СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ "УЧЕНИЕ О ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"

Зайцев В.П.

Белгородская государственная технологическая академия строительных материалов, Россия

Аннотация. В статье изложен анализ литературных источников, касающихся проблемы здоровья человека. Отражены также работы белгородских ученых и педагогов, занимающихся проблемой здоровья дошкольников, школьников и студентов в учебных заведениях.

Ключевые слова: учение о здоровье, составляющие здоровья, пограничное состояние, конференции, сборники о здоровье.

Анотацiя. Зайцев В.П. Стан проблеми "навчання про здоров'я людини". У статтi викладений аналiз лiтературних джерел, що стосуеться проблеми здоров'я людини. Вiдбитi також роботи бiлгородських вчених i педагогiв, що займаються проблемою здоров'я дошкiльникiв, школярiв i студентiв у навчальних закладах.

Ключовi слова: навчання про здоров'я, складовi здоров'я, прикордонний стан, конференцii, збiрники про здоров'я.

Annotation. Zaitsev V.P. Condition of a problem "the doctrine about health of the man". This article the analysis of literary sources touching of the problem human`s health is presented. Works of the learned and teachers from Belgorod occupying to the problem health of Childs under Scholl age, schoolboys and students in educational institution also are reflected.

Keywords. doctrine about health, components of the health, frontier condition, conferences, collections about health.

Интерес к проблеме "Учение о здоровье человека" в настоящее время вполне закономерен. Этот интерес определяется продолжающимся развитием научно-технического прогресса и в то же время ухудшением состояния здоровья, как взрослого человека, так и детей, подростков и молодых людей. Появились новые определения заболеваний - "болезни современной цивилизации": ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, остеохондроз, неврозы, ожирение, гипотрофия, сахарный диабет и другие. Если раньше эти болезни чаще всего встречались у пожилых людей, то теперь они выявляются у лиц молодого возраста.

Лучшим предупреждением заболеваний является их профилактика. Ее проведение надо начинать с самого рождения, не поздно и в студенческие годы.

Ф.М. Достоевский писал: "Человек есть тайна". Познать которую стремиться все человечество. Однако к этому необходимо добавить, что здоровье человека - тоже одна из тайн его жизнедеятельности. И эту тайну надо познать - "Человек разумный, познай самого себя!" В связи с этим хочется понять, так что же такое здоровье?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 1946 году в своем уставе записала, что ". здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов". Многие ученые усомнились в таком понимании. По их мнению, такое определение здоровья не совсем отвечает современным потребностям общества и нуждается в изменении. Рассмотрим некоторые из них.

Р.М. Баевский (1979) считает, что здоровье является контрольным специфическим состоянием человеческого организма, обеспечивающим достижение им своего функционального оптимума. Этот оптимум определяется соответствующими внутренними и внешними условиями и отражает двойственную - биологическую и социальную - природу человека, а проще. под здоровьем следует понимать возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биохимической, психологической и социальной сущности человека.

По мнению П.Г. Царфис (1987) здоровье можно определить и как состояние организма, при котором все его функции проявления жизнедеятельности находятся в гармоническом и динамическом взаимодействии с окружающей средой.

Основоположник валеологии И.И. Брехман (1990) так определил здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. Сенсорный поток воспринимается органами чувств через первую сигнальную систему, вербальный (устное или письменное слово) - через вторую сигнальную систему, структурный (компоненты пищи и вдыхаемого воздуха) поступает через желудочно-кишечный тракт и дыхательную систему.

В свою очередь В.П. Петленко (1996) отмечает, что здоровье - это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) организма и условиями среды, постоянно меняющимися. Потенциал здоровья - это совокупность способностей индивида и особенностей его поведения, по которым можно построить прогноз, определить предрасположенность к тому или иному заболеванию. В связи с изложенным, как считает В.П. Казначеев (1997), науке и просвещению представлен крупнейший социальный заказ - поиск путей сохранения российского этноса, его здоровья, его трудовой, репродуктивной, валеологической достаточности. И этот заказ не может быть обращен в сторону только медицинской науки, практического здравоохранения. Более того, центр тяжести проблемы все в большей степени переносится на сферы научных, медицинских, гигиенических, экологических, демографических исследований и разработок в сферу просвещения.

В.А. Лищук и Е.В. Мосткова (1997) под здоровьем понимают как способность к самосохранению и саморазвитию. Чтобы понять, почувствовать и принять эту суть здоровья надо использовать интуицию, экзотерику и здравый смысл или. здоровье - это способность находиться в гармонии с самими собой, с естественной и искусственной средой обитания, состоящей ныне в основном из Вам подобных, но и бесконечно от вас отличающихся субъектов - людей особенно их объединений.

