Авторская программа «Уроки здоровья» для учащихся 1 – 4 классов

31 Январь 2015

0 (1109) Просмотры

Здоровье, говорил русский ученый – физиолог И.П.Павлов, – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек.

Здоровье каждого человека не только его личное дело. Это величайшая общественная ценность, общенародное достояние.

Итак, здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Быть здоровым, значит нужно иметь определенные знания, умения и навыки в области гигиены, здорового образа жизни, медицинской помощи, нужно научиться не вредить своему организму.

В последние годы наблюдается нарастающая тенденция ухудшения состояния здоровья учащихся. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Самый главный путь к здоровью – предупреждение заболевания, так называемая профилактика болезни.

Одним из путей профилактики роста заболеваний, воспитания здорового образа жизни, формирования у учащихся собственной ответственности за свое здоровье является разработка этой программы уроков здоровья для 1-4 классов.

Данная программа позволяет последовательно решать задачи по здоровому образу жизни на протяжении всех лет обучения в начальной школе, формировать у учащихся целостный подход к состоянию здоровья на основе здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе.

    развивать культуру здоровья у детей и подростков; научить школьников ответственно относиться к своему здоровью; научить распределять физические нагрузки в разный период физиологического развития (правильно и рационально составлять режим дня); помочь детям с ослабленным здоровьем адаптироваться в школьной среде, используя специальные физические упражнения; научить детей оценивать свое физическое развитие и уровень физической подготовленности; привлечь родителей  в помощи укрепления здоровья своих детей; помочь школьникам стать здоровыми и счастливыми.

1. Формирование мотивационно-ценностного отношения к ЗОЖ, установки на самопознание, саморазвитие.

2. Ознакомление с правилами личной и общественной гигиены, безопасности жизнедеятельности.

3. Воспитание  осознания того, что человек является частью природы и космоса, воспитание природосберегающего поведения детей.

4. Формирование представлений о своем нравственно-духовном, психофизическом состоянии здоровья как личном и общественном достоянии.

5. Приобретение опыта методов и форм здоровьесберегающей работы для достижения оптимального уровня жизнедеятельности.

Организация обучения и виды деятельности

—  Основными формами организации являются лекции, семинары, групповая и парная работа, практические занятия.

— Основные формы обучения – урочная (нетрадиционные и интегрированные уроки), внеурочная (игровые приемы).

— дополнительные виды деятельности:

    чтение стихов, сказок, рассказов; разучивание и прослушивание песен; подвижные игры; физические упражнения и ежедневная утренняя зарядка; рисование и лепка.

Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Уроки содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки — упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Проведение уроков Здоровья  исключает академический стиль назидания и указания. Это скорее всего совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествие в тайны своей сущности, связанное с многими открытиями. Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребенка формировалось настроение особой радости, нежности к самому себе, а через себя — к другим.

Программа  предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста. Предлагаемые темы и разделы  рассчитаны на 4 года обучения: 1-й год — 32 часа, 2-й, 3-й и 4-й год — по 34 часа. Они взаимосвязаны между собой, и каждый последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний.

При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра — это один из способов развития в ребенке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства.

В ходе реализации программы этому виду деятельности придается особое значение. Игра часто присутствует во время учебной деятельности и согласуется с темами уроков: «Путешествие по пищеварительному тоннелю» (ролевая игра), «Угадай меня» — к теме «Кожа — орган осязания», «Угадай по запаху» — к теме «Hoc — орган обоняния» и др. Итоговые уроки  по закреплению полученных знаний рекомендуется проводить в форме блицтурниров, КВНов, праздников.

Использование на уроках различных игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребенка в игре, подражании, движении, практическом действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы урока.  Кроме этого,  предполагается проведение подвижных, развивающих и психотехнических игр.

