Конспект урока по окружающему миру "Наше здоровье - в наших руках"

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них.

Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек, свежесть и красоту родной земли.

2. Постановка цели урока.

- При встрече люди обычно говорят друг другу хорошее, доброе слово «здравствуйте», желая друг другу здоровья.

… Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знаёт не всё.

Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»

А сам думает: "Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Вот так же, как и судьба бабочки была в руках человека, так и наше здоровье в наших руках. Сегодня на уроке мы поговорим о самом главном в жизни – о здоровье, поразмышляем о том, как нужно заботиться о своем здоровье, поразмышляем о том, какие факторы влияют на него.

3. Работа над темой.

Что такое здоровье?

- По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Какой он – здоровый человек?

- Главные правила здорового человека — разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом.

(Дети инсценируют ситуацию.)

МАМА:- Наташенька, вставай!

НАТАША:- Сейчас!

МАМА:- Уж день, взгляни в окно!

Ведь ты задерживаешь нас,

Ведь ты не спишь давно.

НАТАША:- Ну, мамочка, ну, чуточку,

4.Дорога в школу

5.Занятия в школе

6.Прогулка на свежем воздухе

7.Обед, отдых, помощь по дому

8.Посещение кружков, секций

9.Свободное время

10.Ужин

11.Личная гигиена. Подготовка ко сну.

(Пункты перепутаны, дети расставляют правильно.)

- Большое влияние на здоровье человека оказывает полноценное питание. Оно должно быть правильным, т. е разнообразным, регулярным. От правильного питания человека зависят его нормальный рост, развитие и здоровье. Организм лучше сопротивляется различным болезням, в том числе инфекционным, если правильно питаться. Пища должна дать организму все необходимое для происходящего в нем усиленного роста и развития. Необходимо, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду.

Перед вами карточки с продуктами питания, нам надо распределить их в 2 колонки – вредные и полезные.

4. Выполнение проекта. Составление коллективной памятки «Золотые правила питания».

- Теперь каждый из вас подумает и назовет правила питания. А потом мы вместе выделим главные.

· Главное – не переедайте.

· Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

· Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.

· Перед приемом пищи сделайте 5-6 упражнений дыхательных, мысленно поблагодарив всех, кто принимал участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.

Творческое задание (групповая работа).

-А сейчас, ребята я предлагаю вам выполнить творческое задание. Надо из слов составить пословицу, при этом надо изменить окончание в словах или переставить их.

Кто много ходит, тот долго живёт.

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Правильно, ребята, с каждым годом двигательная активность человека уменьшается. А мышечный голод для здоровья человека так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов. В школьном возрасте ребёнок не мене 1,5 часов в день должен заниматься активными физическими упражнениями. Хорошо, когда человек с детства дружит с физкультурой. Это оградит его в будущем от болезней и преждевременной старости. Для поддержания своего здоровья необходимо каждый день делать утреннюю зарядку, а после школы ходить на какую-нибудь спортивную секцию. Вы должны помнить: «Движение – это жизнь».

Физминутка.

-Наша природа очень богата и щедра своими дарами: ягодами, грибами, лекарственными

растениями, которые также важны для человека. Давайте вспомним некоторые из них.

- Содержащаяся в апельсинах салициловая кислота позволяет с успехом использовать эти фрукты как жаропонижающее средство. Кроме витаминов А, В1, В2, РР, а также магния, фосфора, натрия, калия, кальция и железа, в апельсинах много витамина С – 80 мг в одном плоде.

- В народной медицине отвар из цветков бузины принимают при болезнях почек, ревматизме, подагре и воспалениях суставов другого происхождения. Больные суставы рекомендуют еще обкладывать облитой кипятком смесью цветков бузины и ромашки, взятых поровну (мягчительный сбор). Припарки делают также при невралгиях, миозитах.

- Употребление винограда весьма полезно при ларингитах, фарингитах, трахеитах, бронхитах, бронхиальной астме, плевритах (сухих и выпотных).

- Вишня улучшает аппетит и является ценным диетическим продуктом.

- Настои плодов и листьев применяют в медицине и как слабое мочегонное средство, при камнях в печени и почках, при авитаминозах, и простуде.

- В настоящее время в народной медицине принимают отвары или варенье из инжира как потогонное и жаропонижающее средство.

- Плоды малины употребляют в народной медицине для улучшения пищеварения, при цинге, малокровии, желудочных болях.

- Каждый человек способен привыкать к каким – либо действиям, ощущениям. Кто – то привыкает рано ложится спать, кто – то поздно.

- Что появляется у человека?

- Привычки могут помочь беречь здоровье, а есть привычки, которые вредят здоровью.

Как вы думаете те привычки, которые помогают беречь здоровье как называются? А остальные? Давайте вместе попробуем разобраться – какие привычки полезные, а какие – вредные?

* курение

*потребления алкоголя

*наркотики

*утренняя зарядка

*рано ложиться спать

*поздно ложиться спать

*грызть ногти

*чистить зубы перед сном

*прогуливаться перед сном

*всегда перед едой мыть руки

5. Подведение итогов. Рефлексия.

-Ребята, спасибо вам за работу, все молодцы! Надеюсь, что урок здоровья не прошёл даром, и вы многое почерпнули из него.

Помните: здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Ведь «Здоров будешь – всё добудешь!» Берегите своё здоровье!

- И в завершении урока - перед каждым из вас лежит чистый лист бумаги, обведите на нем левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчик в соответствующие цвета. Если какая–то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой палец – красным – для меня тема была интересной и важной.

Указательный – жёлтым – узнал много нового.

Средний – зелёным – я постараюсь выполнять все советы, чтобы быть здоровым.

Безымянный – синим – мне было неинтересно, эта тема для меня не важная.

Мизинец – фиолетовым – обязательно расскажу родителям, как беречь здоровье.