По выражению В.В. Колбанова (1998), здоровье человека - это континуум (сменяемость и протяженность во времени) естественных состояний жизнедеятельности, характеризующиеся способностью организма к совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающейся среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций, в том числе рождения и воспитания потомства. Отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную нагрузку здоровья. Полная утрата здоровья несовместима с жизнью.

Известные специалисты по валеологии Г.Л. Апанасенко и Л.А. Попова (1998) предлагают свою версию определения: здоровье - величайшая социальная ценность и является очень сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды. Это гармония, внутрисистемный порядок, обеспечивающий такой уровень энергетического потенциала, который позволяет человеку хорошо чувствовать себя и оптимально выполнять биологические и социальные функции.

Один из основоположников валеологии и становления валеологического образования в Российской Федерации Э.Н. Вайнер (2001) считает, что здоровье есть состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды. В проблеме здоровья понятие адаптации следует считать центральным.

К определению понятия здоровья эксперты ВОЗ неоднократно возвращались. Так, на Алма-Атинской международной конференции по первичной медико-санитарной помощи, проведенной ВОЗ и ЮНИСЭФ в 1978 году, подтвердили определение ВОЗ о здоровье и подчеркнули важность профилактических мероприятий: "Конференция вновь решительно подтверждает, что здоровье, будучи состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, которое не сводится лишь к отсутствию болезни или физического недостатка, является основным правом человека и что достижение возможно высшего уровня здоровья составляет наиболее важную всемирную социальную задачу, для выполнения которой необходимо совместные усилия многих других социальных и экономических секторов в дополнение к сектору здравоохранения".

В 1984 году рабочая группа ВОЗ, обсуждая "Концепции и принципы обеспечения здоровья", составила новое определение: здоровье - это степень способности индивида или группы, с одной стороны, изменяется или кооперироваться со средой - с другой. Здоровье поэтому рассматривается как ресурс каждодневной жизни, а не цель жизни.

В программном документе ВОЗ "Девятая общая программа работы (на период 1996 - 2001 г.г. включительно)" отражены достижения улучшений в состоянии здоровья населения и обеспечение равенства в области здравоохранения посредством оказания странам поддержки при решении ими главных задач в области здравоохранения. Деятельность ВОЗ в этом плане осуществляется в соответствии с такими программными ориентирами:

- интеграция процессов развития здравоохранения, гуманитарного развития и социальной политики, при том, что здоровье людей является одной из важнейших целей развития, а сама способность к развитию зависит от состояния здоровья;

- укрепление и охрана здоровья с позиции поведения людей: потребление табака и наркотиков, привычки, питание, небезопасная сексуальная практика, повышенный риск поступков, насилие;

- предупреждение конкретных проблем здравоохранения и борьба с ними (иммунизация детей, борьба с кариесом зубов и т. д.).

В то время "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", одобренная Правительством РФ (постановление № 1387 от 5.11. 1997) ставит перед медицинской наукой такие задачи:

1. Формирование стратегии сохранения и укрепления здоровья населения, разработка научных основ борьбы с наиболее распространенными заболеваниями.

2. Получение на основе фундаментальных исследований новых и углубление имеющихся знаний о здоровом и большом организме человека, его жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.

3. Разработка новых методов профилактики, диагностики и лечения болезней, восстановление утраченного здоровья, увеличение продолжительности периода активной жизни человека.

В этой концепции рекомендовано также проводить работу по расширению базы здравоохранения, которая должна осуществляться по двум направлениям:

- привлечение внимания населения к вопросам охраны здоровья;

- сотрудничество со средствами массовой информации в популяризации здорового образа жизни.

Большое социально-медицинское и общественное значение имеет также сохранение и укрепление здоровья школьников и студенческой молодежи. Так, Законом РФ "Об образовании" (1992) определены принципы государственной политики в области образования (гл. I, с. 2), первым из которых является "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности". Эта проблема нашла отражение в Законе РФ "О физической культуре и спорте" (1999), в котором физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, а также воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины.

Подводя итог дискуссии о здоровье человека, хочется закончить словами В.К. Климовой и др. (1998): "познавая мир вокруг себя, человек отстает в познании "собственного устройства", своей сущности и своего места в этом мире. Несомненно, отшлифованный в ходе эволюции высокосовершенный человеческий организм следует рассматривать как частицу Вселенной со всеми присущими ей сложными взаимосвязями и противоречиями. Здоровье, бодрость и долголетие - извечная мечта человечества. В связи с этим, управление человека своим организмом заключается не в изменении или улучшении генотипа, а, наоборот, в его стабилизации путем создания максимально благоприятных условий для нормального функционирования".

