегию здравоохранения путем изучения этиологии, диагностики качества и количества здоровья индивида и назвал новое научное направление «валеологией».

В ноябре 1996 г. было принято и реализовано решение о создании в России новой практической специальности - врач-валеолог, а при Министерстве здравоохранения России создано Управление медицинской профилактики. призванное реализовать валеологические технологии через сеть центров медицинской профилактики.

Известно, что лечебная медицина выполняет только «ремонтную» функцию - лечение уже потерявших здоровье людей. Профилактика направлена на предупреждение отдельных заболеваний, но не на улучшение качества здоровья. Критерием деятельности этих разделов здравоохранения являются показатели снижения процента заболеваемости.

В отличие от других наук о человеке, валеология рассматривает здоровье человека в качестве самостоятельной категории, сущность которой может быть количественно и качественно определена и прогнозируема.

В последнее десятилетие внимание специалистов в проблеме здоровья все больше стало обращаться на образ жизни человека. на отношение индивида к собственному здоровью. В связи с этим актуальной проблемой становится формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). К сожалению, подавляющая часть населения страны не предпринимает никаких действий для изменения вредных привычек (гипокинезия, курение, употребление алкоголя и пр.). Причиной такого положения являются отсутствие у человека установки на личную ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья и низкий уровень мотивации на ЗОЖ.

Процесс формирования установки на здоровье предполагает наличие целенаправленной системы образования и воспитания. Однако до недавнего времени в стране отсутствовала последовательная и непрерывная система обучения здоровью и ЗОЖ, источники же информации о здоровье не дают человеку системных знаний о путях и возможностях сохранения и совершенствования своего здоровья.

Несомненно, что в основу стратегической задачи обеспечения здоровья должно быть положено формирование у человека его культуры, базирующейся на валеологическом образовании. Исполнительный Комитет ВОЗ на своем Конгрессе 1995 г. отметил: «Осознанная ответственность общества и прежде всего каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья - ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными».

В настоящее время из всего многообразия рассматриваемых путей государственной политики в обеспечении и сохранении здоровья основным является именно педагогический аспект. Поэтому уже можно говорить о том, что в стране сложилась система валеологического образования, которая может рассматриваться как неотъемлемая часть концепции формирования здоровья человека.

Валеологическое образование представляет собой «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей». Конечной целью валеологического образования должно быть воспитание культуры здоровья как части общей культуры человека.

Основные задачи, которые стоят перед валеологическим образованием:

1. Воспитание у людей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе овладения знаниями о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.

2. Обучение средствам и методам оценки своего физического состояния, а также использование функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.

Валеологическое обучение представляет собой процесс:

• формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развитии здоровья человека;

• овладения умениями сохранения и совершенствования личного здоровья и оценки формирующих его факторов;

• усвоения знаний о здоровом образе жизни;

• освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

Валеология оказывает важное влияние на мышление человека, его способности к пониманию универсальной ценности здоровья и роли окружающей среды как важнейшего условия его становления. Исходя из этого, именно здоровье должно занимать приоритетное место как в системе общечеловеческих ценностей, так и в социально-экономической политике государства.

В воспитании непосредственно культуры здоровья усилия валеологии должны быть направлены, прежде всего, на формирование у людей жизненной мотивации на здоровье и обучение их основам ЗОЖ.