Ожидаемые результаты:

    Повышение уровня гигиенических знаний, сознательного поведения учащихся; Формирование мотивации, практических знаний и умений по обеспечению здорового образа жизни; Улучшение показателей здоровья; Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся; Снижение количества ситуаций, представляющих опасность для здоровья младших школьников; Решение проблемы: «Человек – образ жизни – образование – здоровье».

Принципы построения программы:

Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в Законе «Об образовании».

Программа уроков Здоровья  основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников.

Принцип сознательности  нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности  предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Структура программы «Уроков здоровья»

1 класс (32 часа)

1. Введение (3 ч)

2. Физическое здоровье и здоровый образ жизни (10 ч)

3. Психическое здоровье (6 ч)

4. Нравственно-духовное здоровье человека (5 ч)

1. Введение (2 ч)

2. Физическое здоровье и здоровый образ жизни (12 ч)

3. Психическое здоровье (5 ч)

4. Нравственно-духовное здоровье человека (8 ч)

5. Основы доврачебной помощи (7 ч)

Требования к уровню подготовки учащихся:

К концу 1-го года обучения дети должны знать:

— по каким законам ребенок появляется в этот мир;

— о событиях, предшествующих его появлению;

— о строении своего тела;

— о том, что полезно и что вредно позвоночнику;

— о полезных и вредных для растущего организма продуктах;

— правила гигиенического ухода за телом;

— об опасности вредных привычек.

К концу 2-го года обучения дети должны знать:

— название частей тела, основных внутренних органов и систем, их функции и назначение (уметь находить их);

— строение скелета, упражнения роста;

— правила рационального питания;

— как заботиться о сердце и органах дыхания;

— об органах чувств, их строении и функциях.

Должны уметь:

— выполнять правила и упражнения, позволяющие укрепить осанку, полезные для сердца и легких;

— выполнять правила сохранения зрения и слуха;

— находить биологически активные точки от зубной боли, простуды, антистрессовую точку.

К концу 3-го года обучения дети должны знать:

— о существовании биологических часов у живых организмов;

— о сбалансированности между всеми системами тела;

— о способностях мозга и значении сна и отдыха;

— о значении иммунитета и прививок;

— правила первой помощи при травмах, ожогах, отравлении;

— значение лекарственных трав;

— правила закаливания. Биологически активные зоны (БАЗ);

— свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное поведение. Здоровый образ жизни (ЗОЖ).

К концу 4-го года обучения дети должны знать:

—       что такое здоровье, стиль жизни, его значение для сохранения и укрепления здоровья;

—       режим дня, основы правильного питания, правила личной и общественной гигиены и их влияние на состояние здоровья человека;

—       вредные и полезные привычки, их последствия;

—       название и расположение частей тела, органов и систем тела человека, функционирование внутренних органов;

—       виды двигательной активности, комплексы физических упражнений полезные для работы сердца, легких, суставов, стопы, глаз, позвоночника (на осанку);

—       правила поведения с разными людьми, их выражение чувств;

—       позитивные и негативные качества личности, их влияние на состояние здоровья человека;

—       средства и методы предупреждения и преодоления утомления и переутомления;

—       происхождение человека;

—       влияние природы и окружающего мира на состояние здоровья человека.

Должны уметь:

—       следить за своим состоянием здоровья;

—       определять частоту сердечных сокращений, вес, рост, окружность грудной клетки, жизненную силу легких, силу мышц рук, спины, уровень физической подготовленности по показателям педагогических тестов;

—       вести дневник «Здоровья», карту физического состояния;

—       соблюдать режим дня, питания, двигательной активности;

—       выполнять  правила личной и общественной гигиены;

—       определять, что вредно и полезно, описывать деятельность основных частей тела человека;

—       строить отношения в семье, со сверстниками, обществе, природе, проявлять такт в общении с людьми обоего пола, реагировать на разные  настроения людей;

—       применять средства и методы по преодолению утомления и переутомления;

—       соблюдать профилактические мероприятия по предупреждению распространенных инфекционных заболеваний.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

— гуманность;

— вежливость;

— трудолюбие;

— физическая культура;

— честность;

Скачать программу полностью