Учению о формировании, укреплении и сохранении здоровья человека стали уделять больше внимания после появления книги И.И. Брехмана "Человек и биологически активные вещества" (1980). В ней автор впервые употребил термин "валеология". В переводе с латинского на русский слово "valeo" означает "быть здоровым". Это учение о здоровье стало внедряться на всех этапах жизнедеятельности человека: в детских садах, школах, колледжах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в учреждениях и на производстве.

Над проблемой "Здоровье человека" в 80-е годы работали З.А. Васильева и С.М. Любинская (1980), И.И. Пархотик (19980), С.А. Полищук (1985), Е.А. Пирогова и др. (1986), Н.М. Амосов (1987), Ю.П. Лисицин, А.В. Сахно (1988), В.Г. Царфис (1988), О.А. Александров (1988). В этих работах были раскрыты проблемы, касающиеся общих положений о здоровье человека и дисскутировались вопросы по определению понятия здоровья.

В 90-е годы уже появились труды, в которых изложены разработки мероприятий, направленных на формирование, укрепление и сохранение здоровья (В.П. Войтенко, 1991; В.А. Лищук, Е.В. Мосткова, 1994, 1997; М.Я. Виленский, А.Г. Горшков, 1995; В.П. Петленко, 1996,1997; В.П. Зайцев, 1996, 1998, 2000; Н.М. Амосов, 1997; Б.Н. Чумаков, 1997; В.В. Колбанов, 1998; Г.К. Зайцев, 1998; С.Н. Заготова, 1998; Н.Т. Лебедева, 1998; Н.Н. Куинджи, 2000).

Понять здоровье человека без изучения понятий о его составляющих очень трудно. Здоровье по определению ученых имеет несколько составляющих, среди них три являются основными компонентами: физический, душевный и социальный.

Физический компонент здоровья характеризуется способностью сохранять и использовать тело. Измеряется он физическим развитием человека, его физической подготовленностью, формой и тренированностью, физической активностью и функциональной готовностью. Для этого используются средства физической культуры, формы и методы ее занятий.

Душевный компонент здоровья или психическое здоровье определяется способностью сохранять душевное равновесие и использовать резервы психики. А это значит, что человек должен осуществлять контроль своих эмоций поведений.

Социальный компонент здоровья отражает способность человека сохранять и использовать отношения с другими людьми. Характер взаимоотношений во многом зависит от положения человека в обществе, на работе, в семье.

Е.Н. Нестерова (1999) в указанные выше компоненты здоровья вкладывает свои формулировки. Физическое здоровье, по ее мнению, - это состояние при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. В то время как психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов. А социальное здоровье - это социальная активность, деятельное отношение человека к миру.

Среди других компонентов здоровья человека можно выделить: генетический, окружающей среды, здоровье детей, заболеваемость и т.д.

Дать определение здоровью человека немыслимо без изучения знаний в области пограничных состояний и патологических процессов. Пограничное состояние - это такое состояние, при котором его нельзя считать как нормальным физиологическим процессом, так и патологическим. В клинической практике такое состояние называется преморбидным ("morbus" - болезнь) или предболезнью. Еще в 1979 году Р.М. Баевский подобное состояние организма называл "ничейной зоной", то есть состояние между здоровьем и болезнью, а И.И. Брехман (1990) - третьим состоянием, включающим в себя "и то, и другое", и в то же время, имеющих ряд существенных отличий, как от здоровья, так и от болезни.

При пограничном состоянии в организме человека наблюдаются функционально-морфологические изменения. Эти отклонения отражают пока небольшие колебания показателей нормы и могут бесследно пройти или перейти в патологический процесс.

Как отмечают ученые, в пограничном состоянии организм человека находится тогда, когда он работает в условиях ночной смены, трансмеридиальных и трансширотных перемещений, пониженного или повышенного атмосферного давления, в период адаптации к новым природно-климатическим условиям, имеет повышенный вес, занимается голоданием. В этом же состоянии организм человека может быть при слегка пониженном или повышенном артериальном давлении, в период полового созревания и климакса или когда он постоянно тренируется и выступает на соревнованиях. Таких примеров из жизни человека можно привести множество. По сути дела, такое состояние можно считать фактором риска для развития тех или иных заболеваний.

Следовательно, именно в пограничном состоянии организма необходимо искать истоки заболевании человека. Умение определить такое состояние и предотвратить его является основной задачей профилактических мероприятий, проводимых органами здравоохранения, образования и физической культуры.

Не отстают от проблемы изучения здоровья человека и белгородские ученые, врачи, педагоги, физиологи и социологи. По этой тематике ими опубликованы монографии, учебные пособия, статьи, проведены научно-практические конференции.

Так, в Харьковском государственном институте физической культуры в 1996 году выпущено в свет учебное пособие "Валеология - учение о здоровье" автора В.П. Зайцев.

В 1996 году Белгородский базовый медицинский колледж совместно с Харьковским государственным институтом физической культуры выпустил международный научно-методический сборник "Валеология и физическая реабилитация в учебно-исследовательской работе". В котором опубликованы работы ученых-педагогов средних специальных и высших учебных заведений Белгорода, Харькова, Москвы, Киева и других городов, в которых отражены частные аспекты оздоровительного воспитания и образования населения, в том числе и студентов.

Особое внимание формированию, укреплению и сохранению здоровья студентов уделяется в Белгородской государственной технологической академии строительных материалов. Преподавателями кафедры физического воспитания и спорта в 1998 году опубликованы "Авторская рабочая программа по разделу валеология в учебной дисциплине физическая культура" и учебное пособие "Здоровье человека и профилактика заболеваний". В учебном пособии были отражены три направления: здоровье, как биосоциальная адаптация к окружающей среде; основы валеологического воспитания и образования; профилактика заболеваний. Выпуск этих работ помог преподавателям и студентам решить ряд воспитательных, развивающих, образовательных и оздоровительных задач.

В 1999 году белгородский юридический институт МВД РФ совместно с Харьковским государственным институтом физической культуры провели научно-практическую конференцию на тему: "Социально-педагогические технологии и оздоровительные программы в формировании и развитии личности". По материалам конференции выпущен сборник. В нем представлены научные и методические работы, в которых отражены педагогические, оздоровительные и рекреативные направления в области физической культуры, изложены современные познания о проблеме здоровья человека на всех этапах его жизнедеятельности.

Белгородский государственный университете в 2000 году провел международную научно-практическую конференцию "Современные технологии валеологии и физическая реабилитация" В опубликованном сборнике оздоровительным программам посвящены 33 статьи из различных научно-учебных центров России и Украины.

Белгородская государственная технологическая академия строительных материалов совместно с Харьковской государственной академией физической культуры провели в феврале 2002 года международную научно-методическую конференцию на тему: "Современные технологии и оздоровительные программы педагогического процесса по физической культуре и спорту в учебных заведениях". Тематика конференции отражена в четырех направлениях. Все направления прямо или косвенно касались оздоровительного и рекреативного воспитания и образования студентов средствами физической культуры, спорта и туризма в учебных заведениях.

Итогом проходившей конференции был круглый стол. За ним прошло заключительное обсуждение актуальных проблем физического воспитания, спорта и туризма на основе формирования оздоровительных программ. В то же время были выработаны научно-методические рекомендации по формированию, укреплению и сохранению здоровья студентов.

Проблеме здоровья студентов в г. Белгороде посвящены и диссертационные исследования. В 1998 году была защищена кандидатская диссертация И.И. Олейниковой на тему: "Химические основы валеологического образования студентов педагогических вузов" (БелГУ). В своей работе автор предложила теоретическую модель оздоровительного образования в педагогическом вузе, главная цель которой заключается в непрерывности валеологического образования и различном его содержании на мотивационном, формирующем и заключительном этапах обучения. Результаты ее исследований дополнили представления о путях формирования у студентов ценностного отношения к своему собственному здоровью и здоровью окружающих.

Следует заметить, что число проблем социального управления, стоящих перед высшей школой, относится формирование мотивационно-ценностного отношения будущего специалиста к своему здоровью. Учеба студентов как и всякий труд, требует самых различных затрат ресурсов организма. Это и затраты умственной энергии, и нерв, и мускулов. Как добиться того, чтобы эти затраты были наиболее рациональными, чтобы хорошие и отличные отметки у студентов не сопровождались ростом хронического утомления и снижения работоспособности? Поиском путей решения этой проблемы была посвящена кандидатская диссертация С.В. Гончарук (БелГТАСМ) на тему: " Социальный аспект формирования санитарно-гигиенической культуры студенческой молодежи" (2000).

Таким образом, проблема здоровья человека, в том числе здоровья студентов, в настоящее время является актуальной и практически важной. Следует надеяться, что анализ полученных данных о здоровье человека послужит основой для рационального решения сложных и ответственных задач оздоровительного воспитания и образования студентов и их трудоспособности в высших учебных заведениях.